Как научить ребёнка правильно произносить звук [р].
консультация

Кузнецова Людмила Ивановна

Консультация для родителей  содержит теоретический и практический материал для родителей  по обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста правильному произношению звука [р].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_nauchit_rebyonka_proiznosit_zvuk_r.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка произносить звук Р.

Важной составляющей частью работы над постановкой звука [р] является дыхательная гимнастика, точнее воспитание у ребёнка целенаправленной воздушной струи, идущей по середине языка.

Если ребёнок уже научился дуть в «трубочку» из губ, не надувая щёки, переходим к следующему этапу, учим ребёнка  дуть на язычок между губами. «Язычок-блинчик», губы в улыбке, щёчки не надуваем, дуем «остудим блинчик», спокойный вдох и плавный выдох.

Для одного занятия достаточно 3 упражнения, каждое выполняется 5-7 раз.

Дыхательные упражнения можно выполнять перед артикуляционной гимнастикой или после неё.

                   Упражнение   «Сдуй ватку с ладони».

Удерживая язык в положении между губами, подуйте на ватку, лежащую на ладони, так, чтобы она слетела. Выполняем упражнение 7 раз.

Упражнение «Прокатите карандаш по столу»

Подуйте на карандаш, лежащий на столе, язык в положении между губами, так, чтобы он покатился по столу. Выполняем упражнение 7 раз.

Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»

 Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

     Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Упражнение «Фокус». 

Удерживая язык в положении между губами, подуйте на бумажку, прикреплённую на кончик языка, а затем на кончике носа.

Упражнение «Подуй на полоску».

Берем полоску бумаги, 1см ширина, длина 10 см. Прикрепляем к кончику языка один край, как бы приклеиваем (слюной), на другой дуем, чтобы он поднялся, если ребёнок правильно подует, свободный край полоски завибрирует, задрожит.

                 Упражнение «Путешествие кораблика».

Сделайте бумажный кораблик, налейте в ёмкость воды и отправьте кораблик в путешествие, дуя на него ветерком.

Следите за правильным дыханием: вдох, выдох, пауза (отдохнули)!

Аналогично можно предложить ребёнку следующие упражнения.

Упражнение: «Надуй мыльный пузырь».

Упражнение: «Подуй на вертушку».

Упражнение «Подуй на бумажную птичку».

Упражнение «Забей гол в ворота» (Мяч из ватки)

Упражнение «Гонка фасолин».

Упражнение «Сдуй пушинку, снежинку с ладони».

Способы постановки звука [р].

Если ребёнок освоил комплекс  артикуляционных упражнений, научился правильно «дуть на язычок», можно приступать к постановке звука [р]. Прежде всего, необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данного звука.

При произнесении звука [Р] артикуляционные органы занимают следующее положение:

• рот раскрыт в зависимости от последующего гласного звука;

• язык широкий, плоский, слегка приподнятыми боковыми краями плотно прижат справа и слева к боковым верхним зубам до резцов;

• широкий тонкий кончик языка загибается вверх и касается средней части переднего края твердого нёба — альвеол;

• средняя часть языка, его спинка, несколько опущена, а задняя часть приподнята. Таким образом, сверху язык напоминает форму неглубокого ковшика;

• мягкое нёбо поднято и закрывает воздуху проход в нос;

• голосовые связки при громком произнесении вибрируют.

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звука [Р], настолько же многообразны средства преодоления их.

1 способ.

Простое подражание, предполагающее слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков окружающего мира (рокот мотора дрр, раскаты грома ррр, останови лошадку –трр, кошка мурлычет мурр, ворона каркает каррр), с одновременным зрительным контролем формы, положения и работы языка с помощью зеркала приводит к цели лишь в самых легких случаях.

2 способ.

Если ребенок затрудняется произнести звук по подражанию, можно приступить к непосредственной постановке звука [Р], используя механическую помощь: на палец надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Барабанщик» или «Молоточек», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка. (В домашних условиях можно применять чисто вымытый пальчик ребёнка.)

Постановка звука [Р] с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа. Механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи.

3 способ.

Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука [Д], артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук [Д] («ддддддддддд...») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).

Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ритме («дддд..., ддддддд..., ддд-ддд-ддд»). Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например:

ддда                 аддд                 аддда

ддды                 ыддд                 ыддды

В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем, соской, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука [Р].

Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, сбоку между коренными зубами следует ввести деревянный шпатель или резиновый брусок (зубную щетку), или пальчик ребёнка, который будет выполнять роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадет.

4 способ.

Вибрацию языка можно получить и без использования шпателя, если в момент произнесения «д-д-д» постучать ладонью внизу под подбородком. Ребенок произносит слова с обратные слогом, педагог постукивает ладонью под подбородком снизу (например, «а-д-д, и-д-д, ка-д-д, па-д-д...»).

 

Упражнения «Заведи мотор» ддд-дррр (С сильным выдохом на язык».

Упражнение «Останови лошадку» тррр.

При переходе от звукосочетаний «тр, др» к слогам (дра-, тра-) у детей бывают затруднения в слитном произнесении слогов тра-, дра-.

 В этом случае можно предложить ребенку следующий прием: сжав кулачки, поставить их перед грудью, в момент произнесения «др-р-р-а» резко опустить руки вниз.

Можно сочетать произнесение «тра, дра» с прыжками вверх на обеих ногах, хлопками в ладоши. Выполнение резких и сильных движений в сочетании с произнесением слогов и коротких слов переключает ребенка с излишней сосредоточенности на артикуляторных движениях и облегчает переход от изолированного воспроизведения звукосочетаний «тр, др» к введению звука в слоги и слова. Этот же прием можно использовать и в случае затруднения произнесения звука [Р] при стечении с другими согласными («бр-р, вр-р»): сильно сжать кулачки и, резко опустив их вниз, сказать: брат, браво.

Иногда ребенок может произносить шепотный глухой длительный звук [Р] со сжатыми зубами. В этом случае ребенку можно предложить произносить звуки «трр», прикусив деревянный шпатель. Постепенно увеличивая расстояние между зубами (для чего следует прикусывать сложенный вдвое-втрое шпатель), удается получить длительное произнесение сочетания «тр-рр» с разомкнутыми зубами.

После того как вибрация достигнута, путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых постепенно в более быстром темпе, необходимо добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения звука [Р].

5 способ.

Вызывание одноударного звука [р], язычок упирается в шишечки за верхние зубы и отталкивается от них с дыханием, получается звук похожий на [р], какое то время он закрепляется и соединяется также с гласными, в этом случае продолжаем артикуляционную и дыхательную гимнастику и дорабатываем звук до правильного.

Главное исключить вибрацию мягкого нёба, маленького язычка при горловом р.

Для получения звука [Р’] ребенку необходимо показать (перед зеркалом) положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов. Когда вместо [Р'] получается твердый звук [Р], надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [И].

Закрепляем звук  в слогах, словах, фразах.

В качестве речевого материала хорошо зарекомендовали себя Домашние логопедические тетради Норкиной и Азовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по развитию речи «Научим Машу правильно произносить звуки». Средняя группа 4 - 5лет

Тема занятия «Научим Машу правильно произносить звуки».Средняя группа 4 - 5лет..Цель занятия: создание условий для развития познавательно -речевой деятельности детей, активизировать их умс...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как научить ребенка правильно произносить звуки»

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как научить ребенка правильно произносить звуки»...

Консультация для родителей "Как научить ребенка правильно произносить звук Р?"

Часто родители пытаются самостоятельно исправить неправильное произношение у ребенка. Учат вместе с ребенком стихи и скороговорки на те звуки, которые у ребенка нарушены. Этим вы наносите т...

Консультация для родителей. «Как научить ребёнка правильно произносить звуки»

К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько наших советов: 1. Нужно точно выя...

Конспект ООД по развитию речи «Научим Машу правильно произносить звуки» (средняя группа)

Цель занятия: создание условий для развития познавательно -речевой деятельности детей, активизировать их умственные способности, логическое мышление....

Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Автоматизация звука "Ш"  Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произноше...