РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка. Консультация для родителей старших дошкольников "Развитие мелкой моторики - показатель готовности к школьному обучению"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мелкой моторики - показатель готовности к школьному обучению | 78.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики у ребенка. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем и, конечно же, на скорость реакции ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма . Существует много разнообразных игр, занятий, позволяющих не только увлечь ребенка, но и принести ему пользу . Вот некоторые из них.
«Мозаика » и « Пазлы ». В этих играх есть мелкие детали, которые надо соединять между собой. При выборе пазлов надо исходить не только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь действует правило: чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот.
« Конструктор ». Для детей старшего дошкольного возраста лучше выбирать конструкторы с мелкими деталями, с разными видами соединений. Благодаря этим играм развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима, что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
Изготовление поделок из бумаги . Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку важно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
Изготовление поделок из природного материала : шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
Замечательно развивают мелкую моторику тренировки с объёмными буквами . Сейчас продаются такие книжки, открытки и таблички, на которых буквы не просто написаны, а сделаны объёмными. Попросите ребенка попробовать на ощупь определить, что за буква находится под его пальцами. Такие тренировки в целом полезны не только для развития мелкой моторики, осязания, но и для изучения алфавита.
Дети постарше учатся завязывать шнурки . Это могут быть готовые шнуровки, шнуровки, сделанные мамой или завязывание шнурков на предметах (кофточки, ботинки, шапочки и т.д.).
Для развития мелкой моторики рук родителям можно использовать подручные материалы : -Смешайте фасоль, горох, чечевицу и попросите ребёнка разобрать всё в разные чашечки. Для интереса назовите игру «Золушка».
-Для мальчиков можно создать игру «Юный механик», для которой потребуются только болты с гайками. Попросите раскрутить или накрутить гайку. Для интереса попробуйте посоревноваться с ребёнком, кто быстрее справиться или даже устроить семейный турнир. Хорошо ещё если болты и гайки будут разными по величине. Это ещё будет способствовать развитию глазомера.
-Завяжите на шнурке несколько, не очень тугих узелков и ребёнка попросите их развязать, и наоборот.
- Для девочек хорошо подойдёт нанизывание бусин, макарон или пуговиц на проволоку.
- Хорошо развивает мелкую моторику оригами. Да и потребуется лишь одна бумага. Сделанные работы вы можете обыграть, например, придумайте совместно сказку и поиграйте в неё вместе с ребёнком.
-Сложи фигуру из палочек. Попробуйте сложить кораблик или какую другую фигуру. В этой игре у ребёнка будут развиваться и воображение, и творчество. А если вы поставите условие, чтоб ребёнок повторил вашу фигуру, то развиваться будут и внимание, и память.
- Спрятанный предмет. Игрушки из киндер-сюрприза спрячьте в горох или фасоль, и ребенок пусть ищет все игрушки, закопанные в крупе. При выполнении этого задания происходит точечный массаж.
-Работа с нитками очень разнообразна : • Рисование нитью по силуэту.
• Мелкое нарезание и приклеивание к шаблону.
• Плетение разноцветными шнурками.
-Создание картин с помощью семян и плодов. Для создания игр для развития мелкой моторики рук используйте всю свою фантазию.
Главное – помните: любые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Успехов вам и терпения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста....
Мониторинг определения уровня развития мелкой моторики и готовности руки к овладению письмом.
Материалы по методикам Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера. Задания для детей 3 - 4 лет....
Динамика психофизиологических показателей готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста
АННОТАЦИЯ Пахова О.И. Динамика психофизиологических показателей готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возрастаНаучный руководитель – к.б.н., доцент Малышев Д.А.Выпускная кв...
Буклет для родителей: "О развитии мелкой моторики и готовности к обучению в школе".
Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувст...
Формирование оптико-пространственных представлений и развитием мелкой моторики, как метод подготовки к обучению письму
Формирование оптико-пространственных представлений и развитием мелкой моторики, как метод подготовки к обучению письму...
ПРМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Цель: развивать у дошкольников мелкую моторику рук для развития речи Задачи: - развивать быстро...
Способы и приемы развития мелкой моторики и ее значение в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования...