Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Методические рекомендации для воспитателей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_fonematicheskikh_predstavleniy_0.ppt | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и семье - это развитие фонематического восприятия. ► Фонематическое восприятие - это звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. ► Фонематический слух - это умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке, в словах близких по звучанию.
Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия: Умение определять наличие или отсутствие звука в слове; Умение определять место положения звука в слове; Умение определять последовательность звуков и их количество.
Этапы развития фонематического восприятия : I этап — узнавание неречевых звуков; II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап — дифференциация слогов; V этап — дифференциация фонем; VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
I этап — узнавание неречевых звуков Задачи: Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; Развивать слуховое внимание и слуховую память.
Предлагаемые игры: ► «Отгадай, что звучит?» ► «Шумящие мешочки» ► «Волшебная палочка» ► «Похлопаем» ► «О чем говорит улица?»
На данном этапе предлагаются следующие игры : ► «Узнай свой голос» ► «Взрослый или детеныш» ► «Далеко-близко» ► «Угадай, кто сказал» и др. II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
► «Слушай и выбирай» ► «Верно-неверно» ► «Похожие слова» ► «Съедобное-несъедобное» III этап — игры на различение слов, близких по своему звуковому составу
Упражнение 1 Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога: ТА’ — ТА —ТА ТА — ТА’ — ТА ТА — ТА — ТА’ Упражнение 2 Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками: ТА — ТО — ТУ Упражнение 3 Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными ТА — КА — ПА КА — НА — ПА IV этап — дифференциация слогов специальная система упражнений
Упражнение 4 Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости: а) по два слога: ПА — БА б) по три слога: ПА — БА — ПА Упражнение 5 Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости: ПА — ПЯ Упражнение 6 Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения): ПА — ТПА Упражнение 7 Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЫ КТА — КТО — КТУ — КТЫ
V этап — дифференциация фонем Работу на данном этапе необходимо начинать с дифференциации гласных звуков. Можно предложить следующие дидактические игры: ► «Поймай звук» ► «Повтори» ► «Найди одинаковый звук» ► «Фломастеры»
► «Кто первый?» ► «Сколько звуков» ► «Где звук живет?» ► «Цепочка слов» ► «Кто больше» ► «Отгадай слово». VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа
Таким образом , проведение специальных игр и упражнений будет способствовать успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе.
Используемая литература: Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999. Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. – М.: «Первое сентября», 2013. Невская В.П. Речевые игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2013.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»
Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно, начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....
«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий».
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Важная задача - создание в группе оптимальных условий для развития фонематическо...
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные спосо...
Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"
Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....
Игры на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
В данном материале можно увидеть игры И на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....
Практика инклюзивного образования «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР через дидактические игры»
Практика реализуется на уровне дошкольного образования и направлена на воспитанников старшего дошкольного возраста с ФФНР....