Развитие ребенка раннего возраста (1-3 лет)
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие ребенка раннего возраста (1-3 лет)
Восприятие: доминирует. Поведение полевое (притягивает предметы), импульсивное, привлекает только наглядность. Творческого воображения нет, наблюдаются элементарные его формы, например, предвосхищение.
Память: в основном это узнавание. Преобладает аффективная окрашенность восприятия предмета.
Действие и мышление: преобладает наглядно-действенное мышление, источником его развития служит предметная деятельность. Происходит перенос освоенных действий на другие предметы. Появляются личные действия: «Я иду гулять», «Вова кушает». Они являются подготовительным этапом кризиса 3-х лет.
Речь: автономная, трансформируется, происходит замена необычных слов «взрослой» речью. Необходимые благоприятные условия – полноценное общение со взрослыми. Слово приобретает для ребенка предметное звучание (формируется операция обобщения). Растет пассивный и активный словари.
Ведущая деятельность: предметно-манипулятивная. Развивается режиссерская игра: используемые предметы наделяются игровым смыслом. Это является предпосылкой появления сюжетно-ролевой игры. В процессе игры присутствует замещение (использование предметов с другой целью).
Эмоциональная сфера:
- отсутствует соподчинение мотивов (ребенок не в состоянии принять решение, сделать выбор);
- эгоцентризм;
- эмпатия (сопереживание);
- характерны эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями;
- зарождается самосознание (узнает себя в зеркале, называет себя по имени, затем появляется местоимение «Я»);
- появляется первичная самооценка: «Я хороший». Она основана на эмоциональной безопасности, поэтому всегда максимальна завышена.
Сознание «Я», «Я хороший», «Я сам» - это новый уровень развития (переходный период – кризис 3-х лет). Для кризиса 3-х лет характерны:
- негативизм,
- бунт-протест,
- упрямство,
- деспотизм
- строптивость,
- ревность,
- своеволие,
- обесценивание (изменяются отношения к себе и окружающим людям, к вещам, ранее любимым).
Общение с детьми раннего возраста требует от взрослых внимания, времени и, конечно же, доброжелательности. Успешность общения зависит от умения взрослого установить контакт с ребенком, добиться доверительного отношения с ним во всем: в разговоре, в игре, в занятиях, от умения и желания понять малыша, помочь ему, уважая его как личность.
Как правильно вести себя с ребёнком
Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые помогут вам грамотно строить своё взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить сыну или дочери радость бытия и познания мира.
Ребёнок 1-3 лет интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что умственное развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно, как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребёнка начинается очень рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что мы «лепим» дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащённая окружающая действительность — главное условие нравственно-этического развития личности ребёнка.
В данный период психика ребёнка устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самим упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом «Я сам!». Если ребёнка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведёт за собой духовную леность. Так теряются рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть «посеяны» уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие её удовлетворения граничит с кризисом в поведении. Уважаемые родители, помните, что, лишённый самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать, не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так появляется негативное явление — детская нервность.
Эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального внимания взрослых. Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребёнок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают всё за него. Не следует требовать от ребёнка того, что он не в состоянии понять. Частые запреты, наказания за незначительные шалости приводят к тому, что ребёнок становится замкнутым и агрессивным.
Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Не удивляйтесь, если заметите: плохое настроение мамы передалось ребёнку. Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так же он реагирует на ссоры между родителями, на их движения, тон голоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/12/picture-668386-1597249610.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.
Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/05/picture-687191-1457184862.jpg)
Консультации для родителей по развитию речи в младшей группе Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.
Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-721146-1449395476.jpg)
Консультация для родителей по развитию речи в ясельной группе. Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.
К первой группе (задержка функционального характера) можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/21/picture-759430-1456076597.jpg)
консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как условие всестороннего развития ребенка раннего возраста"
Работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста положительно влияет на формирование познавательных процессов....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/19/picture-1145147-1705643071.jpg)
Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».
Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/17/picture-906035-1489761131.jpg)
Диагностическая карта развития детей 2-3 лет. Основные показатели развития ребенка раннего возраста ( по программе «Тропинка»)
В данной таблице представлена диагностическая карта развития детей 2-3- лет....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/03/picture-1210153-1585909540.jpg)
Примерный индивидуальный план развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями в Службе ранней помощи.
Аннотация: ранний возраст- самый важный этап в развитии ребенка. Это связано с тем, что он является сензитивным для развития многих функций. В данном возрасте активно формируются моторные функции, ори...