Пора листопада (консультация)
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Пора листопада»
Материал подготовила
воспитатель МБДОУ ЦРР д/с № 51
Ивакина Г.А.
Осенние прогулки с малышом могут быть не менее развивающими, чем походы в специальные центры
Осень — особое, праздничное время года: так красив в своем недолговечном наряде лес, так пронзительна синева осеннего неба, так хватает за душу призывный крик собирающихся в стаи диких журавлей и гусей... И если эта хрупкая, ускользающая красота бередит душу взрослым, то как должны захватывать кроху волшебные превращения природы. А сколько нового можно узнать и замечательных развивающих игр придумать в осеннем лесу!
Палитра осени
Ничто так не завораживает в лесу, как разноцветные листья. Как весело шуршать ими, валяться в них, прыгать в яркие, пахнущие кучи! В такие минуты кроха всем телом чувствует красоту и неповторимость осеннего дня.
Выберите „знакомое" дерево, лучше всего — клен, и в течение месяца наблюдайте, как меняется его крона: сначала появляются отдельные пестрые листочки, постепенно золотой и алый цвета начинают вытеснять зеленый, а потом огненный убор редеет, пока ветви совсем не оголятся.
Вы задумывались, какого цвета осенние листья? Желтого? Красного? Нет, палитра осени куда богаче: в ней множество тончайших оттенков — от лимонного до темно-бордового или бурого. Соберите вместе с малышом разноцветные листья и разложите их от самого светлого к самому темному. Назовите каждый оттенок: здесь будет и апельсиновый, и золотой, и клюквенный, и цвет корицы, и ярко-алый.
Поищите под деревьями желуди, каштаны, лещинные орешки, крылатые семечки ясеня и клена. Сорвите и засушите яблоки, ягоды боярышника, рябины, барбариса, шиповника. Расскажите малышу, что это — семена, которые зимой прячутся под снегом, а весной превращаются в новые растения. Рассмотрите, какие бывают семена. Попробуйте рассортировать их по разным признакам: от самого большого до самого маленького (открывать этот ряд будет каштан, а замыкать — шиповник), крылатые и бескрылые, „одиночки" (например, тот же каштан) или те, которые живут под одной оболочкой всем семейством (боярышник, шиповник). Пока заморозки не начались, в густом подлеске копошится много живности: ползают степенные улитки, верткие дождевые черви, спешат куда-то деловитые муравьи, между ветвями развесил сети паук. Положите на землю лист бумаги и подождите, пока на него заползет разная живность. С помощью лупы рассмотрите местных обитателей.
Мокрое дело
Даже в сырую погоду не отказывайтесь от прогулки. Ведь возня с водой, песком, землей, глиной полезна для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, творческих и познавательных способностей. Попытайтесь направить исследовательскую деятельность в мирное русло и обеспечить малыша нужной непромокаемой экипировкой.
♦ Сравните, что тяжелее — ведерко с водой или сырым песком; выясните, куда входит больше земли — в формочку или в ведерко; сколько формочек понадобится, чтобы наполнить ведерко водой?
♦ Исследуйте, какие предметы тонут, а какие — нет, бросая поочередно в лужу камешки, листики, кусочки коры, шишки, бумажки.
♦ Понаблюдайте, что получится, если перегородить ручеек запрудой из камешков и песка.
♦ Подумайте, почему лужи появляются не везде, а лишь в отдельных местах. После вашего исследования мыслитель придет к выводу: лужи появляются там, где скапливается вода — в низинках, ямках и т.д.
♦ Сделайте кораблик из старой газеты, пенопласта или кусочка древесной коры и отправьтесь вслед за ним в путешествие по ручейку. Конечно, обидно, если ваша экспедиция закончится не на берегу реки, а возле ближайшего водостока, но ведь можно и рассказать малышу, что ваш маленький ручеек встретился под землей с другими такими же ручейками, а теперь они все вместе отправятся к настоящей большой реке. Можно даже нарисовать на влажной земле, каким был бы путь вашего кораблика от лужи до самой речки.
Мир на ощупь
Прогулка — прекрасное время для обогащения тактильных ощущений и развития мелкой моторики. Предложите малышу ощупать кору разных деревьев. Помогите ему описать то, что он почувствовал: „Это береза. У нее кора гладкая, шелковистая. У дуба кора толстая, шершавая. А у сосны — шершавая, смолистая”.
В кучу ярких разноцветных листьев спрячьте на глазах у крохи крупную шишку или каштан и предложите нашарить ее ручками.
Очень полезна игра „Белкина кладовая”. Соберите по паре шишек, желудей, каштанов. По одному предмету из каждой пары положите в „норку” под корнями деревьев или просто в непрозрачный мешочек либо коробочку. Дайте малышу в ручку желудь или шишку и попросите на ощупь найти такие же. Эта игра не только хорошо развивает мелкую моторику, но еще и способствует формированию межполушарных связей.
Игры из лесных трофеев
Из собранных листьев, семян, шишек можно смастерить отличные развивающие игры даже для малыша, который только что справил свой первый день рождения. А кое-что заготовить впрок.
Лото „Листья и плоды”
Листья высушите негорячим утюгом, положите на карточки и заклейте пленкой. В игре к каждому листу нужно подобрать семечко или плод.
Пазл „Осенние листья”
Крупные листья засушите, наклейте на плотный картон и аккуратно разрежьте карточки макетным ножом. Для самых маленьких пополам, для детей постарше — на 3-4 части.
Счетный материал
Шишки, желуди и каштаны — отличный дидактический материал для обучению счету. Возьмите картонную решетку из-под яиц. В каждую ячейку положите по желудю или шишке. Одна коробка — один десяток. Две коробки — два десятка. Без всяких дорогостоящих пособий вы легко и наглядно объясните малышу, как можно пересчитывать, складывать и вычитать предметы, что такое вообще „количество”. Из желудей, каштанов и семян можно смастерить при помощи клея и пластилина замечательные поделки: стрекозу с крылышками из кленовых семечек, ежика, иголки которого будут сделаны из каштановой кожуры, веселых муравьев в беретах из желудевых шляпок.
Материал взят из журнала «Лиза. Мой ребенок» - № 10-2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе. Аппликация на тему: "Листопад, листопад, листья по ветру летят"
Конспект НОД Аппликация во 2 младшей группе...
Конспект по пластилинографии с детьми 1 младшей группы на тему:"Листопад, листопад".
Задачи: Учить замечать красоту природы осенью. Познакомить детей с осенним явлением природы: листопад.Учить детей самостоятельно прикреплять, заранее скатанные воспитателем, маленькие шари...
Конспект занятия "Листопад, листопад, листья желтые летят"
Формировать умения определять погоду по внешним признаками, и последовательно, по сезону одеваться на прогулку...
Конспект комплексного занятия по рисованию и ознакомлению с окружающим миром с детьми 2-3 лет. Тема: "Листопад, листопад, листья желтые летят".
Конспект комплексного занятия с детьми 2-3 лет...
Консультация для родителей. "Пора - не пора?"
Когда все-таки приучать ребенка к горшку? По этому поводу существуют разные мнения. Попробуем разобраться....
"Листопад, листопад - листья желтые летят"
Цель:а) образовательные задачи: уточнить знания детей времени года, познакомить детей с некоторыми явлениями природы, характерными для осени «листопад». Продолжать знакомить детей с кистью, красками, ...
Пора листопада
Осенние прогулки с малышом могут быть не менее развивающими чем походы в специальные центры ...