Методические рекомендации по работе над скороговорками
материал (подготовительная группа)
Методические рекомендации по работе над скороговорками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skorogovorki.docx | 226.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила, которыми можно руководствоваться при работе
со скороговорками
1. Использовать первоначально название «чистоговорка».
Поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
2. В скороговорках не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
3. Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более сложные.
4. Обязательно объяснить ребенку значение непонятных слов.
5. Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение.
Дети, особо имеющие речевые нарушения, часто испытывают трудности, осваивая скороговорки. Чтобы облегчить им эту деятельность, можно использовать следующие приемы:
1. Проговорить скороговорку очень медленно, беззвучно артикулируя.
2. Проговорить скороговорку и на каждое слово подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мяч из руки в руку; отбивать его от стены или от пола.
3. Научить ребенка воспринимать и воспроизводить слогоритмический рисунок скороговорки. Пример.
* Слоги в слове звучат неодинаково. Один слог всегда звучит сильнее, как будто по нему голосом ударили. Он называется ударным. Послушай, как я проговорю и прохлопаю скороговорку: У пенька опять пять опять: х хХ хХ Х хХ (х – слабый хлопок, Х – сильный хлопок). Попробуй и ты прохлопать и проговорить эту скороговорку медленно, одними губами, без голоса. А теперь быстрее и с голосом.
4. Произносить скороговорку и сжимать обеими руками теннисный или массажный мяч на каждый ударный слог.
5. На каждый ударный слог в слове проводить рукой по массажной щетке (У елки иголки колки). Руки попеременно менять.
6. Можно устроить соревнование между детьми «Гонки скороговорок» - кто быстрее, не сбиваясь, проговорить скороговорку. Только надо помнить, что одновременное увеличение быстроту проговаривания и силы голоса вредит четкой дикции
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 16 С.ДУВАН
Методические рекомендации по работе
над скороговорками как одно из эффективных средств
по развитию речевых навыков
Скороговорки можно использовать как средство развития воображение ребенка, умения понять забавную ситуацию и передать ее выразительно и четко, превращая, таким образом, скороговорку в театрализованную миниатюру, при исполнении которой можно и нужно развивать выразительные средства голоса: силу, повышение и понижение, смену интонаций, темпа, логического ударения.
В работу со скороговоркой можно вносить элементы психогимнастики, что позволяет учить ребенка использовать выразительные движения (мимику и пантомимику), различать и воспроизводить эмоциональные состояния, доступные возрасту (грусть, радость, удивление, страх т.д.), изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера и в различных жизненных ситуациях.
Скороговорка наиболее эффективна, если ее проговорить несколько раз. Короткую скороговорку можно повторять целиком, например: «Мам, мёду б нам» или «Купи кипу пик». Вот как можно обыграть эти скороговорки:
«Представь, что я мама – медведица, а ты один из медвежат. Медвежата проголодались: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай… Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз».
«Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик (объяснить значение, продемонстрировать рисунок). Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что ты этот веселый кузнец… День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца… Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца».
В длинных скороговорках логичнее повторять два-три слова. Речь можно сопровождать подходящими по смыслу движениями:
Уточка-вертихвостка (сложенными вместе ладонями делать колебательные движения вправо-влево)
Ныряла да выныривала, Ныряла да выныривала,
Ныряла да выныривала (движения ладонями вверх-вниз),
Да и не вынырнула (удрученно развести руки в стороны).
Шалила, потому и не вынырнула.
Водолаз нырнул (присесть, соединив руки над головой)
Да с уточкой и вынырнул (радостно; встать, вытянуть руки перед собой).
Иногда для уточнения мысли можно менять порядок слов в скороговорке:
Аня нынче нянина,Нина няня Анина,
Аня нынче нянина.
Смысловая направленность некоторых скороговорок позволяет начинать произнесение медленно, постепенно убыстряя темп.
Маланья-болтунья молоко болтала-болтала (далее с нарастающим ускорением),
Болтала-болтала, болтала-болтала, болтала-болтала
Да не выболтала (разочарованно),
Наш Полкан на Байкала лакал,
Полкан лакал (с ускорением),
Лакал… да не вылакал.
У иркутского поэта Ю.Черных есть замечательное стихотворение «Егоркины скороговорки»:
Я сегодня был в восторге От затейника Егорки.
За его скороговорки Я поставил бы пятерки!
Повторяйте, детвора:
Посреди двора дрова.
Жук, над лужею жужжа, Ждал до ужина ужа.
В перелеске перепел
Перепелку перепел!
Мышь шуршит у шалаша,
Векше шишку шелуша.
Лилии полили ли
Иль увяли лилии?
Аня нынче нянина, Нина няня Анина.
Мамами любимы мы
Самыми любимыми!
То-то буду я в восторге,
Если вы, как я Егорке,
За его скороговорки
Мне поставите пятерки!
Взяв это стихотворение за основу, мы делаем театральную миниатюру с куклами.
Ведущий (это может быть Петрушка)
Как на горке, на пригорке
Стоят резвые Егорки!
Куклы (появляются из-за ширмы одна за другой)
Раз Егорка! Два Егорка! Три Егорка!
И так далее, но не более семи детей – исполнителей.
Ведущий
Я сегодня был в восторге
От затейника Егорки.
За его скороговорки
Я поставил бы пятерки!
Повторяйте детвора…
1-й Егорка
Посреди двора дрова.
А далее могут быть использованы любые скороговорки в зависимости от изучаемых звуков и речевых возможностей детей. В заключение Ведущий говорит:
То-то был бы я в восторге,
Если б вы, как мы с Егоркой,
Все его скороговорки
Повторили на пятерки!
И тут приходит очередь зрителей (это могут быть другие дети или родители) говорить скороговорки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Методические рекомендации по работе над скороговорками, как одно из эффективных средств по развитию речевых навыков
Рекомендации по работе над скороговорками. Правила ....
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю...
Методические рекомендации по работе над скороговорками, как одно из эффективных средств по развитию речи с использованием дистанционных технологий.
Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более, подвижным. Способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной ре...
Положение о смотре-конкурсе «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» и методические рекомендации к созданию учебно-методического пособия
Положение о...
Методическое пособие ПОТЕШКИ И СКОРОГОВОРКИ для детей 5 – 7 лет
Методическое пособие ПОТЕШКИ И СКОРОГОВОРКИ для детей 5 – 7 лет...
- Мне нравится (4)