Арт-терапия. Простые упражнения для детей от 5 лет
статья (старшая, подготовительная группа)
Искусство это удивительный инструмент для терапевтической практики, и оно может быть использовано, чтобы помочь людям чувствовать себя лучше. Искусство является формой самовыражения и не может существовать без эмоций. Люди выражают свои мысли и лучше осознают эмоции через художественное выражение и через творческий процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artterapiya.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-терапия. Простые упражнения для детей от 5 лет
Искусство это удивительный инструмент для терапевтической практики, и оно может быть использовано, чтобы помочь людям чувствовать себя лучше. Искусство является формой самовыражения и не может существовать без эмоций. Люди выражают свои мысли и лучше осознают эмоции через художественное выражение и через творческий процесс.
Преимущества
Арт-терапия вызывает эмоциональный катарсис (осмысление, обновление, разрядку).
Самореализации. Создание материального произведения можете повысить уверенность в себе и активизировать чувство собственного достоинства. Личное удовлетворение приходит от обоих творческого и аналитического компонентов художественного процесса.
Расширение прав и возможностей. Арт-терапия может помочь людям, визуально выразить эмоции и страхи, которые они не могут выразить с помощью обычных средств, и может дать им ощущение контроля над этими чувствами.
Эффективный способ релаксации и снятия стресса, арт-терапия сама по себе или в сочетании с релаксационными техниками.
Облегчение симптомов болезни и физическая реабилитация, если пациент определит и проработает чувства гнева, обиды и т.д.
Материалы
Материалы ограничиваются только фантазией клиента и терапевта. Это может быть бумага, холст, картон, различные краски, фломастеры, карандаши, уголь, мелки, ткани, ленты, клей, глина, дерево, проволока, природные элементы (например, раковины, листья и др.). Предоставление различных материалов разных цветов и текстур может повысить заинтересованность в процессе привести к более глубокому исследованию своих эмоций. Крайне важны соответствующие средства, такие, как ножницы, кисти, ластики, клеевые пистолеты, халаты и салфетки. И в результате творчества может получится настоящее произведение искусства, хотя это не является целью арт-терапии.
Рабочее пространство должно быть удобным для творчества. В идеале, это должно быть светлое, тихое, уютное место, с большими рабочими поверхностями.Клиент должен иметь достаточное времени, чтобы освоиться и познакомиться с творческим процессом. Это особенно актуально для людей, которые не считают себя «художниками». Терапевт должен уметь ответить на общие вопросы о материалах и/или творческом процессе. Однако, он не должен влиять на создание и толкование работы.
О. А. Карабанова выделяет пять типов заданий:
- Предметно-тематический тип (рисуем на заданную тему или рисуем определенный предмет );
- Образно-символический тип (рисуем эмоции, чувства, настроение и т. д.);
- Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции («На что похоже пятно», «Дорисуй фигуру»);
- Игры-упражнения с изобразительными материалами (исследование различных изобразительных материалов);
- Задания на совместную деятельность (работа в парах, группах, коллективно).
Примеры арт-терапевтических упражнений
1. Упражнение «Цветок»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.
Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.
2. Упражнение «Каракули Виникотта»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, умение понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, карандаш.Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас я продолжу твой рисунок. Хочешь продолжить рисунок ещё?Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали?
Примечания: ведется своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.
3. Упражнение «Маска»
Цель: развивать воображение, пространственное мышление, речь, возможность попробовать новые роли, отработать беспокоящие ситуации.
Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, мелкие детали для украшения маски, резинка для крепления маски, ножницы.
Давай представим, что нас пригласили на бал-маскарад. Какую бы маску ты одел? Давай попробуем её смастерить. А теперь давай разыграем историю, которая могла бы случится на балу с этими масками.
Примечания: не показывайте ребёнку образец — пусть сам придумывает маску, вы можете помочь только с конструкцией. Подбадривайте ребёнка. Неправильных или не красивых масок быть не может, т.к. только малыш знает, какой она должна быть. Включайтесь в игру и проигрывайте ситуацию в разных вариантах.
4. Упражнение «Мое состояние»
Цель: развивать способность анализировать свое внутреннее состояние, учиться менять его.
Материалы: бумага, любой графический материал на выбор.
Закрой глаза, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, сосредоточься на своем состоянии, если будут приходить образы, то просто наблюдай за ними. А теперь открой глаза и попробуй нарисовать свое состояние. Это могут быть просо цвета и линии или образы.
Посмотри на свой рисунок. Если он тебе нравится, дарит покой, то сохрани его и любуйся, когда захочется развеселиться, если рисунок тебе не нравится, то попробуй изменить его так, чтобы он дарил тебе приятные чувства.
Примечания: упражнение пройдет лучше, если ребенок уже знаком с эмоциями, внимательно следите за состоянием ребенка во время выполнения, помните, что здесь важен процесс, а не результат…
5. Упражнение «Ладошка»
Цель: определить текущее состояние, выявить потребности
Материалы: восковые мелки, бумага формат А4.
Размести на листе свою левую ладонь и обведи ее. Раскрась изображение так, как ты видишь сейчас свое настроение. Далее ведется обсуждение рисунка. Можно задавать вопросы: какие чувства у тебя вызывает рисунок, в какой части рисунка их больше, что говорит тебе ладошка. Затем можно предложить нарисовать ладонь желаемого настроения и ладоши шагов к ней.
Примечания: если ребенок отказывается обводить ладонь, то можно использовать рисунок в круге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД с использованием мульт терапии "Просто так"
Занятие на сонове мультфильма "Просто так" поможет детям получать радость от "дарения" подарков, разовьет чувство благодарности, бескорыстия....
Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста дома с родителями. Комплекс простых упражнений
Правильная осанка — это важная составляющая общего здоровья. Заботиться о состоянии спины необходимо с детства, ведь сколиоз и другие проблемы с позвоночником начинаются у детей с младшего школь...
Рекомендации для родителей "Учим детей дышать правильно. Простые упражнения на каждый день"
В рекомендациях предложены упражнения на тренировку диафрагмально-релаксационного дыхания у детей, которые можно использовать в домашних условиях....
АВА терапия – простыми словами
АВА терапия – простыми словами...
Консультация для педагогов "Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей"
Консультация для педагогов "Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей" поможет познакомится с историей возникновения игротерапии, понять ее цели в жизни дет...
Простые упражнения нейрогимнастики для детей
Нейрогимнастика (Гимнастика для мозга для маленьких детей) — это простые упражнения, которые направлены на повышение навыка целостного развития мозга. Комплекс упражнений эффективно оптимизирует...
Консультация для воспитателей и родителей "Простые упражнения для развития дыхания, которые наверняка понравятся детям"
Предлагаются варианты игр с различными предметами для развития дыхания. Их можно использовать в свободной деятельности с детьми в детском саду или дома....