Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста
консультация
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для родителей
Тема: Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста
Цель: познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми
Задачи:
Познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми.
Вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений.
Расширять знания родителей о детской художественной литературе.
Повышать педагогическую культуру родителей.
Планируемые результаты:
Родители познакомятся с использованием приема мнемотехники при заучивании стихотворений.
Проявится интерес к заучиванию с детьми стихотворений.
Расширятся знания о детской художественной литературе.
Повысится педагогическая культура родителей.
Оборудование: проектор, компьютер, демонстрационная мнемотаблица.
Раздаточный материал: тексты стихотворений
Ход мастер-класса:
- Теоретическая часть мастер- класса.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.» К. Д. Ушинский.
Одним из средств воспитания всегда являлась художественная литература. Чем для малыша является художественная литература? Это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается каждый ребенок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений в развитии детей является приобщение к художественной литературе. Цель этого направления состоит в том, чтобы развивать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь, желание и умение слушать художественные произведения, заучивать наизусть.
Среди этих задач особое место занимает ознакомление с детской поэзией.
Особенность поэзии заключается в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма.
Читая и заучивая стихи с детьми, мы решаем следующие задачи:
- укрепление памяти;
- развитие речи, воображения, мышления;
- выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);
- развитие творческих способностей ребенка;
- расширение кругозора, повышение уровня общей культуры;
- воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).
- развитие чувства прекрасного.
Прежде чем заучивать стих, необходимо его выбрать.
1.В первую очередь стихотворение должно быть близким и понятным детям по содержанию.
2. Размер стихотворения зависит от возраста.Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.
3. Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания.
4. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является
источником и средством обогащения образной речи, развития
поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму,
мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.
Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки,
прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.
Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.
Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используются разные способы.
Есть способ, который используется большинством педагогов и родителей. Называется он классический. Чтобы с помощью этого способа заучить стихотворение необходимо:
1.Создать эмоциональный настрой (загадать загадку).
2.Выразительно прочитать стихотворение.
3.Провести анализ стихотворения.
4.Повторно прочитать стихотворение с установкой на запоминание.
5.Воспроизведение стихотворения ребенком.
Иногда он не хочет учить стихотворение. Для начала надо ребенка успокоить (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». И такой способ называется способом мнемотехники.
И сегодня я научу вас как с помощью мнемотехники быстро заучить стихотворение.
Что-же такое мнемотехника?
Мнемотехника – это система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. В переводе с греческого – это «искусство запоминания». В мнемотехнике используют мнемотаблицы. Мнемотаблица – это изображение в виде картинок или схематических изображений, схема в которой заложена определенная информация. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению.Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Например:
дождь –
ветер-
человек-
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.
И так, для заучивания стихотворения помощью мнемотаблицы необходимо:
1.Выразительно прочитать стихотворение;
2.Провести словарную работу по активизации незнакомых слов (объяснить ребенку непонятные слова в доступной форме).
3.Провести беседу по смыслу прочитанного.
4.Дальше необходимо еще раз прочитать стихотворение эмоционально и выразительно.Дать установку на то, что его нужно зарисовать.
5.Затем читаем каждую строчку стиха (дети, или вы вместе в это время кодируете стих)
6.Ребенок сам читает стихотворение с опорой на свою схему.
Если детям сложно самим зарисовать стих, вы можете сами перед заучиванием нарисовать таблицу. И с её помощью по той же схеме, что была сказана выше, заучить с ребенком стих.
При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание станет для ребенка делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Практическая часть.
Первое задание.
А сейчас, уважаемые родители, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.
1. Я вам сейчас прочитаю стихотворение.
В тёмном небе звёзды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит.
И на Землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, горы, реки и моря.
Видит о весь шар земной,
Шар земной -наш дом родной.
2.Что светит в темном небе?
Кто летит в ракете?
Сколько он летит?
Куда он глядит?
Что он видит сверху?
(стараться, чтобы ответы были похожи на строчки стихотворения).
3. А сейчас я прочитаю стихотворение еще раз. (выразительное чтение)
4.Давайте попробуем зарисовать это стихотворение с помощью мнемотаблицы. (Читаю первую строчку и спрашиваю родителей, что можно нарисовать вместо этой строчки. И так все стихотворение.)
5. Чтение стихотворения с помощью таблицы.
Второе задание.
Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемотаблицу и объяснить, почему вы выбрали те или иные символы.
Родители объединяются в несколько групп и выполняют задания.
Стихи для родителей:
Нарисуем огород,
Там смородина растёт -
Два куста смородины,
Ягоды, как бусины.
Чёрные - Володины,
Красные - Марусины.
Ходит осень в нашем парке.
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные-рябине,
Фартук розовый-осине,
Зонтик желтый-тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Молотком и топором
Строим, строим новый дом.
В доме много этажей,
Много взрослых и детей.
Вышла Маша на крыльцо:
Вот растет деревцо,
Вот растет другое,
Красиво какое!
Стала Машенька считать,
Насчитала ровно пять.
Все деревья эти
Сосчитайте, дети!
Молотком и топором
Стоим, строим новый дом.
В доме много этажей,
Много взрослых и детей.
Рефлексия.
И, последнее. Мне важно знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты.
Анкета.
1.Интересна ли была тема мастер-класса?
2.Что полезного для себя Вы узнали?
3.Ответы на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?
Уважаемые родители! Попробуйте, и вы убедитесь, что разучивание стихотворения благодаря мнемотаблице, вашему ребенку и вам доставит огромное удовольствие.
Благодарим вас за активное участие в проведении мастер-класса и желаем успехов в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...
Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи....
презентация " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста
.Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений.Задачи:- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышени...
Выступление на педагогическом совете "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Реализовать задачу интеллектуального развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника. Мнемотехника - ...
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления. А ведь они – результат плохо...
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка.Поэтому необходимо учить детей запоминанию поэтических произведений, а поможет в этом мнемотехника....
Презентация "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Презентация из опыта работы по теме "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"...