Консультация для родителей "Песочная терапия"
консультация (младшая группа)

Круглова Светлана Павловна

Консультация для родителей "Песочная терапия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Песочная терапия

или

Чудеса на песке»

         Часто мы не можем найти слов для объяснения своих трудностей, боли или конфликта. Мы не понимаем причины происходящего с нами, не видим решения возникших проблем. Песочная терапия может обеспечить человеку возможность представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. То есть образы становятся языком, посредством которого мы можем сообщить тот или иной бессознательный материал психологу и себе.

         Как и в художественной терапии, визуальная форма минует вербальный канал взаимодействия и, таким образом, обходит защиту. Другое преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет нам воссоздавать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Этот процесс игры «продвигает» человека от ощущения «пострадавшего» к тому, чтобы он чувствовал себя «создателем» своей жизни.

        Изначально использовавшаяся прежде всего как игровая среда для детей, песочная терапия быстро стала методом, который можно применять в работе со взрослыми, парами, семьями, в группах личностного роста, на тренингах общения и др.

       Песочная терапия может использоваться как средство сопровождения психологического здоровья больного, находящегося в стационаре, а также в частной практике, в школах и детских садах, в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в центрах внешкольной работы, в психологических консультациях при загсах и др.

       Детское, подростковое и взрослое творчество в песочнице, стиль взаимодействия в процессе создания страны – это проекция внутреннего мира.

Что же происходит в бессознательном человека, когда он играет в песок?

       Строя картину из песка, человек переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент.

       Разыгрывая на песке разнообразные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное. Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда в поведении человека происходят определенные изменения. Он начинает применять в реальности свой песочный опыт. Таким образом, сначала внутренняя реальность переносится вовне – на песочный лист, потом песочный опыт переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным, и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение человека, и так далее.
Обсуждая песочную терапию, с одной стороны, мы имеем дело с прекрасной развивающей средой. С другой стороны, мы работаем с явлением переноса, проекции внутреннего мира.

Все это делает возможным использование песочной терапии в четырех аспектах:

  • аспект проективной психодиагностики;
  • аспект психокоррекции и психотерапии;
  • аспект психопрофилактики;
  • аспект обучения.

Все четыре аспекта применяются как в индивидуальных занятиях, так и в групповых, без ограничения возраста.

Проективная психодиагностика в песочнице

Сбор психодиагностической информации осуществляется тремя способами:

  • анализ событий, сюжета;
  • анализ чувств, возникших в ответ на созерцание песочной картины;
  • анализ расположения фигурок в песочнице и их символического значения.

Анализируя песочные картины, можно диагностировать следующие феномены:

  1. Наличие внутренних конфликтов
    Они заметны даже невооруженным глазом неспециалиста. Если в песочнице идут бои, добро борется со злом, но зло побеждает, если песочная страна находится на стадии разрушения или запустения.
  2. Уровень и направленность агрессии
    Если в песочнице разворачиваются баталии или имеет место персонаж, к которому проявляются агрессивные действия, мы имеем дело с достаточно высоким уровнем агрессии, особенно, если это подтверждается устным рассказом о картине. Гетероагрессия проявляется через противоборство армий, аутоагрессия – в разрушительных действиях по отношению к главному герою, в неприятностях, которым подвергает его автор.
  3. Конфликты со значимыми и близкими людьми
    В этом случае имеет место противоборство героев, играющих реальных членов окружения автора.
  4. Потенциальные, ресурсные возможности
    Проявляются как чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации. Впоследствии мы можем к ним обращаться для усиления «Я».
  5. Способы преодоления трудностей
    Прямая агрессия, хитрость, покровительство, избегание, взаимопомощь и др.

Анализ расположения фигурок в песочнице и их символическое значение

        Последовательность появления и местоположение фигурок даст нам много интересной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «я» автора картины. Фигурка, которая появляется второй, представляет символ чего-то самого важного для автора на данный момент. Иногда фигурки закапывают. Это символизирует вытесняемое в бессознательное или то, что еще неосознанно.

       Заполнение частей песочницы и ее секторов расскажет много интересного о человеке. Например, если заметно смещение действия в песочнице кверху, перед нами человек, склонный к мечтаниям. Если у него нет уравновешивающих фигурок внизу, нужно проработать аспект реализации задуманного, составление планов. Люди «приземленные» заполняют нижние секторы песочницы. В этом случае развитие фантазии на занятиях песочной терапии станет уравновешивающим моментом. Смещение в левую или правую часть покажет человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее.

        Психологам важно помнить об уникальности клиентов и учитывать, прежде всего, личные интерпретации их миров (я не буду останавливаться на аспектах психокоррекции и психотерапии, так как они требуют от человека наличия определенной подготовки).

        Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Арт-терапевты советуют иметь песочницу дома, чтобы в минуту напряжения, сомнения или радости создать песочную картину. Полезно иногда посмотреть на свой внутренний мир со стороны.

        Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются и в постановке сказок и мифов в песочнице. В этом случае песочный лист является сценой, участники игры – творцами, создающими и изменяющими чудесный мир вслед за словами рассказчика. Наверное, всевозможные события нашей жизни можно разыграть в песочнице, переосмыслить, найти решение.

        Что же касается аспекта обучения, то именно играя в песочнице вместе с ребенком, можно постепенно передавать ему собственный жизненный опыт. В песочнице можно начинать раннее обучение ребенка. Существуют игровые практикумы, которые помогают в обучении чтению, изучению грамоты, способствуют общему развитию вашего малыша.

        Подводя итог, хочется еще раз заметить, что поднос с песком – уникальный инструмент, позволяющий иметь дело со многими событиями жизни, включая травмы, проблемы отношений, личностный рост, интеграцию и преобразование Самости.

        Отличие песочной терапии от остальных методов в том, что она позволяет человеку создавать мир, который обеспечивает ему путь к его сокровенным мыслям и чувствам. Этот мир можно рассматривать, ощущать, испытывать, изменять, обсуждать и фотографировать.

        Песочная терапия активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью. Образы, созданные во внешней среде, отражают внутренний мир, бессознательное состояние и увеличивают понимание человеком себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Методы арт-терапии"

Одним из направлений арт-терапии является лепка. Существует множество пластических материалов, которые используют при работе с детьми и взрослыми. Для детей лучше подходит пластилин, а ...

Консультация для воспитателей "Терапия музыкой"

О терапевтическом значении музыкальных произведений...

Консультация "Использование песочной терапии в работе воспитателя"

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребе...

Консультация Применение арт-терапии технологии МОЗАРТИКА в проф-ке и коррекции дезадаптивных форм поведения дошкольников

МозартикаНазвание  произошло от игры - мозаика и выражения искусством - арт.Относится к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методик.Включает в себя методы пс...