Взаимодействие инструктора по физической культуре с родителями в ДОУ.
материал

Наша страна сегодня переживает один из самых болезненных, но вместе с тем деликатных и оптимистичных периодов своей истории. Происходят процессы реорганизации не только экономической, но и социальной сферы жизни. Однако положение детей в современной России вызывает обоснованные опасения. Проблема здоровья и физического развития стала особенно актуальной в нашей стране с тех пор, как многие специалисты обратили внимание медиков и педагогов на тот факт, что школьники и подростки стали отставать в физическом развитии от молодежи многих других стран. Состояние здоровья детей также ухудшается, увеличивается уровень заболеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста. Лишь 14% детей сегодня практически здоровы, а 35% страдает хроническими заболеваниями. В 21 веке появилось новое явление «децелерация», то есть замедление процесса роста и развития.

          По сравнению с 2009 годом, в настоящее время возросла заболеваемость многими инфекционными заболеваниями: дифтерия в 4,2 раза; корь в 3,7 раза; брюшной тиф в 2,9 раза; чесотка в 2,6 раза. С 2005 года начал расти туберкулез, после многолетнего снижения заболевания.  В детском возрасте повысился процент заболеваемости невротическими заболеваниями на 22%, психосоматическими расстройствами на 42%. Все это говорит о том, что снижается сопротивляемость детского организма к различным заболеваниям. Она из причин такого снижения очень проста – наши дети не получают достаточной физической нагрузки, кроме того не все родители готовы помочь своим детям в организации двигательной деятельности дома. Родители не передают опыт сохранения здоровья, накопленный в процессе жизни.

 Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки для умственного, нравственного и физического развития ребёнка.

Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольной организации проводится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, основная цель которого – вовлечение родителей в образовательный процесс, в физическое и эмоциональное воспитание детей.

Взаимодействие инструктора ДОУ с семьями дошкольников актуальна в любое время. Положительный результат коррекционно – оздоровительной работы с детьми во многом зависит от успешного сотрудничества педагогического коллектива и семьи.

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка невозможно без участия родителей. Именно они обязаны привить ему стремление к ЗОЖ. Семья для ребёнка – источник общественного опыта и развивающая среда. Здесь он находит пример для подражания, происходит его социальная адаптация. Те, знания, умения и навыки, которые ребёнок приобрёл в семье, сохраняются в течение всей его жизни. И если перед нами стоит задача – вырастить физически и нравственно здоровое поколение, то мы должны решать эту проблему совместно: ДОУ и семья.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в ней не задействована семья. Работа с родителями – одна из важнейших аспектов профессиональной деятельности педагогов ДОУ.  Семья – маленькая, но очень значительная ячейка общества. Она во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Атмосфера семьи – сложное образование, которое должно рассматриваться многофакторно. Все родители хотят вырастить своих детей здоровыми, крепкими, сильными.

Цель педагогической деятельности - поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества инструктора по физкультуре с родителями как условия позитивного физического развития ребёнка и формирования родительской компетентности.

Задачи:

  • внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;
  • обучить родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата;
  • повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
  • оказывать семье конкретную практическую помощь в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка;
  • расширить спектр средств и способов работы с родителями, стимулировать их, как участников единого образовательного пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия, способствовать укреплению доверительных отношений между инструктором по физической культуре   родителями. На сегодняшний день можно выделить три группы родителей по степени их занятости:

Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым ДОУ просто жизненно необходимо. Но, несмотря на это, они ждут от ОУ полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например, в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения.

Третья группа - это семьи с неработающими мамами. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

 Для того, чтобы взаимодействие было эффективным, инструктор использует следующие формы работы с семьёй:

- выступление на родительских собраниях;

- информационные стенды;

- индивидуальные консультации;

- дни открытых дверей;

- приглашение родителей на развлечения и спортивные праздники.

Но для того, чтобы родители не оставались лишь наблюдателями, а были активными участниками образовательного процесса, инструктором регулярно проводятся досуги, развлечения, в которых родители участвуют на ровне со своими детьми.

Использование такой формы взаимодействия с семьями дошкольников даёт возможность:

- взаимное доверие и уважение между инструктором и родителями;

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания;

- привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами;

- помочь родителям ближе узнать своего ребёнка;

От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все, а главное – дети. Они учатся с уважением, любовью и гордостью смотреть на своих мам, пап, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, такие сильные, ловкие, выносливые и смелые.

Поэтому задача инструктора состоит в том, чтобы убедить родителей в важности физического развития и приобщения ребёнка к ЗОЖ, осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение семьи, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также распространении положительного опыта семейного воспитания детей. Имея определенный опыт работы с родителями в ДЮСШ и СОШ в городе Угличе Ярославской области могу сказать, привлекая родителей к жизни образовательного учреждения к участию в праздниках, соревнованиях, походах, конкурах поднимается авторитет как образовательного учреждения, так и инструктора по физической культуре. На примере работы в ДОП-4 я ежедневно провожу консультации с родителями, даю рекомендации по направлению развития детей, интересуюсь успехами их занятий в кружках и секциях вне ОП, радуюсь их достижениям, хвалю родителей, которые уделяют своему ребенку время на прогулки на лыжах и коньках, учитывая, что это тоже большие дети.

Подводя итоги, мы определили, что проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И что для создания единого воспитательно-образовательного пространства развития ребенка необходимы взаимные усилия педагогов и родителей, с учетом их социального статуса и педагогической подготовленности. Поэтому необходимо разработка методики форм взаимодействия педагогов ДОУ с родителями, которые станут ориентиром, как для педагогического коллектива, так и для родителей. И чем обширнее и разнообразнее формы взаимодействия ДОУ с родителями, тем эффективнее результат проделанной работы. Так как не стоит забывать, что, работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

 

Литература:

 

 Амосов Н.М «Раздумье о здоровье». М, «Физкультура и спорт», 1997 С.34

 Антонова Т.В., Волкова Е.М. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка.//Дошкольное воспитание.-1998.-№6.С.66

 Арнаутова Е.П. Педагог и семья.-М.: Педагогика, 2001 С.18

 Ашикова С. Воспитатель и родители.//Дошкольное воспитание.-2004.-№10.-С.4420.

Никитина Л.А. Мама или детский сад: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей.- М.: Просвещение, 1990.С.83

 Никитина Л.А., Никитин Б.П. «Наши уроки». Санкт-Петербург Лениздат, 2002 г.С.74

Дорохина Н.А. Школа для заботливых родителей.//Дошкольное воспитание.-2004.-№3.-С.59

 Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.С 28

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное взаимодействие инструктора по физической культуре с родителями

Формирование определённой бызы знаний и практических навыков здорового образа жизни совместно с семьёй. Создание детско-взрослого сообщества (дети-родители-педагоги)....

Презентация "Взаимодействие инструктора по физической культуре с родителями"

В пезентации представлены формы взаимодействия с родителями по физическому развитию детей с соответствии с ФГОС ДО...

Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей "Брошюры для взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями (законными представителями) дошкольников

Совет 8. Приучайте ребенка соблюдать режим дня, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ...