Родительское собрание на тему "Секреты общения ребенка в семье".
методическая разработка (старшая группа)
Конспект родительского собрания на тему "Секреты общения ребенка в семье".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sobranie_sekrety_obshcheniya_rebenka_v_seme.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на родительское собрание по теме «Секреты общения ребенка в семье».
Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения.
Ход собрания.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, мы рады приветствовать Вас на нашем собрании, посвященным Секретам общения с ребенком в семье. Для начала давайте узнаем, что же такое семья? А что означает для вас семья?
Ответы родителей.
Показ слайдов. Определение из словаря слова Семья. Цитаты великих людей о семье.
Воспитатель: С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте-ка их вспомним. Я начинаю, а Вы – заканчиваете.
В гостях хорошо, а (дома лучше).
Дети не в тягость , (а в радость.)
Не красна изба углами, а (красна пирогами).
Каково на дому, таково и (самому).
Дети не в тягость, а … ( в радость).
Семья это ……. (семь Я).
Когда семья вместе, и (сердце на месте).
Воспитатель: Как вы думаете, что такое общение? Насколько важно общение для ребёнка?
Ответы родителей.
Воспитатель: Общение ребёнка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми – носителями общечеловеческого общества. Истории известны факты, когда маленькие дети были лишены общения с близкими людьми, это дети – маугли. Такие дети не владели способами общения с другими людьми, способами социального поведения, обнаруживали низкий уровень психического развития и практически не могли адаптироваться в человеческом обществе.
Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушают формирование личности ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи.
В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребёнок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив жестоким, агрессивным…
Очень важно, чтобы в семье каждый мог по настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.
Воспитатель: Как вы думаете, как же надо общаться с ребёнком?
Ответы родителей.
Воспитатель: Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей. А теперь давайте рассмотрим разные педагогические ситуации в общении с детьми и разрешим конфликт.
Ситуация 1.
Лена (4 года) Бабушка, я помогу помыть посуду, можно? Бабушка, увидев это: Ой-ой. Что ты! Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни.
Как вы оцениваете высказывание бабушки, и каковы могут быть его последствия?
Что можно предложить бабушке при подобном случае еще?
Решение. Бабушка Лены неправа. При таком подходе желание трудиться у Лены может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя ее действия. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Лену конкретным трудовым навыкам, оценивать результаты ее работы. Совместная трудовая деятельность родителей и детей оказывает большое влияние на психическое развитие последних. Дети видят, как взрослые работают, как относятся к труду, каковы их взаимоотношения в совместной трудовой деятельности. В доброжелательной атмосфере, созданной взрослыми, дети начинают понимать значимость труда, находят эффективные способы его выполнения. Можно налить в тазик воды и дать девочке посуду из небьющегося материала! Родителям недостаточно показывать детям свое трудолюбие, необходимо обучать их трудовым операциям. ! Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.
Ситуация 2.
Родители Миши (5 лет) стремятся интеллектуально развить своего сына. И так его при этом загрузили, что у него не остается времени для игр.
Сделайте прогноз развития Миши, когда родители пренебрегают игровой деятельностью ребенка.
Решение. Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. И это не случайно, ведь в игре со сверстниками происходит физическое развитие ребенка, улучшается координация движений, скорость передвижения, ловкость, подвижность, согласованность действий ребенка со сверстниками, выявляется его ориентация на их достижения и т. д. В игре совершенствуются психические функции: ощущение, восприятие, мышление, память. В частности, происходит развитие знаковой функции сознания. В играх ребенок занимает определенную позицию, которую можно изменять. Это важно использовать в целях воспитания. Развитие всех этих функций организма человека совершенно необходимо для дальнейшей жизни ребенка, для формирования его личности.
Отдавая все силы (свои и ребенка) интеллектуальному развитию, родители Миши не должны забывать об общем полноценном его развитии как личности.
Ситуация 3.
Вове (5 лет) купили строительный конструктор. Он с большим удовольствием начал раскладывать его детали.
– Что ты хочешь построить? – спрашивает мама.
– Что… что получится, – отвечает Вова.
– Как же ты будешь строить?
– Буду строить из кубиков и кирпичиков. Начинает строить. Поставил кубики, на них кирпичики.
– Нет, я лучше ракету построю…
Укладывает кубики один на другой. Столбик качается. Мальчик пытается удержать его рукой, но тщетно: вся конструкция рухнула. Он уходит от места строительства, оставляя груду строительных деталей.
Тогда мама предлагает: – Попробуй еще раз. Снова неудача.
Что должна была сделать мама, купив сыну строительный конструктор?
Решение. В таком виде конструирование мало что дает. Чтобы конструктор был интересен детям, он первоначально должен быть обыгран, как и любая игрушка (игра), при целенаправленном руководстве со стороны взрослого. Сначала нужно рассказать и показать ребенку, что можно собрать, построить из данного конструктора. Опыт совместных «изысканий» позволит выполнить более сложные задания: например, построить гараж для машины. Для этого необходимо научить ребенка сравнивать предметы по величине, форме, обращая внимание на их пространственные особенности: большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий и т. п. Затем нужно показать, как величина и форма предмета зависят от его назначения. И тогда с помощью взрослого ребенок научится пространственному анализу образца (в качестве образцов можно дать фотографии, рисунки), постепенно научится устанавливать разные взаимосвязи между конструкцией и назначением предметов, создавать собственные оригинальные конструкции, развивая свои творческие способности.
Ребенка надо научить, как пользоваться любой купленной ему вещью
Ситуация 4.
Вероника с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать еще чуть-чуть, а потом «еще минуточку»... Ей непременно хочется закончить начатое дело. Возмущенная неповиновением, мама отбирает пластилин и заставляет дочь одеваться.
— До чего же упряма! — сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.
Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки?
Настойчивость нередко принимают за упрямство.
Они сходны по своему внешнему выражению в поведении
ребенка. Но их путать нельзя, т. к. упрямство — отрицательное проявление поведения ребенка.
Стремление достичь цели — хорошая черта, и родители
должны стараться укреплять ее, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребенку за
вершить начатое, чтобы не гасить в нем целеустремленные
действия.
Ситуация 5.
Отец и бабушка в день рождения мамы шестилетней Светланы дарят ей подарок и ей, чтобы не видеть огорчения на лице девочки; преподносят ей сувениры, как они называют утешительные. А мама не может устоять против того, чтобы часть подарков, предназначенная ей, перешла во владении дочери.
Правильно ли они поступают? И как в дальнейшем это может сказаться?
Ситуация 7.
В автобусе одно место у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.
Как дальше будет развиваться ситуация?
Кто должен уступить место?
Воспитатель: Давайте попробуем сформулировать принципы эффективного общения с ребёнком.
Ответы родителей.
Воспитатель: Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребёнком.
Ребёнок постоянно должен чувствовать, любовь близких к себе.
Принимать ребёнка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
Проявляете интерес к ребёнку во время общения, кивком головы, одобрением и т. д.
Поддерживайте стремление ребёнка к общению со взрослыми членами семьи.
Общение должно иметь положительный эмоциональный тон.
Чаще улыбайтесь ребёнку в процессе общения с ним.
Замечайте успех и достижения ребёнка, радуйтесь вместе с ним.
Воспитатель: У каждой семьи свои секреты общения. Давайте посмотрим фильм, которые подготовили Вы, уважаемые родители.
Просмотр фильма.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что же говорят ваши дети о том, чем вы занимаетесь в свободное время.
Просмотр фильма.
Воспитатель: В заключении нашей встречи хотелось бы прочитать вам стихотворение:
В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!
УДАЧИ ВАМ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ!
Воспитатель: Также хотим вам раздать памятку «Секреты общения с ребенком в семье».
Памятка для родителей по теме: «СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ».
Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребенком.
Ребенок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе.
Принимать ребенка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
Проявляете интерес к ребенку во время общения кивком головы, одобрением.
Поддерживайте стремление ребенка к общению со взрослыми членами семьи.
Общение должно иметь продолжительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребенку в процессе общения с ним.
Замечайте успехи и достижения ребенка, радуйтесь вместе с ним.
В общении с ребенком уделяйте внимание не только вербальной (речевой) стороне, но и невербальной (неречевой). Используйте жесты, мимику, взгляд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Общение ребенка со сверстниками"
старший дошкольный возраст...
Методическая разработка родительского собрания «Поощрение и наказание ребенка в семье»
Данная методическая разработка, её элементы, приемы могут применяться при организации родительского собрания воспитателем, ст. воспитателем, методистом в группах ДОУ с родителями по воспитанию дошколь...
Методическая разработка родительского собрания «Поощрение и наказание ребенка в семье»
Данная методическая разработка, её элементы, приемы могут применяться при организации родительского собрания воспитателем, ст. воспитателем, методистом в группах ДОУ с родителями по воспитанию дошколь...
Презентация к родительскому собранию "Поощрение и наказание ребенка в семье"
Презентация о поощрении и наказании ребенка в семье затрагивает актуальную тему в нынешнее время и содержит вопрос каким же ребенок вырастит если его постоянно наказывать и что с эт...
Родительское собрание. Тема: «Стиль воспитания ребенка в семье»
Заседание родительского клуба...
Родительское собрание на тему: «Здоровый ребенок – счастливая семья» Старшая группа
Родительское собрание на тему: «Здоровый ребенок – счастливая семья» Старшая группа...
Родительское собрание "Поощрение и наказание ребенка в семье"
Родительское собрание "Поощрение и наказание ребенка в семье"...