Консультативный материал для родителей «Методы воспитания – какой путь выбрать?»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 212 «Солнышко» общеразвивающего вида
Консультативный материал для родителей
«Методы воспитания – какой путь выбрать?»
Выполнил:
педагог-психолог
Ишимова И.П
Барнаул, 2019
Современным родителям досталось немало: сначала бум на раннее развитие, естественное родительство, потом новый тренд: «Как избежать травм детства и сэкономить ребенку на психологах в будущем»….
Что верно? Что делать родителям, чтобы и детей воспитать счастливыми, и самим не набратьcя комплексов «я плохой родитель, потому что…».
Где эта грань между вседозволенностью ребенка и жесткими рамками, которые нужно выставлять в процессе воспитания? «Недожать» и «пережать» одинаково плохо. И по сути, это основной вопрос, ответ на который ищет педагогика.
Методы воспитания детей в истории человечества менялись неоднократно и кардинально (от откровенно нечеловеческих методов средних веках до антропософии в Вальдорфской педагогике) . На кого ориентироваться? Что делать с ребенком?
Какую методику воспитания выбрать?
Януш Корчак когда-то сформулировал 10 заповедей для родителей о воспитании детей, и основывались они прежде всего на любви к ребенку. И по-прежнему актуальны сегодня.
Методы воспитания современного ребенка в семье, проживающей в мегаполисе XXI века это уже не Спок, не Никитины и даже не Монтессори. Это скорей осознанное родительство, ставящее превыше всего цель воспитать счастливого и психически здорового ребенка.
А методы и формы воспитания уже вторичны, если понятна цель.
Кого мы хотим воспитать? Счастливого уверенного в себе человека, обладащего собственным мнеием и лидерскими качествами? Или отличника-перфекциониста, послушного и удобного прежде всего для родителей?
Современные методы основываются на том, что ребенок с рождения уже личность. И он не должен и не обязан никого слушаться. Ребенок не должен быть послушным. Он должен быть сознательным. Многие родители этого не осознают.
То, что детей нельзя бить, применять насильственные методы и подавлять волю, знают все родители. Но как нужно – знают не все, теряясь во множестве модных психологических и педагогических теорий.
Это как с любыми отношениями в семье: если вы немного знаете психологию противоположного пола, вам гораздо легче.
Родительские осознания 21 века
Недаром книги и статьи по родительству сейчас востребованы как никогда – новое время, новые технологии, новое поколение детей (миллениалы, поколение Х и т.д.) – требует новых подходов. Старые методы работают все хуже. Многие «схемы» уже отжили свое.
Обобщая опыт современных родителей: что musthave для понимания ребенка сегодня?
1. Я это ты, ты это я.
Дети всегда отображают наше внутреннее состояние и наши собственные недостатки и комплексы. Просто проявляться у них это может в другой форме. Всегда. Чтобы и ни говорили родители, как бы ни воспитывали. Придется сначала воспитать себя.
Например, у излишне тревожной мамы почти всегда будет ребенок беспокойным, агрессивным или часто болеющим. Если мама в стрессе – это скажется на ребенке. Он даже может заболеть физически на этой почве.
Поэтому воспитывать прежде всего нужно себя. Отслеживать свое состояние. И действия. Если родители требуют всегда говорить правду, но при этом сами привирают в чем-то – ребенок это почувствует и сначала потеряет доверие, а потом и сам начнет врать.
2. Стандартная «прошивка»: можно изменить
По умолчанию в нас, взрослых, «встроена» функция воспитывать своих детей в алгоритме наших родителей. Признайтесь, как часто вы ловили себя на мысли «что же я делаю! Прям как моя мама»?
Особенно, когда злитесь на малыша (и, соответственно, плохо себя контролируете), боитесь за него или, скажем, чрезмерно опекаете…. Мало кто из нас, советских детей, воспитывался не травмированными родителями и не травмировался сам.Поэтому работа над собой и собственными травмами тут будет очень кстати. И осознанное выстраивание линии воспитания малыша.
3. Ребенок – личность!
Наконец-то к этому пришли. Личность нужно уважать с рождения. Она не принадлежит ни вам, ни кому-то еще. Она пришла на Землю для собственной реализации, родители лишь помогают. И то только до определенного этапа.
Дети рождаются не для родителей, не на потеху или утешение, для помощи, поддержки или ухода в старости. Дети рождаются, потому что им надо родиться. То же касается и их детей и внуков.
Не стоит терроризировать ребенком постоянным внушением ему чувства вины и манипулировать его чувствами, взывая к долгу или чему-то еще. Единственное, что он должен – стать счастливым.
И если с выросшим ребенком удалось сохранить по-настоящему близкие душевные отношения, если он по- прежнему считает вас лучшим другом и близким человеком – поздравляем! Это огромное счастье!
4. Перфекционизм – не достоинство.
А в данном контексте совсем даже наоборот. Типичная ситуация: мама с комплексом «отличницы» в детстве старалась учиться на пятерки, делать все правильно и по максимуму. В результате выросла правильной, но скорее всего несчастной.
Что она будет требовать от ребенка? Быть идеальным. А потому вечно будет недовольна результатами, нервная и раздраженная, потому что ребенок не оправдывает ее ожидания.
Скажем, вы хотите, чтобы сын или дочь были лучшими по успеваемости в классе. И заодно – чемпионами по спортивному бальному танцу среди юниоров, помощниками дома и знал английский в совершенстве. Возможно, это то, чего вам так и не удалось достичь в детстве.
Вопрос: зачем? Зачем ребенку быть лучшим в классе? Там 30 детей, и от каждого родители что-то хотят. Но все 30 не могут быть лучшими. А вот несчастными стать от того, что разочаровали родителей – вполне.
Примите свое несовершенство. Примите факт: ребенок должен быть таким, какой он есть, а не каким его видят родители или родственники.
5. Отсутствие ожиданий: самый правильный ход.
Мудрейшая позиция по отношению к другому человеку (мужчине, женщине, ребенку) – отсутствие ожиданий. Ребенок и кто-либо вообще не обязан быть таким, каким его видит и представляет в воображении другой человек. Он должен быть самим собой.
Мы рождаемся не для того, чтобы оправдывать чужие ожидания и надежды. Родительские в том числе. Примите это.
И ребенка этому тоже нужно учить. Жизнь – не поле с ромашками, будут взлеты и падения, разочарования и откровенно неожиданные неприятные сюрпризы. Он должен научиться воспринимать это все спокойно.
6. Любовь – основа основ.
Кончено, мы все любим своих детей. Но вот частенько в погоне за «результатами», из-за собственной усталости, проблем, злости, «взрослых вопросов», которые решаем, об этом как-то забываем.
И именно к проявлениям любви в виде обнимашек, целовашек, совместного времяпровождения или игры с сыном или дочерью (неважно, что это, любимые его машинки, «дочки-матери», настольная игра или просто веселая возня) – вот что для него важно!
Ребенок не будет помнить, что «родители много работали, чтобы обеспечить семью всем необходимым и покупали самые лучшие игрушки, шмотки и т.д.». Он будет помнить моменты, которые вы провели вместе и которые оставили в памяти яркие эмоции.
Ваши разговоры «за жизнь» (не об учебе, не о его поведении, а обо всем на свете); ваши вылазки на природу или прогулки в парке, где вы вместе кормили белочек или лебедей… Ваши книжки на ночь, утренние поцелуи перед выходом в детский сад, школу. Вот такие мелочи.
Которые совсем не мелочи.
7. Залог счастливого детства – счастье родителей.
Кстати, собственное счастье родителя в воспитании детей тоже играет ключевую роль. В полноценной счастливой семье в 99% случаев растут счастливые дети. Даже если мама воспитывает малыша одна, она должна быть счастлива.
И тогда у ребенка все хорошо. Это работает на уровне подсознания. Бесполезно пытаться делать ребенка счастливым, если вы не ощущаете счастья сами.
Да, бывает, дети вырастают в совершенно неблагополучных семьях. И вся их последующая жизни построена «от противного»: доказать, что они чего-то могут достичь в жизни. Работая над детскими травмами, тратя огромные денежные и временные ресурсы на тренинги и психотерапевтов, развивая уверенность в себе.
И действительно добиваются больших жизненных результатов в жизни. Но таких единицы.
8. «Пауэрбэнк» для родителей.
Вытекает из предыдущего пункта. Это очень важно. Мама, как источник энергии для всей семьи, иногда нуждается в подзарядке своей батарейки. Так вот, чтобы не настал местный Армагеддон, ей нужно научиться вовремя распознавать это «время икс».И сразу же принимать меры по самовосстановлению. И вспомнить, что она женщина. То есть бросить все и срочно заняться собой любимой. И тем, что доставляет ей лично удовольствие.
Это важнее, чем чтение умных книжек и статей, чем знание возрастной психологии или физиологии ребенка и порядка в доме.
9. Крайности – не к добру.
Золотая середина, особенно в воспитании – это поистине искусство. Первая крайность – излишняя строгость и метод ограничений. Другая крайность – вседозволенность и попустительство. Что правильно?
Это как с растениями: если им не заниматься вообще, скорее всего, вырастет сорняк. Если носиться над ними, как маленький принц со своей розой из сказки, вырастет весьма привередливое и не вполне жизнеспособное в диких условиях создание.Что тоже нехорошо. Особенно касается мам мальчиков: пожалуйста, не нужно делать все за сына, решая все за него с целью «упростить жизнь», по крайней мере после 3-4 лет. Иначе рискуете вырастить маменькиного сынка или инфантильное создание.
Например, чтобы ребенок научился ездить на велосипеде, все что нужно сделать – приобрести этот велосипед и внушить уверенность, что он сможет. Что он лучший.
Да, ему сложно, он будет падать, но, в конце концов поедет, ведь так? А если крутить за него педали и придерживать сзади за колесо – не научится никогда.
10. Рабочие и нерабочие методы воспитания детей.
Сейчас с детьми не работают методы советского воспитания. Не работает принуждение или не дай бог физические методы воздействия.
Психологические техники, которые идеально работают в любом личностном общении подходят также и в общении с детьми. Особенно, если они уже школьники.
Диктаторские и авторитарные методы не работают. Демократичные и построенные на взаимном уважении – работают. Итак…
Метод активного слушания.
В двух словах это означает «вернуть» в разговоре собеседнику то, что он рассказал, ответил, пожаловался, повторив все то же в другой формулировке, означающей его чувства.
Озвучивание чувств собеседника в ответной реплике дает ему понять, что его услышали. Ну например, – «Мам, я не пойду сегодня в детский сад». – «Ты не хочешь идти в детский сад». – «Да, я с Никитой поссорился…»
И ребенок поделится. Если отреагировать «наездом»: «Что уже случилось?!», скорее всего ответ будет «Ничего!».
Метод «я – сообщений».
Оцените разницу. Первый вариант: «Меня очень утомляет громкая музыка». Второй: «А можно потише?!». Оба об одном и том же. Но в первом случае мы говорим о собственных чувствах, не предъявляя претензий. Во втором пытаемся влиять на ребенка.
Однако в ответ ребенок обижается, защищается, дерзит. Это и есть «я» – сообщение и «ты – сообщение», которое, по сути, содержит выпад, обвинение или критику в адрес ребенка.
Метод максимальной вовлеченности.
Быть вовлеченным в жизнь ребенка не значит делать с ним уроки, заворачивать бутерброды в школу и спрашивать, не голоден ли он. Это нечто больше.Это значит просто быть рядом и дать ребенку понять, что вы всегда рядом. При этом позволяя ему нести его долю ответственности и быть независимым согласно своему возрасту.
Какие методы воспитания детей вы выберите для себя?
Наши дети – наше отражение и продолжение. Воплощение во внешнем того, что мы сами испытываем внутри, но не осознаем.
Любить ребенка нужно и показывать любовь нужно! Но в формате вовлеченности в жизни малыша, а не навязчивого «сервиса» и подстилания ему соломки где надо и где не надо.
Все люди разные. И детки тоже. Личность, индивидуальность и уважение к ней – главное!
Самое главное правило воспитания – любовь к себе и умение вовремя подзарядить свои батарейки, тем самым сохранив и детскую психику.
Потому что уставшая мама будет кричать и злиться на пустом месте, а отдохнувшая и полная сил мама поцелует, почитает книжку и даст мудрый совет.
Список используемой литературы
1. Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. — СПб., «Просвещение», 2007.
2.Омельченко Е. А., Зверкова А. Ю., Чеснокова Г. С. Дошкольное образование в условиях ФГОС: управление, методическая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015.
3. Психология и педагогика / Т.Д. Марцинковская, Л.П. Григорович. — М.: Проспект, 2009.
4. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2015.
5.Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. –Питер, 2015
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Коллектив авторов. - М.: М.: Academia, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклеты-консультативный материал для родителей
. Мяч -хороший тренажер в любом возрасте. Только задание малышу следует давать по силам. В этом буклете предлагаю доступные игры с мячом для малышей. Возьмите на прогулку мячик средних размеров ...
Консультативный материал для родителей "Формирование и развитие мотивации чтения у дошкольников с помощью просвещения родителей"
Не кому не секрет, что сегодня стоит проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слух...
Музыка – это одно из важнейших средств физического и эмоционального развития детей. Консультативный материал для родителей и педагогов ДОУ.
Появившийся недавно термин «музыкотерапия» может выступать как дополнительный стимул развития детей. Целительная сила музыки способствует нормализации артериального давления, помогает активировать дея...
Консультативный материал для родителей
рекомендации для родителей, как научить детей любить и оберегать природу....
Консультативный материал для родителей по духовно-нравственному воспитанию
Информация для родителей...
Консультативный материал для родителей «Роль родителей в звуковой культуре речи детей»
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, ...