Игры для начала обучения детей шахматам
консультация (старшая группа)
Игры для начала обучения детей шахматам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_nachinayushchih_shahmatistov.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Польза игр в шашки и шахматы в детском саду
Шашки и шахматы — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:
- Совершенствуют логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.
- Развивают память и пространственное воображение.
- Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
- Игры в шашки и шахматы всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.
- Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.
- При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.
- Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
- Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. Ведь мнение, что шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.
Игры для начала обучения детей шахматам
Хотелось бы рассказать родителям о различных играх, с помощью которых процесс обучения детей шахматам станет веселым и более интересным. Многие советуют начинать обучать ребенка азам шахмат с 7 лет, но я не соглашусь, ведь если сделать процесс обучения притягательным и забавным для ребенка, то вполне можно начать раньше. Если использовать указанные ниже игры для обучения детей шахматам, либо их аналог (нет ничего сложного придумать самому игру, исходя из пожеланий и предпочтений вашего ребенка), то начать можно в достаточно раннем возрасте — трех-пяти лет.
Игры для обучения детей шахматам, направленные на узнавание фигур
Перед началом следующих игр вы показываете и рассказываете, как называются фигуры, даете подержать в руках каждую.
1) Волшебный мешочек. Вы кладете по одной фигуре каждого вида в мешочек из темной ткани. Предлагает ребенку протянуть руку в мешочек и взять одну фигуру, но не вытаскивая, на ощупь определить, что это за фигура. Потом вытаскиваете фигуру и смотрите, правильно или нет. И вперед за следующей фигурой, пока мешочек не станет пустым.
Помимо изучения шахматных фигур, у ребенка развиваются тактильные ощущения
2) Каждый уникален. Берете две шахматные фигуры и показываете ребенку, предлагая, чтобы он рассказал вам, чем они внешне отличаются друг от друга, и чем похожи. Потом берете пару других фигур и повторяете.
Развивает у ребенка воображение и подбор нужных слов.
3) Угадывания. Вы загадываете про себя название шахматной фигуры и предлагаете ребёнку отгадать с трех попыток. Потом меняетесь ролями.
Ребенку приходится все время держать в уме название фигуры, что хорошо влияет на память и концентрацию.
Игры для обучения детей шахматам, направленные на познание полей доски и ходов фигурами
Настало время познакомить ребенка с шахматной доской и тем, как ходит и ест каждая из шахматных фигур.
4) Один в поле воин. Расставляете на шахматной доске черные фигуры в разнообразном порядке. Даете ребенку белую фигуру, которой он должен ходить и съедать черные фигуры. Вариант чуть сложнее — во время ходов и поедания черных фигур, белые не должны оказываться под ударом черных фигур. Этот вариант сложнее не только для ребенка, но и для родителя, так как теперь нужно заранее продумывать как расставлять фигуры на доске.
5) Лабиринт. Расставляете из фигур лабиринт и предлагаете ребенку фигурой добраться от одного поля до конечного поля шахматной доски, используя правильные ходы. Посложнее вариант этой игры аналогичен предыдущему, то есть идя по лабиринту нельзя останавливаться на битых полях.
Последние 2 игры развивают планирование своих дальнейших действий, оценку последствий ошибок.
6) Кратчайший путь. Ребенок должен фигурой достичь заданной клетки за минимально возможное количество ходов. Например, даете ему ладью на первой горизонтали в самом углу и предлагаете дойти её до последней горизонтали в противоположный угол. если он делает это в два хода — молодец, если в большее количество ходов, от показывает правильный путь и пробуете с другими клетками. То же самое повторяете с другими видами фигур.
7) Захват поля. Когда начинающий шахматист станет хорошо ориентироваться в предыдущей игре, то можно добавить соревновательный элемент. Вы играете одинаковыми фигурами, и кто быстрее захватит заранее оговоренное поле.
Улучшает обзор и развивает видение всей шахматной доски.
8) Выбор. Предварительно объяснив ценность каждой из шахматных фигур (можно использовать систему оценки — сколько каждая фигура стоит в пешках, конь и слон — 3 пешки, ладья — 5 пешек, ферзь — 10 пешек), предлагать позиции, где ребенку нужно сделать выбор из нескольких вариантов, какую фигуру ему съесть.
Развивает сравнительный анализ и оценочное восприятие.
Игры для обучения детей шахматам, направленные на запоминание начальной расстановки фигур
Расставляете фигуры на доске в начальной позиции, ребенок уже должен наблюдать за тем, как вы это делаете. Объясняете, что партия в шахматы начинается из такой позиции. Убираете все фигуры с доски и расставляете фигуры вместе, вы один цвет, ребенок фигуры другого цвета.
9) Где ты живешь. Вы берете в руку две фигуры и спрашиваете, стоят ли они рядом в начальной позиции. Если они стоят не рядом, то какая или какие фигуры их разделяют. Когда он будет уже хорошо ориентироваться в начальной расстановке, то можно попробовать следующее. Расставив фигуры, две из них поменяйте местами и спросите, правильно ли вы расставили.
Развивает память.
10) Шахматный мяч. Вообще, это игра подойдет для проверки знаний по любым пройденным шахматным урокам. Вы произносите любое утверждение, касаемо шахмат и бросаете мячик ребенку, если ваше утверждение верно, то он должен поймать мячик, если ложно, то не ловить его. Например, вы говорите: «Ферзь может ходить, как конь» и бросаете мячик, ребенок не должен его ловить. Потом ребенок кидает вам мяч, придумывая аналогичное утверждение.
Развивает реакцию и память.
Игры для обучения детей шахматам, направленные на понимание шаха, мата и пата
Вы объясняете, как можно выиграть, что такое шах и мат и в чем их отличия. Разъясняете концепцию ничьи и что такое пат и его отличия от мата.
11) Есть или нет? Расставляете фигуры за обе стороны в различных позициях и предлагаете ответить ребенку, если шах на доске или нет. Расставляете по-другому и спрашиваете есть ли мат или нет. Аналогично с патом.
12) Первый шах. Вы начинаете играть в шахматы из стартовой позиции и выигрывает тот, кто первый объявит шах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению детей шахматам
Рабочая программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста, расчитана на 2 года. Содержание программы соответствует психолого-возрасным осо...
Интер активная игра " Обучение детей шахматам"
игра, пояснительная записка к игре...
Практикум для педагогов "Использование современных компьютерных технологий при обучении детей шахматам"
Краткое описание опыта, которое может помочь педагогам в работе....
Обучение детей шахматам
Шахматы — это одна из немногих настольных игр, которая развивает у малышей логическое мышление, умение планировать свои действия на несколько шагов вперед, формирует волю и...
Рабочая программа кружковой деятельности по обучению детей шахматам
Рабочая программа по шахматам в ДОУ...
Конспект занятия по ФЭМП " с элементами обучения детей шахматам " В поисках вишневого варенья"
Занятие по математике сэлементами обучения детй игре в шахматы в подготовительной группе....
Календарно-тематическое планирование по обучению детей шахматам
Первый год обучения...