Конспект занятия по ФЭМП " с элементами обучения детей шахматам " В поисках вишневого варенья"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Занятие по математике сэлементами обучения детй игре в шахматы в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие по математике с элементами шахмат | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Конспект интегрированной
непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной области «Познание» с элементами шахмат ,
подготовительная к школе группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи №8 «Солнышко».
Тема: «В поисках вишневого варенья».
Шамсутдинова С.Х., воспитатель
г. Советский
Интеграция образовательных областей.
«Речевое развитие» – развитие компонентов устной речи: лексика, грамматический строй, связная речь, произносительная сторона.
«Социально - коммуникативное» – приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослым.
«Познавательное развитие» – (Формирование элементарных математических представлений).
Интеграция видов деятельности:
Игровая – задания выполняются в игровой форме.
Коммуникативная – осуществляется в течение всей НОД и способствует развитию всех компонентов устной речи и навыкам общения.
Познавательно – узнать, запомнить новые сведения, слова, получить знания.
Двигательная – развитие общей моторики.
Социально-коммуникативная - приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослым.
Вид занятия: тематическое.
Формы организации детей: подгрупповая, групповая, индивидуальная
Цель: Цель: Систематизация знаний детей по математике в подготовительной к школе группе
Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить знания дней недели, частей суток, времён года 2. Закрепить навыки количественного, прямого , обратного счёта в пределах 10, соотнесение числа с цифрой.
4.Закреплять умение узнавать , выделять составные части задачи и составлять решение задачи.
5. Закреплять знания о силе шахматных фигур, умение сравнивать два числа.
6.Продолжать учить определять адрес заданного шахматного поля и определять фигуру по его следу.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать конструктивные навыки и воображение. 2.Развивать внимание, память, мышление, связную речь..
Воспитательные задачи:
Воспитывать отзывчивость, заботу, доброту, желание помогать
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Демонстрационный материал: Видеозапись беседы с шахматным королем, презентация игры «Помоги королю определять силу фигур»; шахматы напольные, шахматная доска напольная.
Раздаточный материал: карточки цифр от 3-до 10, карточки с нарисованными кружками от 3-10, шахматные поля, маркеры. Карточки цифр знаков -,+.=.
Предварительная работа: чтение сказки «Шахматная планета». Ю.В. Филиппова, бесед. Разучивание физминутки « Конь». Разучивание считалки
Индивидуальная работа: учить Степу, Артема навыкам количественного, прямого , обратного счёта в пределах 10, соотнесение числа с цифрой..
Технологическая карта НОД
№ | Ход занятия | ||||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время (примерное) | |||
I | Вводная часть Организационный момент | ||||
Воспитатель Психогимнатика Собрались все дети в круг Я — твой друг и ты — мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Воспитатель: подарим друг другу улыбки. | Коммуникативная, игровая. Дети встают в круг. | 1 мин. | |||
II | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | ||||
Сюрпризный момент. Воспитатель: ребята, пришло сообщение ( в) Белый Король: «Здравствуйте, ребята. В моем королевстве случилась беда. Кто то украл вишневое варенье, а я его очень люблю. Теперь я даже не о чем думать не могу. Приезжайте в Шахматное королевство и омогите мне разобраться в этой ситуации». Воспитатель: кто нас попросил о помощи? Воспитатель: шахматное королевство находится далеко. Как же нам добраться до него? Воспитатель: как мы все это назовем одним словом? Воспитатель: Мы сегодня поплывем на корабле. | Дети: белый король пригласил в шахматное королевство . Дети: на самолете, поезде, корабле, автомобиле. Дети: транспорт. | 2 | |||
III | Основная часть Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | ||||
1. | Воспитатель : Чтобы сесть в корабль нужно взять билеты, билеты даются за правильные ответы. Воспитатель: Какое сейчас время года? Воспитатель: Какое время года было до зимы Воспитатель: Какое время года наступит после зимы? Воспитатель: Сколько месяцев у зимы? Воспитатель: Назовите первый месяц зимы? Воспитатель: Назовите третий месяц зимы? Воспитатель: А теперь, можно пройти в корабль, каждый возьмет билет и займет место. Какое количество кружков на билете, такую цифру находим и занимаем место. | Дети встают в полукруг. Дети: Сейчас время года – зима. Дети : До зимы была осень. Дети : После зимы наступит весна. Дети: У зимы 3 месяца. Дети: Первый месяц зимы декабрь Дети: Второй месяц зимы- январь Дети: Третий месяц зимы – февраль Дети встают у цифры соответствующие числу кружков на билете. | 2 |
2. | Воспитатель: Чтобы наш скоростной корабль отправился в путь нужно сосчитать до 20 | Дети: 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20. | 2 |
3. | Воспитатель: Мы прибыли в шахматную страну белого короля. Давайте попробуем разобраться. Кто спрятал варенье. Возьмите цифры и разложите от 1 до 10. Воспитатель: В белом королевстве на зиму заготовили вишневого варенья 7 банок. В одно прекрасное утро осталось 2 банки. Сколько банок пропало? Что я вам сейчас прочитала ? Воспитатель: Назовите условие задачи Воспитатель: Назовите вопрос задачи. Воспитатель: Сколько банок было заготовлено на зиму? Воспитатель: Сколько банок осталось? Воспитатель: Банок с вареньем стало больше или меньше. Воспитатель: Какой знак надо поставить , если банок стало меньше. Воспитатель: Составьте решение задачи | Дети садятся за столы. Дети: вы прочитали задачу. Дети: В белом королевстве на зиму заготовили вишневого варенья 7 банок. В одно прекрасное утро осталось 2 банки. Дети: Сколько банок пропало?. Дети: Было заготовлено 7банок Дети: Осталось 2 банки. Дети: Банок с вареньем стало меньше. Дети: Минус . Дети за столами выкладывают решение задачи | 5 |
4. | Физминутка « Конь» Воспитатель: ребята нам надо немного отдохнуть , размяться. Саша проведи пожалуйста физминутку. | Дети: Прыгнет конь подковы звяк ( дети прыгают) Необычен каждый шаг ( шагают) Буквой г и так и сяк Получается зиг заг ( по очереди поднимают руки в стороны) И повадки у лошадки необычны и смешны ( шагают) Притаится словно в прятки И скакнет из за спины ( приседают и выпрыгивают в вверх) | 2 |
5. | Воспитатель: Ну а, сейчас за работу. Нужно внимательно рассмотреть следы, которые оставил похититель варенья. Сейчас каждый возьмет шахматную доску и маркер. Воспитатель: сделайте метку на поле В3, отсюда началось движение. Следующий ход на поле Е6. Следующий ход на поле G 8 Здесь была остановка. По ходу определите, какая фигура здесь прошла? Воспитатель: молодцы, вы справились с заданием. мы определили кто спрятал варенье, Включают запись звука движения корабля. |
( дети выполняют задание на шахматных досках) Дети: эта фигура ферзь | 5 |
Интерактивная игра «сила фигур» Воспитатель: Мы нашли кто спрятал варенье , теперь король примет меры и все в его королевстве будет в порядке, но Королю будет легче навести порядок если мы поможем ему определить силы фигур. Поставьте знак < . > . = Воспитатель: Кто сильнее 3 пешки или ладья Воспитатель: Кто сильнее 2 слона или 2коня Воспитатель: Кто сильнее ферзь или конь и слон | ( дети садятся полукругом около интерактивной доски) Дети : Знак больше будет смотреть на ладью , потому что сила ладьи 5 пешек. Дети : У коней и слонов сил одинаково, так как конь стоит 3 , а 2 коня 6 пешек , и слон стоит 3 пешки , а 2 слона 6, значит надо поставить знак равно. Дети: Сильнее ферзь у него сила 8-9 пешек, а у коня и слона вместе всего 6 , значит знак меньше будем ставить в сторону слона и ферзя. | 4 |
6. | Воспитатель: Молодцы ребята помогли королю разобраться в силе фигур, но король долго не играл в шахматы , теперь боится проиграть он разучился ставить мат. Может мы сможем ему подсказать как это сделать Воспитатель: давайте подойдем к шахматной доске, здесь разыгрывается партия. Ход белых, нужно помочь поставить мат в один ход черным. Воспитатель: Молодцы ребята вы смогли помочь королю выиграть эту партию | Дети: Да, поможем Дети рассматривают шахматную ситуацию и предлагают варианты ходов. Ответы детей. | 4 |
IV | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. | ||
7. | Король : Благодарю вас мои друзья за помощь. Вы молодцы, вы спасли мое королевство от неприятностей и вселили в меня веру в победу. Воспитатель : Нам пора возвращаться в детский сад. Проходим в корабль , встаем на свои места и отсчитываем от 20 до 1 Воспитатель: вот мы у себя в саду | Дети : 20,19.18.17.16.15.14.13.12.11.10.9.8.7.6.5.4.3.2.1.0 | 1 мин |
V | Рефлексия Воспитатель : Где же мы сегодня с вами побывали?. Воспитатель: какие задания вызвали трудности у вас? Воспитатель: Большое спасибо в за то что вы помогли белому королю разобраться с его проблемой. | Ответы детей. | 2 мин |
Список источников:
Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.
Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.2. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.
Быкова Е.П. Шахматы для малышей. Издательство :Феникс» Ростов на дону. 2010.-120(1) с
Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
Зайкина В.Л. "Каисик в Шахматном королевстве". Сборник дидактических сказок для обучения детей 5-7 лет игре в шахматы. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 25с.
Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.
Сухин И.Г. «Шахматы для самых маленьких», издательство Астрель, АСТ, г.Москва, 2000г.
ТрофимоваА.С. Учебник юного шахматиста.Ростовн/Д: Феникс 2010.-155(1)с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП с элементами квест-игры для детей старшего дошкольного возраста: "Проказы Вредины"
Цель: создать условия для формирования элементарных математических представлений....
Конспект занятия по ФЭМП с элементами квест-игры для детей среднего дошкольного возраста: "Приключения на необитаемом острове"
quot;Приключения на необитаемом острове"...
Конспект занятия по ФЭМП с элементами квест-игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Проказы Вредины»
Математика по праву занимает большое значение в дошкольном образовании.Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления и учит логике.Но мы стремимся ориентироваться не на достигнуты...
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами обучения детей игре в шахматы у детей старшего дошкольного возраста на тему: « Шахматная фигура - Ладья»
Конспект « Шахматная фигура - Ладья»...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе "В поисках сокровищ"
Цель: развивать интеллектуальные и творческие способности детей дошкольного возраста с помощью сенсорного и интеллектуального тренинга.Обучающие задачи:совершенствовать навык ориентиров...
Конспект занятия по ФЭМП с элементами квест-игры для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд»
Цель: создать условия для формирования элементарных математических представлений....
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему "В поисках сокровищ"
Занятие по ФЭМП...