«Как помочь эмоциональному ребенку: о средствах арт-терапии»
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Кувардина Ирина Викторовна

"Как помочь эмоциональному ребенку: о средствах арт-терапии". Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_sredstvah_art-terapii.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

 «Как помочь эмоциональному ребенку: о средствах арт-терапии»

(консультация для родителей)

Цель: познакомить родителей детей дошкольного возраста с видами музыкальной арт-терапии.

Термин «арт-терапия» (буквально - терапия искусством) начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл в 1938 году. Этот метод является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Ведь, перенося свои проблемы из реальной жизни в выдуманные сказки или на лист бумаги в виде рисунка – можно совершенно по-другому посмотреть на себя и ситуацию, найти выход. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира.

Данный метод относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арттерапией. Это помогает расслабиться и снять напряжение.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем и философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Индии, Китае. В результате  исследований были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде, а положительные эмоции от общения с искусством, наоборот, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют его резервные силы. В последнее время арттерапия всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми с эмоциональными нарушениями и даёт положительные результаты.

Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия, изобразительное искусство – изотерапия, цвет - цветотерапия, танец, движение – кинезитерапия, театр – имаготерапия, литература – библиотерапия). Однако основой для всех видов арттерапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии. Подробнее остановимся на некоторых видах арттерапии:

Музыкотерапия. 

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. Следовательно, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.), проходят невротические проявления (страхи, тревожность, неуверенность и др.). Таким образом, активно участвуя в музыкотерапевтическом сеансе, ребенок получает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния.

Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе  адажио, анданте. Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов: Моцарт, Шуберт, Гайдн, Вивальди, Чайковский. Это может быть, к примеру: 2-я часть "Маленькой ночной серенады" Моцарта, "Зима" из "Времён года" Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского "Пиковая дама", колыбельные песни.

 Медлительным, пассивным, полезны произведения в темпе аллегро и аллегро-молерато Моцарта, Шуберта, Гайдна. Например, вальсы из балетов Чайковского, "На тройке" из его же "Врёмен года", "Весна" из "Врёмен года" Вивальди, а также маршевые мелодии. Универсальными являются произведения Моцарта. У детей всех возрастов, как было доказано научными исследованиями, эта музыка способствует улучшению концентрации внимания, увеличению интеллектуального потенциала и памяти, а также обладает противосудорожным действием.

Танцевальная терапия.

Через тело можно также работать с психикой. Тело является как бы экраном, на котором отображаются все наши эмоциональные переживания, страхи, недовольства. Они фиксируются в виде соответствующих мышечных напряжениях, зажимах. Воздействуя на тело, можно влиять на эмоциональное состояние. Поэтому так важно, чтобы тело имело возможность на «самовыражение».

Вы можете устраивать танцы на разные состояния: вот танец злости, вот печали, а вот – радости. И пусть это будут самые необычные танцы. Пусть со стороны это выглядит как дикие прыжки, нелепые дергания и неуместные гримасы. Главное – позволить своему телу делать под музыку те движения, которые хочется.

Такая эмоционально-телесная импровизация. Причем главное, чтобы Вы, взрослый, смогли себе это позволить. Тогда и малышу будет проще раскрепоститься и танцевать от души. Здесь нет понятий «красиво, правильно, эстетично». Здесь есть только ощущение своего тела.

Арттерапевтические методики способствуют гармонизации личности детей, обеспечивают коррекцию нарушений в эмоционально-волевой сфере, способствуют эмоциональному  здоровью посредством соприкосновения с искусством.

Что нужно, чтобы терапия удалась?

  • Ваше открытое участие и поддержка, но не руководство и вмешательство.
  • Специально выбранное время. Необходимо, чтобы Вы не были ограничены во времени, и у малыша была возможность заниматься столько, сколько потребуется. Начинать занятие с условием, что Вам через полчаса нужно будет кушать или спать, не стоит.
  • Подготовленное пространство. Необходимо, чтобы место для работы было специально подготовлено. Если это рисование, то пол застелен клеенкой, малыш одет в одежду, которую не жалко пачкать, а все ценные предметы спрятаны подальше. Если это музыка или танцы, чтобы была возможность шуметь, прыгать и пр. На типичное замечание: «У меня же соседи» можно только возразить: «Но у Вас и ребенок». Кто для Вас важнее? Ваш малыш или соседи?
  • Ваша вера в то, что все это поможет Вам с крошкой справиться с трудностями. Сами малыши в это верят, и это действительно работает. Стоит поучиться этому у Ваших детей. Ведь и самому быть ребенком иногда очень здорово. 

Все виды арт-терапии совершенно безвредны и очень полезны, но помните – полезно и приносит добро всё то, во что мы искренне верим!

Подготовила музыкальный руководитель

Кувардина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие психических процессов у ребенка дошкольника средствами «арт-терапии»

Арт-терапия  представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним изЦель использования арт-терапи:-формирование психологического здоровья...

Коррекция эмоционального неблагополучия детей средствами арт-терапии

Коррекция эмоционального неблагополучия детей средствами арт-терапии...

Открытое занятие по эмоционально-волевому развитию средствами арт-терапии для детей 5-6 лет «Путешествие необитаемый остров»

Путешествовать всегда интересно, да  при этом еще и выполнять интересные задания. Предложенные  средства арт-терапии могут взять на заметку педагоги в работу с детьми....

Проект "Развитие эмоционального интеллекта обучающихся средствами арт-терапии. Волшебный мир сенсорной комнаты"

Проект «Развитие эмоционального интеллекта обучающихся средствами арт-терапии. Волшебный мир сенсорной комнаты» разработан в рамках реализации программы по развитию личностного потенциала....

Тематическое планирование для развития эмоциональной сферы дошкольников средствами песочной терапии

Данная система разработана по результатам диагностики эмоциональной сферы дошкольников  и основана на авторских программах О.Ю. Епанчинцевой, Ю.С. Шиманович, М.А. Федосеевой...