Проект "Развитие эмоционального интеллекта обучающихся средствами арт-терапии. Волшебный мир сенсорной комнаты"
учебно-методический материал
Проект «Развитие эмоционального интеллекта обучающихся средствами арт-терапии. Волшебный мир сенсорной комнаты» разработан в рамках реализации программы по развитию личностного потенциала. Является частью проекта создания личностно-развивающей образовательной среды школы «Школьная среда - территория возможностей для развития эмоционального интеллекта участников образовательного процесса, как важной составляющей успешной личности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_pedagogicheskogo_proekta_1.docx | 83.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ Алтайский край, г. Бийск, переулок Николая Липового, 74/3, телефон: 8 (3854) 43-52 -90 Алтайский край, г. Бийск, переулок Николая Липового, 76/1, телефон: 8 (3854) 34-45-35 Алтайский край, г. Бийск, переулок Николая Липового, 78, телефон: 8 (3854) 34-45-35 e-mail: bschool3@mail.ru |
ПРОЕКТ
«Развитие эмоционального интеллекта обучающихся средствами арт-терапии. Волшебный мир сенсорной комнаты»
Разработали: Брусянина И.Н., учитель начальных классов, Грекова Е. В., воспитатель, Иванова И. В., педагог-психолог, Каширина А. В., воспитатель, Коновалова С. Б., учитель русского языка и литературы, Любимова Е. В., воспитатель, Мартынова М, С, учитель технологии, Рожнова Н.В., учитель начальных классов, Смирнова Т.В., учитель английского языка, Цыганок М.П., учитель русского языка и литературы |
Бийск 2022
Паспорт педагогического проекта
Автор(ы) проекта (ФИО, должность) и название ОО | Брусянина И.Н., учитель начальных классов, Грекова Е. В., воспитатель, Иванова И. В., педагог-психолог, Каширина А. В., воспитатель, Коновалова С. Б., учитель русского языка и литературы, Любимова Е. В., воспитатель, Мартынова М, С, учитель технологии, Рожнова Н.В., учитель начальных классов, Смирнова Т.В., учитель английского языка, Цыганок М.П., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№ 3 г.Бийск |
Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО | Школьная среда - территория возможностей для развития эмоционального интеллекта участников образовательного процесса, как важной составляющей успешной личности |
Направление педагогического проекта | Социально-эмоциональное развитие обучающихся |
Название (тема) педагогического проекта | Развитие эмоционального интеллекта обучающихся средствами арт-терапии. Волшебный мир сенсорной комнаты |
Решаемая ключевая проблема | Сохранение и укрепление соматического, психического и психологического здоровья детей |
Цель (-и) педагогического проекта | Создать условия для развития эмоционального интеллекта и стабилизации психоэмоционального состояния обучающихся средствами арт-терапии. |
Целевая группа | Дети всех возрастных групп, родители и педагоги. |
Основная идея педагогического проекта | Арт-терапия может использоваться как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с целью повышения эффективности всех мероприятий, направленных на улучшение психологического здоровья, а также как самостоятельное средство развития психических процессов и функций. |
2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта | Проект помогает решить стратегические задачи, обозначенные в управленческом проекте - создает условия для усиления доли «творческого» типа образовательной среды. Создание развивающей среды для стимулирования сенсорного развития детей, компенсации сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Наша задача - сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнерадостными, общительными, что бы они успешно учились в школе и смогли реализоваться, как личности. |
Используемые технологии / методики / приемы / техники | Здоровьесберегающие технологии; Игровые технологии; Методы и техники арт-терапии: техника «Музыкальный ковер», техника «Рисовалки-затиралки», техника «Вулкан гнева», «Путешествие по волнам», «Звонкие нотки»и др. -сенсорная комната -«говорящие» стены -интерактивные доски для данс-терапии |
Значимые продукты педагогического проекта |
|
Личный вклад педагога в изменения в ОО | Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми, обществом через взаимодействие с социумом и семьей. |
Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и) | Презентация, мастер-классы |
Описание проекта
Проект «Развитие эмоционального интеллекта обучающихся средствами арт-терапии. Волшебный мир сенсорной комнаты» разработан в рамках реализации программы по развитию личностного потенциала. Является частью проекта создания личностно-развивающей образовательной среды школы «Школьная среда - территория возможностей для развития эмоционального интеллекта участников образовательного процесса, как важной составляющей успешной личности».
Актуальность
В современном мире развитие эмоционального интеллекта детей – это важнейшая педагогическая задача, ведь без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. При недостаточно развитом эмоциональном осознании, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми.
Для ориентировки во внешнем мире у человека есть органы чувств и специальные психические процессы: ощущение и восприятие. Ребенок, находясь в постоянном взаимодействии с окружающими предметами, изучает их частные свойства и характеристики, постепенно формируя общие представления о понятиях, что создает предпосылки для становления его собственной картины мира.
В процессе исследования внешнего мира, развивающийся в соответствии с возрастными нормами ребенок активно использует все органы чувств. Сбой или нарушенная работа любого анализатора, отвечающего за поступление информации из окружающего мира, приводит к неправильной работе процессов ощущения и восприятия в целом. В то же время, учеными давно установлено, что не только нарушения в работе органов чувств и высших психических функций, но и бедный мир сенсорных ощущений приводит к замедлению темпов психического развития. Таким образом, сенсорная депривация (искусственно обедненная окружающая среда) и нарушения в сенсорно-перцептивной сфере – важные факторы, тормозящие развитие ребенка.
Сохранение и укрепление соматического, психического и психологического здоровья детей – это проблема, которая в последнее время набирает все большую остроту в обществе. Здоровьесбережение становится одним из важных принципов, которые реализуются в современном образовании на всех уровнях, что подтверждается изданием государственных нормативных документов, обязывающих образовательные учреждения «создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».
Таким образом, одним из приоритетных направлений работы является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Для наибольшей результативности целесообразно проводить именно с использованием разнообразных арт-терапевтичеких техник. Работа в данной форме гарантирует заинтересованность участников, так как снимаются психические зажимы в процессе творческой деятельности. Этим обусловлена новизна программы. В процессе творческих заданий дети учатся распознавать и различать свои эмоции, управлять своими эмоциями и т.д.
Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно — чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Терапия рисованием позволяет понять и ощутить самого себя, научиться свободно
выражать свои мысли и чувства. Методика мягко помогает избавиться от груза прошлого,
развивает чувственно-двигательную координацию.
«Говорящие» стены
А почему бы некоторые стены не отдать детям для того, чтобы они общались друг с другом? Мы всё чего-то боимся: а вдруг дети напишут что-то не то. Ну и пусть напишут: о том, что волнует, что радует. Здесь они могут написать, что потерялась какая-то вещь, и попросить помочь её найти. А кто-то повесит объявление, что готов отдать в добрые и надёжные руки щенка или котёнка. Каждый проведённый в школе день — это различные эмоции, ощущения, радости, переживания, это различные виды деятельности. Нужную тему может подбросить кто-то из педагогического коллектива. Переступают утром дети порог школы, а на говорящей стене написано: «Наше здоровье зависит от…»; или «Чтобы быть здоровым, надо…». На говорящих стенах найдётся место для цитат, народной мудрости.
Основная идея использования технологии « говорящая стена» заключается в трансформации групповой среды пребывания детей в личностно развивающую образовательную среду.
«Говорящая» стена - это:
- центр познавательного развития,
- социально-коммуникативный центр,
- центр художественно-эстетического развития,
- зона свободной досуговой деятельности,
- зона релаксации.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступенях детства.
Развивающая среда дает возможность обучающимся испытывать и использовать свои способности, позволяет проявлять свою самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.
Танцевальная терапия помогает обрести свободу и выразительность движения, развить подвижность. Способствует осознанию собственного тела, создание его позитивного образа, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. Человек, который начинает двигаться, танцевать становиться более жизнеспособным, энергичным, здоровым.
Очень удобно использование интерактивных досок, которые располагаются на стенах коридоров образовательного учреждения. Интерактивная доска — один из способов стимулирования учащихся, работа с ней делает процесс более интересным, улучшает результат общей работы и каждого ученика в отдельности.
Сенсорная комната может использоваться как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с целью повышения эффективности всех мероприятий, направленных на улучшение психологического здоровья, а также как самостоятельное средство развития психических процессов и функций. В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, навыков саморегуляции и расслабления. Спокойная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты: мягкого света, расслабляющей музыки - помогают ребенку максимально расслабиться, успокоиться, ощутить защищенность, почувствовать уверенность в себе, развить навыки общения, расширить круг представлений об окружающем. Пребывание ребенка в новой необычной обстановке сенсорной комнаты позволяет ему раскрепоститься, настроиться на активную деятельность, создает благоприятный эмоциональный фон.
Темная сенсорная комната – целый мир новых впечатлений и ярких эмоций. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует гармоничному развитию и коррекции имеющихся проблем.
Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным.
Теоретическое обоснование проекта
Данный проект разработан на основе научно-теоретических положений культурно-исторической парадигмы Л.С. Выготского согласно которой, развитие высших психических функций осуществляется в ходе социального взаимодействия, что означает, что специфические человеческие психические функции обусловлены его социальной природой. Процессы ощущения и восприятия также зависят от условий жизни и качества обучения, в ходе которого, ребенок усваивает общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями.
При создании проекта учитывались положения психологической теории деятельности, принятые в отечественной психологии, основанные на работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, а так же теоретические представления о психологических новообразованиях дошкольного возраста Д.Б. Эльконина.
Также при построении проекта использовались положения концепции сенсорно-перцептивного развития, разработанные в отечественной педагогике и психологии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, В.С.Мухина и др.) и зарубежной педагогической практике (Ф. Фребель, М. Монтессори).
Общую методологическую основу проекта составляют общие принципы коррекционно-развивающей работы. Так же учитывались принципы составления коррекционно-развивающих программ по Г.В. Бурменской :
- принцип единства диагностики и коррекции;
- деятельностный принцип коррекции;
- принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Практическая значимость проекта
Создание развивающей среды для стимулирования эмоционального развития детей, компенсации сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.
Тип проекта практико-ориентированный, долгосрочный
Цели проекта:
1)создать условия для развития эмоционального интеллекта и стабилизации психоэмоционального состояния обучающихся средствами арт-терапии;
2)создать сенсорную комнату для совершенствования познавательной и эмоциональной сферы детей.
Задачи проекта:
- изучить модели и проблемы эмоционального интеллекта;
- изучить возможности арт-терапии для стабилизации психоэмоционального состояния обучающихся;
- показать способ развития эмоционального интеллекта используя возможности арт-терапии.
- создать и оформить сенсорную комнату;
- разработать программу педагогического сопровождения воспитательно- образовательного процесса в условиях сенсорной комнаты;
- развивать навыки саморегуляции и релаксации для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения в условиях сенсорной комнаты;
- развивать психические процессы у детей посредствам стимуляции мозговой активности.
Участники проекта дети всех возрастных групп, родители и педагоги.
Этапы реализации проекта:
I этап: подготовительный
изучение нормативно-правовой базы, методической литературы по созданию в ОУ инновационной предметно-развивающей среды для различных категорий детей;
совершенствование накопительной базы профессионализма педагогов и форм работы с родителями.
II этап: основной
создание и оборудование сенсорной комнаты, «говорящей» стены, интерактивной доска для данс-терапии;
разработка перспективного планирования, программы психолого-педагогического процесс в условиях арт-терапии;
совершенствование форм работы с родителями.
III этап: итоговый
отчет о реализации проекта;
мониторинг развития познавательной и эмоциональной сферы детей;
оформление материалов проекта.
Показатель эффективности проекта
Эффективность реализации проекта отслеживается по результатам наблюдений и диагностического исследования с использование проективных методик.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Качественные: желание детей посещать занятия в сенсорной комнате, проводить перемены с использованием «говорящей» стены и интерактивной доски. Благоприятный эмоциональный фон на занятиях, установление доброжелательных отношений между участниками, положительные изменения в состоянии обучающихся по результатам наблюдения педагогов, работающих с детьми, родителей.
Количественные: увеличение числа обучающихся с высоким и средним уровнем развития познавательных процессов. Снижение числа детей с высоким уровнем тревожности.
Проект будет сохраняться, и реализовываться при положительных результатах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа развития эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста в сенсорной комнате
Сенсорная комната в нашем дошкольном учреждении – это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием, произведенным ООО «ПКФ "АЛЬМА"» (Санкт-Петербург). .. Программа рецензирована профессором,...
программа развития эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста в сенсорной комнате
Сенсорная комната в нашем дошкольном учреждении – это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием, произведенным ООО «ПКФ "АЛЬМА"» (Санкт-Петербург).Сенсорная комната – это волшебная сказка...
"Волшебный мир сенсорной комнаты"
Предлагаю Вашему вниманию небольшую методическую разработку для работы педагога-психолога с детьми в условиях сенсорной комнаты....
Волшебный мир сенсорной комнаты
Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на укрепление психического и физического здоровья детей....
«Волшебный мир сенсорной комнаты»
Волшебный мир сенсорной комнаты не оставляет равнодушным никого....
Волшебный мир сенсорной комнаты.
Ухоженная территория, обилие цветов, со вкусом сделанные прудик с фонтаном, фантазия взрослых и детей в этом коллективе не знает границ. Красиво и радушно встречает своих воспитанник...
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста "Волшебный мир сенсорной комнаты".
Цель занятия:снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; активизация различных функции центральной нервной системы за счет созд...