Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_graf_navykov.docx | 20.57 КБ |
razvitie_detey_5.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие графических навыков в старшем дошкольном возрасте
Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Её решения меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования.
Необходимо помнить, что в отечественной педагогике и психологии дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности- игровой,к другой ведущей деятельности в младшем школьном возрасте деятельности-учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода.
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, стремясь к тому, чтобы движения были свободными, уверенными, согласованным.
Дошкольники со слабой мускулатурой испытывают затруднения при овладении навыками письма, выполняют задание в медленном напряжённом темпе, напряжёнными пальцами, не в полном объеме.
Вышеперечисленные проблемы, привели нас к выводу, что особое внимание нужно уделять постепенному развитию графических умений и навыков. Мы поставили перед собой цель для системной работы по развитию графических умений и навыков.
Одним из критериев познавательной готовности ребёнка является Развитие графических навыков.
Работа по развитию графических умений и начинается заблаговременно до того, как ребенок пойдет в школу.
Что же такое графические умения и навыки?
Графические умения – сплав навыков и знаний, которые определяют качество выполнения графической деятельности.
Графические навыки – определенные привычные положения движения пишущей и рисующей руки, позволяющей изображать знаки
Графическими навыками называют некоторые привычные движения рисующей или пишущей руки, изображающей при этом знаки, а также их соединения. Графические навыки относят к сенсорному развитию человека, однако в отличие от иных сенсорных умений, графические связаны непосредственно с учебной деятельностью.
Графические умения в старшем возрасте включают в себя следующую последовательность:
- к 4–5 годам ребенок способен копировать фигуры с соблюдением основных пропорций, но уже может ограничивать протяженность линий, а также срисовывать предметы, рисовать по представлению;
- в 5 лет дети начинают хорошо выполнять вертикальные, горизонтальные, наклонные штрихи, ограничивая их длину и соблюдая относительную параллельность, способны делать циклические движения первой ступенью в формировании графических умений и навыков является развитие мелкой моторики которое проводиться посредствам пальчиковых игр
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников. Особое внимание мы уделяем на развитие зрительного и пространственного восприятия, они помогают формированию и совершенствованию ориентировке на листе бумаги и навыка движения по нему.В старшем возрасте идёт:
- Совершенствование двигательных ручных умений и навыков;
- Развитие фонематического слуха, произвольного внимания, творческого воображения, наглядно-образного и логического мышления;
- Формирование пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве;
4 Приобретение умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции педагога.
Для развития графических навыков у детей старшего возраста мы используем такие приёмы игры: пластилинография , шнуровки ,массаж рук, упражнения с счётными палочками более в усложнённой технике В свободной деятельности мы используем Ниткографию. Ниткография – графическая техника, которая еще называется рисование нитью. Это получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. В ее основе лежит последовательное заполнение контуров выбранных изображений при помощи шнурков либо толстых ниток. Так как мы письму не учим, большую работу проводим по формированию правильной постановки руки. Для закрепления постановки руки мы используем штриховку, раскраски. Они развивает глазомер. формирует умение видеть контур фигуры и при штриховании не выходить за пределы, развивает мелкие мышцы, делает их более послушными.
Для знакомства с тетрадью, ориентировке по клеточке (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла середины клетки мы используем графические упражнения. Они формируют у детей умение вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги,соединять углы клеточек по диагонали. Это могут быть прописи.карточки с заданием закончи узор и т.д
Одним из более сложных приёмов является Графический диктант. Это не урок и не занятие, а наоборот игра. Ведь в итоге должна получиться неизвестная картинка, которую можно разрисовать карандашами. Такие занятия рекомендуются не только деткам дошкольного возраста, в детских садах, но ребятам до 12-летнего возраста. Ведь внимательность и координацию движений, можно развивать и в старшем возрасте.
Рекомендуемый возраст для начала пользования графическими диктантами – от 4 лет. Именно в этом возрасте следует начинать развитие мелкой моторики, с помощью рисования по клеточкам.
Вывод: Работа по формированию графических умений и навыков у дошкольников должна начинаться задолго до поступления в школу. Совершенствование умений управлять своими движениями, как мелкими, так и крупными, выполнять их разнообразно т.е. дифференцировано, точно, плавно, красиво или быстро, ловко, технически правильно, имеет своё продолжение и в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Предварительный просмотр:
Развитие детей 5-6 лет
Особенности психического развития ребенка в возрасте 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.
Логическое мышление
Ребенок в возрасте 5-6 лет должен уметь:
Не отвлекаясь, в течение 10-15 минут выполнять задание.
Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут.
Сравнивать два изображения по памяти.
Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
Находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
Находить 4-5 пар одинаковых предметов.
Складывать разрезанную картинку из 4-5 неравных частей.
Запоминать 8 слов из 10 предложенных.
Математика
Ребенок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:
Различать и называть части суток, времена года по порядку и их характерные особенности. Называть какой сегодня день недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
Ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).
Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
Сравнивать 10 предметов ,размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины).
Разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
Развитие речи
Ребенок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:
Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.
Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
Определять место звука в слове.
По плану и образцу рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по 5-6 картинкам с последовательно развивающимся действием.
Согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).
Замечать неправильную постановку ударения в слове.
Подбирать к существительному несколько прилагательных.
Заменять слово другим словом со сходным значением.
Связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, придумывать концовки к незнакомым сказкам.
Составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему.
Правильно произносить все звуки.
Окружающий мир
Ребенок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:
Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
Определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет.
Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.
Знать, что любая вещь создана трудом многих людей.
Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
Знать своих родственников, домашний адрес.
Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.
Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну и столицу.
Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
Знать два - три вида травянистых растений, о способах их вегетативного размножения.
Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
Различать зимующих и перелётных птиц; находить и узнавать четыре - пять видов зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря и др.
Рассказывать о повадках диких животных; о помощи человека природе.
Навыки мелкой моторики и самообслуживания
Ребенок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:
Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).
Самостоятельно раздеваться, одеваться.
Следить за опрятностью в одежде. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
Самостоятельно наводить порядок в группе (убирать игрушки и материалы для занятий).
Завязывать узелки на веревке.
Ориентироваться в тетради в клетку
Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
Изобразительная деятельность
Ребенок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:
Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.
Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.
Владеть навыками аккуратной работы с пластилином.
Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания.
Владеть навыком округлого раскатывания
Владеть навыком рационального деление пластилина
Использовать в работе стеку
Умение передавать в лепке движения
Правильно держать ножницы и действовать ими
Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.
Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой
Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Комплексно-тематическое планирование упражнений по развитию графических навыков у дошкольников....
Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и письма. Как развить мелкую моторику рук и научить детей писать красиво? Как предупредить корявый почерк?Ребе...
ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.
Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их о...
Консультация для родителей на тему: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей«Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкоьного возраста»...
Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)
Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...
Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее р...