Консультация для педагогов и родителей
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 "Улыбка"
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Консультация
«Методы и приемы ознакомления с художественной литературой»
Воспитатель: Захаран Е.В.
ЗАТО п. Солнечный Красноярского края
2019
Методы и приемы ознакомления с художественной литературой
Художественное слово в самых разнообразных формах-потешка, сказка, рассказ, загадка, пословица, поговорка- издавна используется как одно из действенных средств воспитания детей. Дошкольная педагогика отвела худ.слову достойное место в системе средств воспитания ребенка дошк.возраста как в семье, так и в д/саду.
Художественная литератур рассказывает о труде и жизни людей, об их делах и подвигах, о событиях из жизни детей, об играх, забавах и труде ребят. Большое и малое, серьезное и смешное, веселое и грустное – все находит отражение в произведениях детской художественной литературы.
Художественная литература объясняет жизнь и тем самым расширяет жизненный опыт ребенка. Раскрывая внутренний мир людей , показывает их характеры, чувства, мотивы поступков, а так же отношение писателя к изображаемым явлениям. Произведения худ.литературы заставляют ребенка волноваться, сочувствовать героям или осуждать их. Лучшие произведения помогают формировать у детей нравственные оценки в доступной для них форме: хорошо- плохо, справедливо- несправедливо, честно- нечестно.
Прекрасно сказал об этой воспитательной стороне литературы Н.Г. Чернышевский: «Поэты--руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения , мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного , понимать очаровательность всего доброго и прекрасного , любить все благородное; читая их , мы делаемся лучше , добрее, благороднее».
Читая детям произведения художественной литературы, мы воспитываем эстетическое восприятие детей: ребенок слушая создает в своем воображении зрительные образы, он как бы видит то, о чем так живо говорит писатель; мы воспитываем чуткость к образной речи, любовь к художественному слову, которая в дошкольном возрасте выражается в любви к слушателю сказок, рассказов, стихов.
Произведения литературы обращают словарный запас ребенка, его речь развивается на лучших образах родного языка.
Какие же методы и приемы используют педагоги при ознакомлении детей с художественной литературой?
Основная задача воспитателя во время чтения или рассказывания –обеспечить полноценное восприятие детьми литературного произведения. Все должно быть направлено к этой цели: и выразительность передачи, и организации детей, и методические приемы проведения чтения.
Все дети непосредственно, живо воспринимают худ.произведение, но они по-разному выражают свое отношение к прочитанному. Это зависит он возраста, от индивид. склада характера, от содержания произведения.
Малыши слушают молча, увлеченно, по окончании часто просят: « Еще, еще!». Они могу и любят слушать одно и то же много раз подряд. Знакомый текст проигрывают, повторяют заключительные слова сказки, стихотворения. Если содержание прочитанного напоминает аналогичные факты, они заявляют об этом.
Старшие дошкольники горячо переживают все события, которые происходят с любимыми героями. Они волнуются , когда герой попадает в беду, ярко проявляют эмоциональность восприятия произведений, чутко и живо реагируют на юмор.
Было бы неправильно запрещать детям такие проявления, ведь в этом отражается эмоциональное воздействие художественного произведения; с другой стороны- это доказательство того, что взрослый выразительно, увлечено читал. Чтобы отдельные выражения, слова дети понимали и это не служило препятствием к восприятию замысла автора, необходимо пояснить непонятное таким приемом: во время рассказывания, не останавливаясь, пояснить новое слово синонимом или краткой фразой.
Произведения великих поэтов постепенно раскрываются человеку по мере того, как он сам духовно растет. Сказки Пушкина с увлечением слушают шестилетние дети, ими зачитываются школьники, только что овладевшие грамотой, старшеклассники более сознательно воспринимают и нравственную идею сказок, и богатство народного языка.
Объяснять детям дошк.возраста образные выражения нет надобности, так как взятые отдельные текста слова теряют свое образное значение, а в контексте и в выразительном чтении дети правильно понимают. Права Е.И. Тихеева, которая говорила что «Лучше не объяснить, чем пререобъяснить».
В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию произведения: обратиться к их личному опыту, чтобы вызвать в памяти соответствующие впечатления и наблюдения, или предварительно рассказать о фактах и явлениях, которые послужили сюжетом произведения, показать картины, иллюстрации разных художников- иллюстраторов, связанные с содержанием данного произведения. Такие предварительные беседы способствуют тому, что дети увлекаются уже завязкой рассказа, они с нетерпением ждут финала.
Если произведение невелико, его можно прочесть два- три раза или повторить отдельные яркие места.
После прочтения можно продолжить игры- инсценировки, драматизации отдельных эпизодов, пропеть песенки героев сказок. Беседа по содержанию поможет детям оценить поступки героев, выразить свое отношение к произведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"
Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....
Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для педагогов и родителей...
Консультация для педагогов и родителей "Роль родителей в речевом развитии детей раннего возраста с нарушениями слуха"
онсультация для педагогов и родителей...
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...
Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «Социальный педагог в ДОО»
В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ УСИЛЕНИЕ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА. ЛЮБОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, В СТЕНАХ КОТОРОГО НАХОДЯТСЯ ДЕТИ, С...
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...