Семинар - практикум для родителей: "Мой будущий первоклассник"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Исмаилова Дамира Жололиддиновна

Семинар – практикум: «Мой будущий первоклассник»

Цель:

Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников.

Задачи: 
- Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе. 

-Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю в домашних условиях. 

-Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр. 

-Развивать у родителей навыки рефлексии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЕК» МО

ЯСНЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

Семинар – практикум для родителей: «Мой будущий первоклассник»

Подготовила: педагог – психолог

Исмаилова Д.Ж.

Ясный, 2018

        

Семинар – практикум: «Мой будущий первоклассник»

Цель:

Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников.

Задачи: 
- Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе. 

-Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю в домашних условиях. 

-Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр. 

-Развивать у родителей навыки рефлексии.

Демонстрационный материал: 
Слайды.

Игрушечный телефон
Мешочек с набором различных предметов (газета, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, стаканчик от йогурта, чайная ложка, прищепка, маленькое сито и т.д.) 

Раздаточный материал: 
Лист для рисования. 

Цветные карандаши. 

Салфетки. 

Ход семинара-практикума:

Педагог-психолог:

Добрый вечер! Я рада видеть вас сегодня в этом зале!

А пригласила я вас, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей к школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Но прежде, чем мы начнем наш разговор, мне бы хотелось, чтобы вы поприветствовали друг друга.

 Сейчас мы все будем свободно двигаться по залу, подходить к каждому участнику нашей встречи и, глядя друг другу в глаза говорить «Здравствуйте!» - пока все не поприветствуют друг друга.

Педагог – психолог: Замечательно! Так как же подготовить ребенка к школе? Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре!

Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.

Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.

С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.

Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.

И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе.

Карточки для самостоятельной работы: «Ассоциации»

Цель: Познакомить родителей со способами активизация словаря.

Ход:

Родителям предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету и записать их. Когда все игроки справятся с заданием, разбираем его в форме диалога.

Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят…).

Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают…).

Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…).

Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…)

Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат…).

Обучение практическим умениям родителей: Игра "Шаги»

Цель: Обучение родителей приемам расширения словарного запаса детей.

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в целом.

Ход

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое". Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик). Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы:

"все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай),

"все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава),

«все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит),

"Ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек…).

"Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи ) и т.д.

«Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т.д.

 Игра «Потерянные вещи»

 В большом городе живут рассеянные люди. Они часто теряют различные вещи и забывают их названия. Человек, потерявший вещь, может обратиться в Стол Находок, но ему нужно точно рассказать о том, какая она. Педагог ставит на стол телефон и говорит: «Сейчас будет звонить ведущий, потерявший вещь. Остальные родители должны будут отгадать, что за вещь они потеряли». Можно загадать по 2-3 предмета.

Игра “Действуй по инструкции”

Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Инструкция: встаньте, потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите “хорошо”!

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему?

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?

В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.

Упражнение: «Запомни и нарисуй»

Вам необходимо посмотреть на экран и как можно точнее запомнить рисунок в течение 30 секунд, и по памяти его нарисовать.

Упражнение на зрительную память «Запомни картинки»

Задание выполняется коллективно, нужно родителям запомнить все предметы изображенные на картинке и воспроизвести их по памяти.

Игра “Загружаем баржу”

Нам нужно загрузить баржу именами, начинающимися на букву “А”.

Можно предметами, относящимися к одному классу (обувь, одежда, инструменты, цветы и т.д.)

Игра “Необитаемый остров”

“Давайте представим с вами, что мы будто бы плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм!

На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть... Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочке. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь”.

Затем взрослый достает из мешочка по одному предмету и предлагает подумать и сказать, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать. Принимаются любые, даже самые несуразные варианты.

Предметы, лежащие в волшебном мешочке:

Газета, спички, дискета, колпачок от дезодоранта, ножик канцелярский, пластмассовая ложка, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, неисправный фотоаппарат.

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему?

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?

Эта игра способствует развитию у детей воображения, мышления, восприятия и внимания. Кроме того, играя в “Необитаемый остров”, дети имеют возможность научиться быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем.

Пытаясь осмыслить игровую ситуацию, дети вспоминают опыт, полученный во время просмотра кинофильмов и мультфильмов, чтения книг. Размышляя о каждом предмете, дети учатся внимательно его изучать, анализировать все его свойства (форма, материал, явное или неявное предназначение, размер) и находить ему применение. Это развивает их целенаправленное и дифференцированное восприятие, аналитическое мышление и воображение.

Игра «Давайте думать вместе»

На столе разложены карточки изображением вниз. Каждый из вас возьмет сейчас карточку и покажет ее остальным игрокам. Ваша задача – найти себе пару, встать рядом и объяснить, почему встали вместе. Предметы, изображенные на карточках, участники в паре должны назвать одним словом. Например, на карточках нарисованы чашка и тарелка – посуда.
Как вы думаете для чего необходимы эти игры? Правильно! Они развивают мышление ребенка. Молодцы!

 Коррекционные и развивающие упражнения на мышление.

«Найди лишнее слово»

Читайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

Храбрый, злой, смелый, отважный.

Яблоко, слива, огурец, груша.

Час, минута, лето, секунда.

Платье, свитер, шапка, рубашка.

Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

Игра «Как это можно использовать».

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого – либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т.д.

Игра «Говори наоборот».

Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары:

Пустой – полный

Тяжелый – легкий

Шершавый – гладкий

Твердый – мягкий

Красивый – безобразный

Игра «Бывает – не бывает».

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребенку мяч. Он не ловит. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее. Ситуации можно предлагать разные:

Почтальон принес письмо.

Поезд летит по небу.

Мальчик виляет хвостом.

Хвост бежит за собакой.

Корова жует траву.

Ветер качает деревья.

Деревья водят хоровод.

Рефлексия “Все у меня в руках”

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал(а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.

Быть родителями первоклассника действительно не просто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Порой мы забываем, как трудно осваивать что–то новое.

Возьмите ручку и напишите “Мой ребенок – дошкольник”. Просто? А теперь возьмите ручку в другую руку и напишите “Мой ребенок – первоклассник”. Посмотрите на эти две записи. Как легко и ровно мы пишем правой рукой, и как трудно и непривычно дается письмо левой рукой. Если Вам кажется, что терпение на исходе, что у Вас нет больше сил заниматься с ребенком, вспомните, пожалуйста, это упражнение.

Любите своего ребенка и помните, что первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей.

А мы, педагоги лицея, будем рады видеть его в нашем учебном заведении. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет легкой, и Вы не устанете в пути.

Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.

Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!

Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

Мы желаем вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Ваш ребенок – будущий первоклассник»

·        Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.·        Привлечь внимания роди...

Семинар - практикум для родителей будущих первоклассников

Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания  дошкольников...

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников совместно с детьми «Играем и развиваемся вместе»

Увлекательный семинар-практикум для родителей, где они могут побывать в роли экспертов....

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Идем в школу всей семьей»

Выявить личностно-психологическую готовность детей к школе и позицию родителей в ожидании школьной жизни ребёнка.Обозначить роль семьи в преемственных связях дошкольного и начального школьного о...

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Цель:- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.- Организация совместной работы детского сада, семьи по форми...

Семинар-практикум для родителей «Сотрудничество родителей и педагогов» по теме: «Рекомендации и советы родителям будущих первоклассников»

  Семинар-практикум для родителей  «Сотрудничество  родителей и педагогов» по теме: «Рекомендации и советы  родителям будущих первоклассников&raq...

Семинар - практикум для родителей "Растим будущих грамотеев"

Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи:1. Расширить знания родителей о звуках, буквах, слогах, словах.2. Уточнить представления о гласных и...