Папка-раскладушка "КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЁННОСТЬ РЕБЁНКА В САМОМ НАЧАЛЕ ШКОЛЬНОГО ПУТИ?"
консультация (подготовительная группа)

Папка-раскладушка "КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЁННОСТЬ РЕБЁНКА В САМОМ НАЧАЛЕ ШКОЛЬНОГО ПУТИ?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx773.58 КБ

Предварительный просмотр:

КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЁННОСТЬ РЕБЁНКА В САМОМ НАЧАЛЕ ШКОЛЬНОГО ПУТИ?

            Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их?

          Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной и это неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженность у отдельных детей той или иной возрастной черты.   Но несомненно, что особенности существенного сказываются на познавательных возможностях детей.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей детской психики. Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов — ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей.  

http://yarcevo.smolinvest.ru/files/677/detail_picture_597485.jpg

     Детство — неповторимая по своим возможностям пора развития. С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской психики. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

  • новизна воспринятого «что — то»;
  • осознание его как чего — то неизведанного;
  • импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства.

        Возрастное явление — своеобразие хода развития сказывается на подъеме интеллекта, выступает как фактор одаренности. Только у части детей, опережающих свой возраст, подобная одержимость умственными занятиями станет устойчивой особенностью. У других таких детей — при прочих равных условиях неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится — это скажется и на развивающихся способностях. Эти различия в последующем ходе развития можно рассматривать как подтверждение того, что яркие проявления детской одаренности во многом зависят именно от возрастных в определенную пору возникающих в какой — то мере преходящих особенностей. Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно детям, наиболее любознательным, часто становятся скучно в классе после первых же уроков.

        Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми, так как беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди. У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребенка, если ему почему — либо не даются физкультура, занятия по труду. Для «вундеркиндов» раньше требовалось специальное разрешение органов народного образования.

C:\Users\Olga\Downloads\у.jpg

         Теперь согласно новому положению об общеобразовательной средней школе официально введено право сдавать экстерном за любой класс и за школу в целом. Но и это не снимает трудностей в развитии одаренных детей. Ведь при этом возникают новые сложности. Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время, но не нужно торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет себя как юное дарование. Это значит только одно: «бутоны» его способностей еще не раскрылись. Если ваш ребенок одарен и отличается от всех как «белая ворона», чтобы пестовать его талант, необходимо знать о большинстве особенностей «нестандартного ребенка» и понимать его проблемы. Как надо вести себя родителям с одаренным ребенком.

  • Понять ребенка и осознать его неординарность.
  • Не игнорировать всю уникальность его данных.
  • Не восторгаться им сверх меры.
  • Не превращать всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих родительских амбиций.
  • Создать условия для «поощрения» таланта.
  • Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интере-сы.
  • Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность.
  • Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
  • Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.
  • Учить терпению и поощрять за все старания.
  • Тактично, деликатно помогать ему
  • Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
  • Стараться всеми способами уменьшить ранимость малыша.
  • Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.
  • Спокойно относится к эмоциональным перепадам малыша.
  • Учить владеть эмоциями.
  • Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.
  • Все делать, что от вас зависит, чтобы он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял сверх одаренность напоказ.
  • Не возвышать его над остальными детьми в семье.

http://gopsy.ru/wp-content/uploads/2014/08/KMO_085447_04359_1_t2081.jpg

  • Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбными в коллективе.
  • Учитывать его индивидуальность, все время ободрять его.
  • Тактично обращаться с ним.
  • Считать себя самым счастливым из родителей.
  • Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».
  • Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
  • Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.

КАК РАСПОЗНАТЬ ТАЛАНТ?

  • Если ребенок, безусловно, талантлив. Но в какой области оценить правильность предположения о врожденных способностях ребенка может тест — анкета, разработанная учеными — психологами, специальностями в области детской психологии А. де Хоаном и Г. Кафом.

ОЧЕВИДНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ЕСЛИ ОН:

  • Интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами.
  • Может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения.
  • Любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов.
  • Интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Музыкальный талант.

  • Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку.
  • Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает; поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.
  • Сочиняет свои собственные мелодии;
  • Научился играть на каком-либо музыкальном инструменте.

http://applemoon.ru/images/articles/800x600_2471460623635.jpg

Артистический талант.

  • Часто выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями.
  • Стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем — то рассказывает.
  • Меняет тональность голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает.
  • С большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые.
  • Любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

Незаурядный интеллект.

  • Хорошо рассуждать, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей.
  • Обладает хорошей памятью.
  • Легко и быстро схватывает новый школьный материал.
  • Задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов.
  • Обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен, не по годам, даже расчетлив.
  • Очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.

Спортивный талант.

  • Он очень энергичен и все время хочет двигаться.
  • Он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек.
  • Лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно.
  • Предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже беготню.
  • Кажется, что он никогда всерьез не устает.

http://gymnasium3.edu.kz/files/loader/1431693164311.jpg

Литературное дарование.

  • Рассказывает о чем —либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль.
  • Любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что —то новое и необычное.
  • Изобретает персонажи своих фантазий интересными, очеловеченными.
  • Любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Художественные способности.

  • Не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение.
  • В своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуация, а не «зацикливаются» на изображение чего — то вполне удавшегося.
  • Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое — либо произведение искусства или пейзаж.
  • Стремится создать какое — либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение для дома, одежды, или что — ни будь подобное.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/227/40678/2/img24.jpg

По материалам книги «Одарённые дети» под ред.В. М. Слуцкого, Москва, "Прогресс",1991г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одарённость: признаки,виды,особенности личности одарённого ребёнка.

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенкаОпределение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»   Одаренность — это системное, развивающееся в ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Педагогическая характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения

Педагогическая характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения.Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обесп...

Как распознать одарённость ребёнка

консультация для родителей...

Неталантливых детей не бывает или как распознать одарённость

Анкета, помогающая понять, в какой именно области талантлив ваш ребёнок...

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок к началу школьного обучения»

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» приём в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе. Люб...