Ребёнок из Зазеркалья. Как распознать, что ребёнок левша?
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Материал для родителей. Тесты для определения "рукости" ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_iz_zazerkalya._kak_raspoznat_chto_rebyonok-_levsha.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Ребенок из Зазеркалья. Как распознать, что ребёнок- левша?»
Подготовила: учитель-логопед
Шумайлова Е.В.
Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки! Вы неоднократно наблюдали за действиями своего малыша, который за день перебирает десятки предметов, тянет их в рот, бросает, носит с собой. И попеременно орудует то левой рукой, то правой рукой, а то и обеими сразу. Но до 4,5-5 лет ребёнку совершенно безразлично, какой рукой пользоваться.
А если он отдаёт предпочтение одной руке и эта рука - левая? “Неужели наш ребёнок - левша?” - задаёте вопрос и серьёзно опасаетесь и огорчаетесь, как же он будет в праворуком мире? О леворукости мы знаем много и... почти ничего. У нас нет пока чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Ещё не открыты загадки её происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость - это индивидуальный вариант нормы.
В данное время важность обозрения проблемы леворукости основана на постоянно растущем числе леворуких школьников. Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю. Уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие, но не считали это каким-то нарушением.
Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на 2 группы:
воздействие среды на развитие ребёнка до и после рождения; различные генетические варианты.
Чаще встречается генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семье, в которой левшой является хотя бы один из родителей.
Компенсаторное левшество связано с каким-либо поражением мозга, чаще его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребёнка соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, при письме. У ребёнка с нарушением деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики.
Но левшество - не причина нарушений, а следствие одних и тех же причин.
Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определённому возрасту (4-5 лет) у ребёнка какое-то полушарие формируется, как доминантное по отношению к данной руке. Но такая особенность мозга, как пренатальная или перинатальная недостаточность стволовых образований мозга, приводит к атипии психического развития, которая, в свою очередь не даёт формироваться межполушарному взаимодействию, ни специализации полушарий. Таким образом, у детей с атипией психического развития не формируется доминантность правого или левого полушарий по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость либо, что встречается чаще, примерно равное использование обеих рук. Кроме перечисленного, возможно развитие у детей так называемого “скрытого левшества”, т.е. смена доминирующего полушария
Определение леворукости
Определять ведущую руку целесообразно в 4-5 лет, потому что, начиная с 16-20 недель и до 2-х лет, у ребёнка происходит волнообразное изменения “рукости”. С 2-х до 4-х лет руки практически равноценно и одинаково активны, причём большая часть действий совершатся обеими руками. И только в возрасте 4-5 лет ребёнок отдаёт предпочтение одной из рук. Но существуют некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности, которые можно уловить уже в раннем возрасте. Сила, с которой ребёнок сжимает кулачок правой руки будущего правши больше, чем левой руки, уже в возрасте 17 недель. Чуть позже он будет дольше удерживать в правой руке погремушку. Прогноз будущей леворукости или праворукости дает, так называемый, тонический шейный синдром. К 4 неделям ребенок, лёжа на спине, принимает характерную позу, называемую позой “фехтовальщика”. Если большую часть времени голова малыша повёрнута вправо, правая рука и нога выпрямлены, а левая конечность согнута, то, вероятнее всего, малыш будет правшой. Преобладание левого поворота головы и одновременно согнутых правых конечностей даёт возможность прогнозировать леворукость.
Предлагаю вашему вниманию несколько тестов на определение “рукости” ребёнка.
Они подобраны с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного возраста. Для того, чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие рекомендации: – лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть; – это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
Задание 1. Рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите его. После того, как ребёнок закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой.
В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.
Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.
Задание 2. Открывание небольшой коробочки. Ребенку предлагается несколько коробочек, чтобы повторение действий исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди фигуру в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Можно использовать спичечные коробки, пеналы со счётными палочками.
Задание 3. Построить колодец из палочек. Сначала из палочек строится 4-х угольник, а затем выкладываются 2 и 3 ряды.
Задание 4. Игра в мяч. Нужен теннисный мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно попросить бросить мяч, например в корзину, ведёрко.
Задание 5. Вырезание ножницами по контуру. Можно использовать любую открытку. Учтите, что более активной может быть и та рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку (ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания). Вы можете получить неверный результат, если форма и размер ножницы не соответствуют руке ребенка.
Задание 6. Нанизывание пуговиц, бусин на иголку с ниткой или шнурок.
Задание 7. Выполнение вращательных движений. Предложить открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающими крышками.
Задание 8. Развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узелков из шнурка средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.
Задание 9. Построить из кубиков дом и т.д. Ведущей является рука, которая берёт, укладывает и поправляет кубики.
Если задания 2-9 ребёнок выполняет левой рукой, а за 1 (рисование) - правой рукой, то это значит, что бытовые действия ребёнок лучше выполняет левой рукой, а графические задания - правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой при выполнении графических навыков.
Исследования французских учёных показали, что 90 % случаев “графические левши” оказываются и бытовыми левшами. Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и графических навыках. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма, поэтому, дорогие читатели, хочу остановиться на некоторых возможных вариантах.
- Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило - эти дети левши, но дома или в детсаду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество может быть неудовлетворительным.
- Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково левой и правой. Причиной пользования при письме или рисовании не правой, а левой руки, может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой.
Мамы и папы! Не расстраивайтесь, если ваш малыш не такой, как все. Задумайтесь о том, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир!
Литература:
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001. – 432с.
- Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - М.: Вентана – Граф, 2005.- 240 с.: ил.- (Ваш ребенок).
- 8. Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Ребёнок из Зазеркалья"
Что такое леворукость? Как распознать, что ребёнок- левша?...
Что такое леворукость? Как распознать, что ребёнок - левша?
Данная статья поможет сориентироваться в том, кто такие леворукие дети, какие варианты левшества бывают, а также ,как определить, является ли ребенок левшой. В статье описываются различные...
Как распознать одарённость ребёнка
консультация для родителей...
Консультация для родителей: «Ребёнок из Зазеркалья»
Консультация для родителей: «Ребёнок из Зазеркалья»...
«Как распознать талантливого ребёнка» тест-анкета
ТЕСТ-АНКЕТА «Как распознать таланты ребёнка?» У вашего ребёнка технические способности, если он:интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;любит ко...
Ребенок из зазеркалья. Что такое леворукость? Как распознать, что ребёнок- левша?
В статье представлены методы для роспазнавания леворукости у детей...
Консультация для родителей Ребенок из Зазеркалья Что такое леворукость? Как распознать, что ребёнок- левша?
Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки! Вы неоднократно наблюдали за действиями своего малыша, который за день перебирает десятки предметов, тянет их в рот, бросает, носит с собой...