Психологическая готовность к обучению в школе
консультация (подготовительная группа)
Материал может быть использован на родительском собрании в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители, как Вы думаете, какие существуют распространенные мифы о готовности к школе? А что такое вообще готовность к школе?
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Венгер Л. А.
В связи с этим хочу указать на 2 наиболее распространённых мифа о готовности к школе:
1. Чем больше готовиться, тем лучше => перенапряжение, снижение познавательной активности, личностная неготовность к школе. Необходимо отталкиваться от актуального развития ребенка, от зоны ближайшего развития, то есть от того, чем ребенок сейчас способен овладеть. Ведущая деятельность – игровая, следовательно, подготовка к школе в форме занятий не эффективна и приводит к вышеперечисленным проблемам.
2. Ребенок должен уметь писать и читать => игнорирование наиболее важных аспектов готовности к школе. Письмо и чтение – одни из наиболее сложных навыков. Для их формирования необходимы такие психические способности как:
- способность поддерживать тонус организма (утомляемость, невозможность усидеть на месте 20 мин.),
- глазодвигательные координации (у многих недостаточны, в т.ч. из-за несформированности взаимодействий между полушариями - ножницы),
- мелкая моторика (удержание карандаша, сила нажатия, отсутствие тонуса/гипотонуса в руках),
- память (7 элементов, в том числе смысловая),
- внимание (способность удерживать и распределять внимание),
- произвольная саморегуляция, способность не терять строчку,
- наличие плавности движений,
- звукоразличение и звукобуквенный анализ=>
несформированность фонематического слуха – способность к слуховому восприятию речи. Приводит к непониманию того, что говорят ребенку (звуки перемешиваются, замещаются «пася икс», «работа над ошибками»).
- Пространственные представления (право лево).
- Межполушарные взаимодействия (ножницы). Поскольку все вышеперечисленные навыки расположены в разных полушариях мозга, необходимы развитые связи между ними.
Во ФГОС ДО (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) сказано о том, каким должен быть ребенок на пороге первого класса.
физически развитый;
любознательный;
эмоционально-отзывчивый;
способный управлять своим поведением;
общительный.
Готовность к школе: физическая, психологическая и специальная.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является тот ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.
Интеллектуальная (психическая) готовность ребёнка к школе - это способность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности ребенок должен научиться устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Развитость памяти, внимания, сформированность пространственных представления, фонематического слуха и т.д.
Социально – психологическая готовность. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.
Эмоционально-волевая готовность. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности. Считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия в его реализации, преодолевать препятствия и у него формируется произвольность психологических процессов.
Развитием этих компонентов психологической готовности мы будем заниматься в течение этого года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к обучению в школе
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена на коррекцию и развитие систем...
«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».
Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...
Консультация для родителей воспитанников по теме: "Психологическая готовность к обучению в школе"
Данная консультация будет интересна и полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста. В ней раскрываются основные аспекты понятия "готовность к школе", а также даются рекомендации для...
Психологическая готовность к обучению в школе
Психологическая готовность к обучению в школе.Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье. Первым условием ...
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Цель работы: выявить, раскрыть и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе....
Родительское собрание: «Первый раз в первый класс или готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».
Познакомить родителей с понятием готовность ребенка к обучению в школе....