«Речевая готовность ребёнка к школе»
консультация

Рубанова Екатерина Михайловна

Советы учителя – логопеда

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:


«Речевая готовность ребёнка к школе»


      Наиболее значимым для ребёнка 7лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дощкольном периоде:

    -хорошее физическое развитие ребёнка;

    -развитый физический слух;

    -развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

    -нормальное функционирование ЦНС;

    -владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время,      счётные операции);

    -произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

    -познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

    -коммуникативная деятельность, готовность к совместной работе с другими детьми,    сотрудничеству, взаимопомощи.

    На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

    Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

    Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1.Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонетических групп.

     2.Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать,  дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

  3.Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный в составе слова; анализ гласных из трёх звуков; анализ обратного слога; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

  4.Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой, меховое; образовывать прилагательные от существительных.

  5.Сформированность грамматического строя речи:

       -умение пользоваться развёрнутой фразовой речью,

       -умение работать с предложением: правильно строить простые предложения, видеть      связь слов в предложении, распространять предложения второстепенными и однородными членами,

      -работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и исправлять их, составлять предложения по опорным словам и картинкам,

    -владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание, самостоятельно составлять рассказы – описания.

   

Советы учителя – логопеда

1.Не старайтесь ускорить ход естественного речевого  развития ребёнка

 Не перегружайте его речевыми занятиями.

 Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2.При общении с ребёнком следите за своей речью.

 Говорите с ним не торопясь.

Звуки и слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

3.Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

4.Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

5.Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

 И не забудьте проверить: «А понятен ли ему Ваш вопрос?»

 Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка.    Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребёнка к школе

Консультация для родителей...

"Что такое речевая готовность ребёнка к школе?"

консультация для родителей подглтовительной группы...

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?...

Речевая готовность ребёнка к школе.

Дается понятие "речевая готовность к школе", раскрываются  компоненты речи, которые  должны быть сформированы у будущего первоклассника....

Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...