«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти с достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми этическими и нравственными понятиями – о красоте, добре, о зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.
Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов – названия и слов понятий…) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми.
Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя?
Рассмотрим наиболее часто встречаемые дефекта произношения звуков у детей:
- нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса);
- недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедленны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и т.д.);
- недоразвитие речевого дыхания.
Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения), сначала механического (рефлекторного), а затем всё более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение выставок, концертов…
Нельзя приноравливаться к языку ребёнка и сознательно искажать слова – сюсюкаться. Нельзя заменять общение с ребёнком просмотром телевизионных программ, фильмов, игре на компьютере. Всё это не способствует формированию правильного звукопроизношения.
Поэтому рекомендации для родителей могут быть такие:
- обращаясь к ребёнку, следует не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, чётко выделять ударный слог;
- каждое новое слово должно быть понятным ребёнку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребёнка на соответствующий предмет, явление или действие;
- неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два – три раза. Правильное добровольное повторение слова ребёнком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, может вызвать у ребёнка отвращение к речи.
Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.
Рекомендации для родителей:
- Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции.
- Продолжительность занятий должна составлять 3 – 5 минут.
- Каждое упражнение проводить в игровой форме и повторять 6 – 8 раз.
- «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
- «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5 – 10 секунд.
- «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперёд. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
- «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.
- «Трубочка» : рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
- «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
- «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
Выполнение артикуляционных упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:
- Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
- Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
- Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
- Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определённом направлении (игра в «Футбол»);
- Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику;
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются заболевания: острый и хронический ринит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов…
Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.
Так, например, хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребёнок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению межзубного сигматизма.
Дыхательная гимнастика.
Для профилактики и лечения ЛОР-заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить дыхательную гимнастику:
- Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).
- Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
- Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
- При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа.
- Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба–бо–бу» и «г-м-м-м».
- Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).
- Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а] (5 – 6 раз).
- Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Профилактика речевых нарушений у детей...
Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений у детей дошкольного возраста
Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и бо...
Комплекс упражнений для профилактике нарушений осанки детей дошкольного возраста
Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мыше...
Картотека "Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста "
Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки"Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста...
Музыкальная игра как средство коррекции речи и профилактики нарушения звукопроизношения детей дошкольного возраста.
Содержание коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровь...
Музыкальная игра как средство коррекции речи и профилактики нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста.
Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка как и речь имеет интонационную природ...
Комплекс упражнений для профилактике нарушений осанки детей дошкольного возраста
Профилактика нарушений осанки...