Консультация для родителей «Дидактические игры в коррекции словообразования у старших дошкольников»
консультация (старшая группа)

Салирова Оксана Геннадиевна

Консультация для родителей «Дидактические игры в коррекции словообразования у старших дошкольников»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Дидактические игры в коррекции словообразования

у старших дошкольников»

 Для детей игра имеет особое значение. Её принято называть спутником жизни. У дошкольников она составляет особое содержание жизни, выступает как ведущий вид деятельности, тесно переплетаясь с трудом и учением.

Дидактические игры широко используются в воспитании и обучении детей. Они формируют определённые знания, умения и навыки, развивают все психические процессы. Однако дидактическая игра может иметь не только развивающее, но и коррекционное значение. Она широко применяется в процессе коррекции речевых нарушений у старших дошкольников. Проблема общего недоразвития речи – одна из актуальных. Общее недоразвитие речи включает различные сложные речевые расстройства , при  которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы.

Одна из главных речевых проблем у детей – недоразвитие словообразовательных умений и звуковой культуры речи. У детей наблюдаются стойкие и грубые нарушения при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.

Примеры дидактических игр, используемые в коррекционной работе по словообразованию и звукопроизношению при обучении грамоте.

«Весёлые кубики» - учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -к. Ребёнок должен назвать предмет, изображённый на гранях большого кубика, найти такой же предмет на маленьком кубике и назвать его ласково.

«Кто что делает?» - учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, ушёл). Ребёнок называет, что делает мальчик (девочка), что сделал мальчик (девочка).Например: мальчик ест – мальчик поел.

«Винни – пух»- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -очк. –ечк, -ичк, -оньк, -еньк. Ребёнок называет предмет, изображённый на картинке (изображение Винни-пуха на воздушном шаре ), а потом называет его так, как про него сказал бы Винни-пух , увидев этот предмет сверху (лента-ленточка).

Упражнения на развитие графомоторной активности.

«Сделай как я» - педагог изображает пальцами и кистью рук фигуру объекта, который знаком ребёнку. Объект может представлять животное или предмет. Задание заключается в том, чтобы, наблюдая образец педагога, ребёнок повторил фигуру. Упражнение развивает мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

«Закончи фигуру» - ребёнку предлагается лист с целиком нарисованной фигурой и другими аналогичными фигурами с пропущенными элементами. Требуется, наблюдая образец, закончить фигуру, добавляя в неё пропущенные элементы. Упражнение используется для развития графических умений.

Упражнения на развитие разговорных умений:

«Выбери картинку» - ребёнку предлагаются предметные картинки. Слова, которыми называются эти предметы, близки по произношению (мак – рак ). Педагог произносит названия, а ребёнок выбирает предметные картинки. Упражнение используется для развития слухового дифференцирования речевых звуков.

«Назови картинку» - в этом упражнении тоже используются предметные картинки. Ребёнок произносит, что нарисовано на картинке. Упражнение используется для развития правильного произношения речевых звуков.

Упражнения на развитие языковых умений:

«Выдумай слово» - ребёнок должен придумать слово, начинающееся с фонемы-а-. Это упражнение развивает у ребёнка умения для проведения фонемного анализа. Упражнение можно использовать в другом варианте – ребёнок должен выдумать слово, которое оканчивается на фонему-а-.

«Сколько слов» - педагог читает предложение. Ребёнок должен положить в ряд столько ленточек, сколько слов в предложении. Упражнение развивает у ребёнка умение для проведения словесного анализа предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников"

В этой статье подобраны разнообразные дидактические игры, которые помогут целенаправленно скорректировать словообразовательные умения у дошкольников....

Консультация Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма старших дошкольников

Консультация Музыкально-дидактические игры  для развития чувства ритма старших дошкольников...

Игры на развитие словообразования для старших дошкольников

Игры на развитие словообразования для старших дошкольниковОвладение способами слово­образования — один из главных показателей нормального речево­го развития. Словообразованиерассматриваю...

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста».

Консультация для воспитателей«Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста»....