Формирование предпосылок УУД
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок УУД в старшем дошкольном возрасте
В течение 2 лет в МБДОУ детский сад 12 разрабатывается и проходит апробацию проект «Предшкольная пора: развитие универсальных учебных действий детей как фактор социальной успешности»
В 2012 – 2013 в данном дошкольном образовательном учреждении проводился мониторинг с целью выявления динамики развития уровня сформированности предпосылок УУД детей старшей и подготовительной групп (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия).
Проанализировав результаты диагностики уровня сформированности предпосылок универсальных учебных действий, можно отметить следующее.
Отмечается положительная динамика развития всех диагностируемых универсальных учебных действий.
У детей подготовительной группы доминирует высокий уровень развития познавательных (70%) и регулятивных (65%) универсальных учебных действий при наличии низкого уровня развития.
У детей старшей группы доминирует высокий уровень развития познавательных (41%), так же при наличии низкого уровня развития. В меньшей степени представлены регулятивные универсальные учебные действия, несмотря на положительную динамику развития.
Данный факт может быть связан с особенностями онтогенеза: дети дошкольного возраста не обладают достаточной базой для формирования высокого уровня развития предпосылок регулятивных универсальных учебных действий, так как функция самоконтроля одна из самых сложных психических процессов, и в полной мере должна быть сформирована за период школьного обучения.
В процессе педагогической деятельности нашего ДОУ при подготовке детей к школе, особое внимание уделяется развитию у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности, в том числе формированию следующих умений:
- видеть закономерность в изучаемой информации;
- анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий;
- воспринимать необходимую информацию на слух;
- следовать инструкции при выполнении учебных действий;
- читывать заданную систему условий;
- критически воспринимать полученную информацию;
- адекватно оценивать свои возможности, силы;
- осуществлять пошаговый самоконтроль и самооценку;
- договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности .
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Если мы внимательно рассмотрим данную систему умений и предпосылок учебной деятельности то увидим, что это не что иное как целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС. Который вступит в силу с января 2014, где одной из задач является формирование совокупности предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих умение учиться.
«Человек, умеющий рассуждать, обладает орудием приобретения сведения, которое всегда пригодно, которое нельзя забыть и которое не может устареть» Гессен С.И. Основы педагогики.
Целевые ориентиры
на этапе завершения дошкольного образования
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; (личностные)
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам (коммуникативные)
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; (регулятивные)
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. (познавательные)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Статья раскрывает актуальную проблему формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Реко...
Формирование предпосылок сюжетно – ролевой игры у детей раннего возраста
эксперементальный опыт игровой деятельности...
Образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес"
Непосредственно - образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес "...
«Уровни сформированности общей культуры, развития качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность в области основы безопасности»
Опытно экспериментальная работа на тему:«Уровни сформированности общей культуры, развития качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность в области о...
Обеспечение преемственнисти между школой и ДОУ по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования.
Только тесное сотрудничество , партнерские отношения, общие цели дадут положительные результаты....
О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности
О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...