"Современные подходы к сохранению здоровья дошкольников"
консультация
Сегодня сохранение и укрепление здоровья – одна из главных стратегических задач развития страны.
Актуальность проблемы заключается в необходимости комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul._po_zozh.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Современные подходы к сохранению здоровья дошкольников».
«С ним ничего не страшно, никакие
испытания, его потерять – значит
потерять все, без него нет свободы,
нет независимости, человек становится
рабом окружающих и обстановки,
оно высшее и необходимое благо,
а между тем удержать его трудно»
(Врач и писатель В. Вересаев)
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста является как никогда ранее актуальной.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. В концепции подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое и психическое здоровье детей.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья – одна из главных стратегических задач развития страны.
Актуальность проблемы заключается в необходимости комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в ДОУ.
Воспитывать детей в семье – процесс сложный и многообразный. Очевидно одно: здорового ребенка воспитывать легче. Поэтому все усилия надо приложить к тому, чтобы ребёнок рос сильным и крепким.
Главной ценностью после самого человека является его здоровье. Очевидно, что основа здоровья взрослого человека закладывается на самых ранних стадиях жизни. Здоровье детей зависит не только от особенности физического состояния, но и от условий жизни в семье, уровня развития здравоохранения и образования.
Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Ученый Г.С.Никифоров, опираясь на ряд научных исследований, выделил несколько подходов в определении здоровья. Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие ребенка.
Несомненно, методы, используемые для физического развития детей в детском саду всегда будут использоваться педагогами . Но нельзя забывать и о других подходах к оздоровлению детей в раннем возрасте.
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.
Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, познакомлю Вас с различными методами:
- арттерапия - одно из современных направлений в оздоровлении. Арттерапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арттерапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.
В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:
-изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.)
-музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки) .
-сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией) .
Один из видов арттерапии является сказкотерапия.
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.
Продолжение лечения при помощи сказки проходит в группе с помощью театральных игрушек на ладошке, картинок на фланелеграфе, используем запись фонограммы.
По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.
Метод игротерапии - игры, которые лечат.
На укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц. Такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» (дуем на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдуваем ватку с ладошки) .
Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Для песочной терапии можно использовать световой модуль для рисования песком. Это один из современных методов, который применяется в детской практике. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Этот метод полезен для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Рисование связано с важнейшими функциями (зрительные, двигательная координация, речь, мышление, рисование не только способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов порисовать ладошками, нетрадиционная техника рисования, предоставляя ребёнку на выбор разнообразные материалы: бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои, пластилин, природный материал, краски, цветные карандаши, тонкие и толстые кисти, тампончики, свечи, нитки.
Любое рисование, фантазирование, конструирование - это тоже лечение. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей степени обладает рисование. Рисование, регулярное, с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности.
Изотерапия очень тесно связана с музыкотерапией.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Метод музыкотерапии применяем в организованной образовательной деятельности «Художественное творчество», во время релаксаций на снятие усталости, после двигательной деятельности детей лёжа на спине.
Большое внимание на современном этапе оздоровления уделяется цветотерапии.
Цветотерапия – наука, изучающая цвета.
Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.
Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.
В работе с детьми можно использовать современные оздоровительные технологии и методики, игрового массажа (пальчиковую гимнастику, оздоровительные минутки). Перед организованной образовательной деятельностью включать упражнения на единение и эмпатию такие, как «Подарим улыбку друг другу», «Здороваемся друг с другом» и т. д.
Постоянное соблюдение таких нетрадиционных методов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности.
Все современные направления оздоровления детей, используемые в детском саду, направлены на оздоровление детей, на снижение простудных заболеваний, на посещение посещаемости детей в группе.
Вывод. В результате научных исследований было установлено, что в дошкольном детстве работа по сохранению и укреплению здоровья особенно эффективна, дает положительную динамику и хорошие результаты.
В. А. Сухомлинский сказал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Консультация для родителей
«Укрепление и сохранение здоровья дошкольника»
Все мы неоднократно слышали про необходимость здорового образа жизни, особенно для детей. Но что включается в это понятие, и как действовать любящим родителям, чтобы воспитать свое чадо здоровым, с детства приучить его к правильному образу жизни?
В здоровый образ жизни ребенка обязательно входят следующие составляющие:
- правильное и качественное питание;
- занятия физкультурой, спортом;
- равномерное сочетание умственных и физических нагрузок;
- адекватные возрасту эмоциональные нагрузки.
Казалось бы, в нашем списке нет ничего невероятного или сверхъестественного, однако дети продолжают часто болеть.
Здоровые дети – заслуга в первую очередь родителей. Питание детей в любом возрасте должно быть как можно более разнообразным. Не забывайте о должном количестве белка, содержащегося в мясе, рыбе. Особое внимание уделите овощам, фруктам и сокам, особенно в холодное время года.
Очень важная часть здорового образа жизни – занятия спортом, активный образ жизни. Просто прекрасно, если ваш ребенок от природы подвижный, не ругайте его за неусидчивость. Переведите это свойство характера в положительное русло – запишите ребенка на танцы или в спортивную секцию. Однако гораздо чаще современные дети страдают от недостатка физической активности. Последствия такого поведения настигнут ребенка уже во взрослой жизни – избыточный вес, артериальная гипертония, атеросклероз. Список можно продолжать довольно долго, а истоки его лежат именно в детстве.
О решении этой проблемы как раз должны позаботиться родители. Приучать к физическим нагрузкам с самого рождения – вполне по силам любому родителю, даже если вы начнете просто с каждодневной зарядки. А когда ребенок пойдет в садик или в школу, эта задача частично ляжет и на воспитателей и учителей.
Также обратите внимание на процедуры закаливания. Не обязательно заставлять ребенка моржевать или обливаться ледяной водой. Для начала гуляйте с ребенком на улице как можно чаще. Одевайте, не стесняя его движений (особенно в зимнее время, чтобы он смог свободно бегать.
Частью здорового образа жизни являются и прогулки перед сном. Ребенок будет лучше спать и получит заряд большей энергии.
Обратите внимание и на эмоциональное состояние вашего ребенка. Детская психика довольно непредсказуема, и иногда выкидывает «фокусы», переходящие потом в проблемы с неврологией и с физическим состоянием в целом. Помните о том, что нет ничего страшнее для ребенка, когда родители ссорятся и скандалят. Если вы не можете удержаться от выяснения отношений, в крайнем случае, отправьте ребенка погулять во двор или в гости. В любом случае, не выливайте собственный стресс и агрессию на него. Приятный психологический климат и теплые отношения в семье - это огромный вклад в здоровье вашего ребенка.
В современном обществе эмоциональные нагрузки велики даже для взрослого человека. Что уж говорить о маленьком ребенке? Количество информации, получаемое детьми в школе, по телевизору постоянно увеличивается. А ведь родителям к тому же хочется, чтобы ребенок еще и пел, и танцевал, и плавал или знал в совершенстве английский язык. Все это требует дополнительного времени, усилий. Не ждите от ребенка невозможного, остановитесь на одном-двух кружках и предоставьте ему самому выбирать занятия в своей будущей жизни.
Уделяйте как можно больше внимания своему ребенку, рассказывайте о себе, своей жизни, подавайте хороший пример. Не отделяйте здоровый образ жизни ребенка от здорового образа жизни взрослого, ведь только в здоровой семье воспитывается здоровый человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к укреплению здоровья детей и формирования компетентностей дошкольников в образовательных областях «Здоровье» и «Безопасность»
Выступление на методическом объединении воспитателей...
Проблемы и современные подходы к сохранению и укреплению здоровья педагога – как полноправного субъекта воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения
Изучение вопросов касающихся профессионального здоровья педагогов дошкольных образовательных учреждений и моделирование здоровьеразвивающих технологий целью к...
Игра и здоровье: опыт работы по сохранению здоровья дошкольников.
laquo;Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто»СократЗдоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. НА ТЕМУ: «ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»
Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качест...
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле саамы ценным является здоровь...
Современные формы работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС
Современные формы работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС...
Круглый стол «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ для сохранения здоровья дошкольника»
Повысить знания педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Ознакомить с новыми формами работы....