Современные формы работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС
материал
Современные формы работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_1_godovoy_zadachi_20-21.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской округ Истра (г. Дедовск) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 50 «Колосок» 143530 г. Дедовск улица Волоколамская, д.60/5тел. 8-498-31-7-75-03 Detsad-50colosoc@mail.ru |
СПРАВКА
Дана воспитателю Текучевой С.В. в том, что она 25 ноября 2020 г. представила доклад по первой годовой задаче на тему: «Совершенствование работы по охране и укреплению физического и психологического здоровья детей». Тема доклада: «Современные формы работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Заведующий Заведующий Харитонова Е.А..
Детским садом №50 _______________ _____________ __________________
«Колосок» должность подпись расшифровка подписи
Современные формы работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС
Автор: Текучева С.В.
Организация: МДОУ Детский сад № 50 «Колосок»
Населенный пункт: Московская обл., г Дедовск
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле саамы ценным является здоровье. А здоровье наших детей – это двойная ценность, потому что дети – самое дорогое, что у нас есть в жизни.
Проблемы со здоровьем наблюдаются уже в дошкольном возрасте, а к началу учебы в школе они увеличиваются. Поэтому сохранение и укрепления здоровья детей дошкольного возраста важно для дальнейшей продуктивной учебы детей в школе. Укрепление здоровья посредством физического воспитания решает так же большую социальную проблему. Во-первых, формирование правильных двигательных умений сохранит жизнь детей, а потом и взрослых, во-вторых – занятия спортом отвлечет детей от улицы и неблагоприятных влияний.
К средствам физического воспитания для укрепления здоровья относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений и развитие физических качеств.
Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности. Регулярные прогулки на свежем воздухе способствуют оздоровлению и закаливанию организма детей. Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов. Благотворно влияет на детский организм утренняя гимнастика на улице.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. В детском саду мы предусматриваем закаливание детского организма как необходимое условие их полноценного физического воспитания.
Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Эта система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.
Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольном учреждении является создание гигиенических условий жизни детей. Это, прежде всего, обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.
Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание проводят кратковременно, 5 - 7 минут, в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4 - 5 град. C, т.е. опускаться до +14 - 16 град. C. Проводят его:
- утром перед приходом детей,
- перед занятиями,
- перед возвращением детей с прогулки,
- во время дневного сна,
- после полдника.
После сквозного проветривания температура в помещении, как правило, восстанавливается за 20 - 30 минут.
Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время мы приучаем детей ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Для этого на участках детских садов создали «Тропу здоровья». Начинать эту работу надо в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком с 2 - 3 минут до 10 - 12 минут и при более низких температурах воздуха до +22 - 20 град. C. Затем приучаем детей ходить босиком в помещении. Перед дневным сном ребенок идет до своей кроватки по дорожке босиком. Для детей 5 - 7 лет можно рекомендовать проведение сначала в носках, а потом и босиком утренней гимнастики и физкультурных занятий (в зале с паркетным, пластиковым полом или покрытым ковром).
Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки, особенно в весенне-летнее время при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со свето-воздушных ванн в тени деревьев, потом переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги, на голове при этом всегда должна быть светлая шапочка. Для проведения солнечных ванн игру детей перемещают под прямые лучи солнца на 5 - 6 минут и вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого детей раздевают до трусов и маек, а затем до одних трусов. Солнечные ванны начинают с 5 минут и доводят до 10 минут одномоментного пребывания детей на солнце, а в течение дня это может составить суммарно 40 - 50 минут.
Для поддержания закаливающего эффекта мы используем в летнее время игры с водой, игры в плескательных тазах. Вода при этом должна быть не ниже +20 град. C. Постепенно увеличивается время экспозиции с 30 секунд до 5 - 10 минут.
В нашем детском саду проводят ряд мероприятийй по укреплению здоровья детей: «Закаливание детей в летне-оздоровительный период», «Тропа здоровья».
Здоровому образу жизни способствует благоприятная психологическая обстановка в семье и саду. Поэтому родители наших активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, направленных на оздоровление детей – «Мама, папа, я – спортивная семья», «День здоровья».
В саду проводятся физкультурно-оздоровительная деятельность:
1. Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Проводится на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).
Варианты утренней гимнастики могут быть разнообразны/
2. Физкультминутки.
Проводятся воспитателями по мере необходимости (в течение 3-5 мин) в зависимости от вида и содержания ОД, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Можно так же проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением.
3. Подвижные игры, физические упражнения на прогулке.
Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети достаточно полно реализовывают свои двигательные потребности. Здесь, на прогулке, наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Возрастные особенности двигательной активности детей определяются условиями организации, характером и содержанием их деятельности. Поэтому, очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
Рекомендуется проводить две-три подвижные игры в течение прогулки. Содержание игр должно сочетаться с предшествующей и последующей деятельностью детей. После спокойных занятий рекомендуются игры более подвижного характера, организуемые в начале прогулки. После музыки и физкультуры целесообразны игры средней подвижности. Они проводятся в середине или конце прогулки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей).
4. Гимнастика после дневного сна.
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и ее продолжительность. Форма проведения различна.
Ходьба по массажным дорожкам.
Дети постепенно просыпаются под звуки музыки, лежа в постели, в течение 3-4 минут, выполняют 4-5 общеразвивающих упражнений из разных исходных положений. После этого дети выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17-19 градусов. В группе дети выполняют произвольные танцевальные движения, дыхательную гимнастику и одеваются.
5. Пальчиковая гимнастика, которая является действенным способом
повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов.
6. Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах
Список литературы
- Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях составлены Главным управлением лечебно-профилактической помощи детям и матерям и Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР - ст.н.с., канд.м.н. Юрко Г.П., мл.н.с. Ивановой О.Г.
- Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики / Л.М. Алексеева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 208 с. ISBN: 5-2220-6438-7.
- Асачева, Л.Ф. , Горбунова, О.В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста/ Л.Ф. Асачева, О.В. Горбунова - СПб.: Детство-Пресс, 2013 - 112 с. - ISBN: 978-5-89814-873-7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе на тему: "Укрепление и сохранение здоровья дошкольников"
Большое значение в своей работе мы уделяем здоровью детей.Очень важно не только сохранить ,но и укрепить здоровье наших дошколят,прививать им основы здорового образа жизни....
Пути и способы укрепления и сохранения здоровья дошкольников на музыкальных занятиях
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинатьс...
Работа по укреплению и сохранению здоровья детей подготовительной группы в условиях детского сада
Кто не знает, что движение полезно для нашего здоровья!? Тот, кто занимается спортом и много двигается, дейятвительно заботится о своем здоровье. Одной из задач нашего детского сада является : охрана ...
План – конспект круглого стола «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»
Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада....
Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» (старшая группа)
Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Формирование у родителей мотивации...
Родительское собрание на тему: «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»
ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада....
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле саамы ценным является здоровь...