Консультация на тему : « Маленькие книжки для слабовидящих детей»
статья

Сурина Ольга Борисовна

Малышам с нарушением зрения необходимо предоставить лучшие из всех возможных игровых и развивающих книжек, способных привить им любовь к чтению и стремление к познанию . Детские книги с конгревным тиснением, подвижными объемными конструкциями, вырубкой по контуру и другими специфическими приемами, способные стимулировать остаточное зрение детей, развить тактильное восприятие, осязание и мелкую моторику рук.Такие книжки помогают сделать жизнь маленького человека ярче, позволяют развивать у детей интерес к обучению, воспитывают уверенность в себе и способствуют развитию творческих способностей. Эти книги созданы с учетом особенностей зрительного и тактильного восприятия изображений детьми с нарушениями зрения (тактильные вставки, яркие контрастные цвета, крупные иллюстрации, не перегруженные мелкими деталями, конгревное тиснение по контуру изображений).Приобщение детей с нарушением зрения к миру литературы и искусства через книгу позволяет оказать детям эмоциональную поддержку, помочь в социальной адаптации, подарить радость общения со сверстниками с нормальным зрением. Комплект  книг позволяет стимулировать развитие зрительного восприятия, развивать сенсорную сферу; способствует психологическому, интеллектуальному и социальному развитию, а также интеграции детей с проблемами зрения дошкольного возраста в образовательную систему и социальную жизнь. Книги можно использовать на различных коррекционных занятиях с детьми с нарушением зрения: по развитию у детей осязательного, зрительного, слухового восприятия, развитию речи, когнитивной сферы; социально-бытовой ориентировки. Книги созданы в целом с учетом требований, которые предъявляются к книгам для детей с нарушением зрения: крупные рисунки и иллюстрации, не перегруженные мелкими деталями, панорамные изображения, яркие контрастные цвета, конгревное тиснение по контуру изображений, тактильные вставки, подвижные элементы и аппликации. В книгах используются дополнительные вставки различных видов: вырубка по контуру изображения, панорамное изображение, тактильные вставки, движущиеся части персонажей и предметов

    Особого внимания заслуживает «Говорящий карандаш» — устройство для считывания и воспроизведения аудиофайлов. При прикосновении к определённым участкам страницы он «читает» стихи и загадки, знакомит с персонажами, воспроизводит музыкальное сопровождение, подсказывает правильные ответы на задания.Занятия с книгой «Занимательные задания» решают следующие задачи: • учить локализовывать форму предмета; • учить соотносить осязательное восприятие изображений с плоскостным изображением; • учить фиксировать наблюдения, побуждать объяснить наблюдаемое; • учить пониманию сюжета через слуховое представление, фиксировать слуховое внимание; формировать целостный зрительный образ; • закреплять навыки осязательного восприятия изображений; • обогащать словарный запас ребёнка; • развивать фонематические процессы; • развивать способность эмоционального восприятия сюжета. Работая с книгой, ребёнок учится получать информацию о предметах и явлениях ранее ему не знакомых, а педагог может нацелить ребёнка (наводящими вопросами, тактильными подсказками и т.д.) на поиск информации в книге. Для обогащения содержания занятий педагог, а также родитель может расширить задания, которые даны в методических рекомендациях.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие навыков самообслуживания у слабовидящих детей дошкольного возраста."

Консультация раскрывает особенности развития навыков самообслуживания у слабовидящих детей дошкольного возраста....

Консультация Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Сценарий проектной деятельности по теме: «Маленькие исследователи», совместная работа детей, родителей и воспитателей. Огород

Сценарий проектной деятельности по теме: «Маленькие исследователи», совместная работа детей, родителей и воспитателей.         ОгородК нам весна шаг...

Консультация Тема:« Формирование коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность»

Консультация Тема:« Формирование коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность» Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей и р...

Консультация на тему «Подвижные игры для слепых и слабовидящих детей»

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может и...