"Познание мира детьми 4-5 лет через игры"
методическая разработка (средняя группа)
Назначение: данная консультация может быть полезна педагогам, работающим в дошкольных учреждениях, родителям.
Цель: формирование ответственности у родителей за развитие своих детей. Донести до родителей информацию, что игра – это самый важный период в жизни ребенка.
Каждый возрастной период, характеризуется ведущим видом деятельности. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметно-манипуляторная деятельность. Дети познают закономерности окружающего мира и свои собственные возможности. В дошкольном возрасте – является игра. В отличие от манипуляторной деятельности игра имеет, гораздо большие, возможности для познания мира и самого себя. Ребенок способен действовать в условной (воображаемой) ситуации, которая ему реально недоступна: например, «лечить» животных и людей, «водить» автомобиль, «скакать» на лошади. Игра также открывает ему мир социально-ролевых отношений, которые реализуются в системе игровых правил.
Игра - это символический язык, благодаря которому ребенок проявляет и выражает себя. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (построить домик, заборчик из кубиков и так далее) до сюжетно-ролевых игр с правилами (например, в магазин, в строителей, в водителей, в больницу, и другие). Младшие дошкольники играют чаще по одному. А вот к среднему дошкольному возрасту период игры становится совместным. На протяжении всего периода игр поэтапно развивается у детей восприятие. А уже на основе восприятия начинает формироваться мышление. А вот развитие памяти наитеснейшим образом связано с развитием мышления у детей. Ученые отметили, что в игре процесс запоминания значительно выше. Если у детей увиденное и услышанное вызвало интерес, то они запомнят происходящее без особых проблем.
Принципы использования игр:
- Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть подчинены ей.
- Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности, ребенку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.
- Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо переключиться на другой вид деятельности.
- Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя и модифицируя их.
- Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования детьми соответствующего возраста.
- В каждой игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.
Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществить то, что в действительности ему еще недоступно. В игре у детей формируются основные личностные качества дошкольника:
- умение подчиняться требованию «надо», а не «хочу»;
- умение учитывать интересы других детей.
Родителям, которые хотели бы, чтобы их дети играли, необходимо позаботиться не только о наличии игрушек, но и подсказать сюжет игры, показать, как можно действовать с той или иной игрушкой, обыграть предложенный сюжет. Ушло время больших дворовых разновозрастных компаний, большинство семей имеют одного-двух детей. Чаще всего дети находятся в компании своих сверстников, у которых такой же игровой опыт, как у них самих, поэтому ребенку не у кого перенимать опыт игровой культуры.
С помощью взрослого дети овладевают более сложными способами построения игры. Ребенок может овладеть за период дошкольного детства (от 2 до 7) тремя способами:
- предметно-действенный способ построения игры;
- ролевой способ построения игры;
- сюжет сложение.
Предметно-действенный способ предлагает воспроизведение простейших операций с предметами (расческой – причесывать, ложкой - кормить и так далее). К трем годам дети обычно могут воспроизводить длинную цепочку операций с предметами, которая объединяется единым сюжетом: «Приготовление обеда кукле», «Кормление куклы», «Собирание куклы на прогулку» и так далее. Переход к ролевому поведению в игре связан с возрастающими возможностями ребенка. Дети учатся сравнивать свои действия одним из важных средств реализации роли. Ролевое поведение детей можно формировать с трехлетнего возраста.
В 5 лет поведение детей в игре значительно усложняется. В этом возрасте они уже могут обсуждать замысел и договариваться о правилах перед началом игры, они способны создавать сложные сюжеты, комбинируя эпизоды из сказок и реальной жизни. Поэтому возраст в 5 лет можно определить, как условную границу перехода к формированию сюжет сложения. Последний способ построения игры наиболее важен для развития фантазии, творческого мышления, монологической речи. Дети в этом возрасте уже осознают правила игры, они способны научиться играть в настольные игры, в прятки и так далее. Эти игры сильно отличаются от ролевых игр, где сама роль определяет правила поведения играющих: играющий зайца должен прятаться и бежать от «лисы», а играющий лис должен искать «зайца». В настольных играх может уже не быть ролей, поэтому они начинают походить на интеллектуальные задания, которые надо выполнить определенным образом, и развивают у ребенка логическое мышление и внимание.
Когда взрослый организует игру необходимо соблюдать следующие правила:
- Тема игры должна отображать интересы ребенка.
- Не надо взрослому комментировать и вмешиваться в игру детей.
- Взрослый должен создавать возможность выражать свободное «Я».
- Взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, решая личные проблемы и создавая у ребенка чувство безопасности.
- Руководя игрой, взрослый помогает развивать самостоятельность и инициативу детей.
- Взрослому необходимо искренне интересоваться ребенком и стараться строить с ним теплые и заботливые отношения.
В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и следовать правилам.
Игра – это самый важный период в жизни ребенка. На него нельзя смотреть как на какую-то забаву. К игре надо относиться очень серьезно, внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия.
Спасибо за внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sred._konsultatsiya.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей детей 4-5 лет.
Тема: «Познание мира детьми через игры».
Автор: Барышникова Елена Анатольевна, воспитателя ГБДОУ №41, г. Санкт- Петербург
Назначение: данная консультация может быть полезна педагогам, работающим в дошкольных учреждениях, родителям.
Цель: формирование ответственности у родителей за развитие своих детей. Донести до родителей информацию, что игра – это самый важный период в жизни ребенка.
Каждый возрастной период, характеризуется ведущим видом деятельности. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметно-манипуляторная деятельность. Дети познают закономерности окружающего мира и свои собственные возможности. В дошкольном возрасте – является игра. В отличие от манипуляторной деятельности игра имеет, гораздо большие, возможности для познания мира и самого себя. Ребенок способен действовать в условной (воображаемой) ситуации, которая ему реально недоступна: например, «лечить» животных и людей, «водить» автомобиль, «скакать» на лошади. Игра также открывает ему мир социально-ролевых отношений, которые реализуются в системе игровых правил.
Игра - это символический язык, благодаря которому ребенок проявляет и выражает себя. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (построить домик, заборчик из кубиков и так далее) до сюжетно-ролевых игр с правилами (например, в магазин, в строителей, в водителей, в больницу, и другие). Младшие дошкольники играют чаще по одному. А вот к среднему дошкольному возрасту период игры становится совместным. На протяжении всего периода игр поэтапно развивается у детей восприятие. А уже на основе восприятия начинает формироваться мышление. А вот развитие памяти наитеснейшим образом связано с развитием мышления у детей. Ученые отметили, что в игре процесс запоминания значительно выше. Если у детей увиденное и услышанное вызвало интерес, то они запомнят происходящее без особых проблем.
Принципы использования игр:
- Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть подчинены ей.
- Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности, ребенку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.
- Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления необходимо переключиться на другой вид деятельности.
- Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя и модифицируя их.
- Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования детьми соответствующего возраста.
- В каждой игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.
Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществить то, что в действительности ему еще недоступно. В игре у детей формируются основные личностные качества дошкольника:
- умение подчиняться требованию «надо», а не «хочу»;
- умение учитывать интересы других детей.
Родителям, которые хотели бы, чтобы их дети играли, необходимо позаботиться не только о наличии игрушек, но и подсказать сюжет игры, показать, как можно действовать с той или иной игрушкой, обыграть предложенный сюжет. Ушло время больших дворовых разновозрастных компаний, большинство семей имеют одного-двух детей. Чаще всего дети находятся в компании своих сверстников, у которых такой же игровой опыт, как у них самих, поэтому ребенку не у кого перенимать опыт игровой культуры.
С помощью взрослого дети овладевают более сложными способами построения игры. Ребенок может овладеть за период дошкольного детства (от 2 до 7) тремя способами:
- предметно-действенный способ построения игры;
- ролевой способ построения игры;
- сюжет сложение.
Предметно-действенный способ предлагает воспроизведение простейших операций с предметами (расческой – причесывать, ложкой - кормить и так далее). К трем годам дети обычно могут воспроизводить длинную цепочку операций с предметами, которая объединяется единым сюжетом: «Приготовление обеда кукле», «Кормление куклы», «Собирание куклы на прогулку» и так далее. Переход к ролевому поведению в игре связан с возрастающими возможностями ребенка. Дети учатся сравнивать свои действия одним из важных средств реализации роли. Ролевое поведение детей можно формировать с трехлетнего возраста.
В 5 лет поведение детей в игре значительно усложняется. В этом возрасте они уже могут обсуждать замысел и договариваться о правилах перед началом игры, они способны создавать сложные сюжеты, комбинируя эпизоды из сказок и реальной жизни. Поэтому возраст в 5 лет можно определить, как условную границу перехода к формированию сюжет сложения. Последний способ построения игры наиболее важен для развития фантазии, творческого мышления, монологической речи. Дети в этом возрасте уже осознают правила игры, они способны научиться играть в настольные игры, в прятки и так далее. Эти игры сильно отличаются от ролевых игр, где сама роль определяет правила поведения играющих: играющий зайца должен прятаться и бежать от «лисы», а играющий лис должен искать «зайца». В настольных играх может уже не быть ролей, поэтому они начинают походить на интеллектуальные задания, которые надо выполнить определенным образом, и развивают у ребенка логическое мышление и внимание.
Когда взрослый организует игру необходимо соблюдать следующие правила:
- Тема игры должна отображать интересы ребенка.
- Не надо взрослому комментировать и вмешиваться в игру детей.
- Взрослый должен создавать возможность выражать свободное «Я».
- Взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, решая личные проблемы и создавая у ребенка чувство безопасности.
- Руководя игрой, взрослый помогает развивать самостоятельность и инициативу детей.
- Взрослому необходимо искренне интересоваться ребенком и стараться строить с ним теплые и заботливые отношения.
В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и следовать правилам.
Игра – это самый важный период в жизни ребенка. На него нельзя смотреть как на какую-то забаву. К игре надо относиться очень серьезно, внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект " Деятельное познание мира детьми дошкольного возраста средствами оригами"
Деятельность с детьми в художествеено-эстетическом развитии детей дошкольного возраста необходима. детям интересно создавать игрушки своими руками и таким образом познавать мир. окружающий нас....
«Познание мира детьми дошкольного возраста по средствам музыки и изобразительного искусства с учетом ФГОС
Программа ММО...
Практикум для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»
Практикум для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»...
Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста
Народная игра – это уникальный способ усвоить основы устройства мира....
"Музыка, как одно из средств познания мира детьми дошкольного возраста" - выступление на педсовете
Выступление на педсовете...
"Экспериментирование со звучащими предметами как одно из средств познания мира детьми дошкольного возраста"
Консультация...
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»
Цель мастер-класса – раскрыть воспитательно-познавательный потенциал и практическую значимость народных игр....