Конспект проведения родительского собрания на тему: «Экология и мы»
методическая разработка
Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_-_viktorina_ekologiya_i_my.docx | 302.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения родительского собрания
на тему: «Экология и мы»
Дата проведения: 29.04.19
Форма проведения: викторина
Участники: воспитатели, родители
Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи:
Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе;
Формировать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;
Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
План
- Организационный момент – вступительное слово
- Дискуссия с родителями на тему «Что такое экологическое воспитание»
- Выступление на тему «Экологическое воспитание детей»
- Викторина «Экология и мы»
- Итог собрания
- Рефлексия
Предварительная работа: Подбор материала, проведение анкетирования родителей по теме собрания, оформление выставки книг, журналов, дидактических игр, макетов, плакатов, заготовка памяток – буклетов
Ход собрания
Организационный момент – вступительное слово
Цель: настроить на тему предстоящего разговора, создать располагающую эмоциональную обстановку.
Добрый вечер, уважаемые папы и мамы!
«Что значишь ты, без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?»
Одной из задач нашего детского сада является экологическое воспитание дошкольника. Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада мы можем добиться определенных результатов в процессе экологического воспитания наших детей.
Дискуссия с родителями на тему «Что такое экологическое воспитание »
Цель: выявить уровень знаний родителей о понятии экологическое воспитание.
Уважаемые родители, как вы понимаете, что такое экологическое воспитание? (ответы родителей)
Выступление на тему «Экологическое воспитание детей»
Цель: сформировать представления родителей о экологическом воспитании детей.
Экологическое воспитание – это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. В своей работе мы используем наглядные, словесные и практические методы и приемы для формирования у детей младшего возраста бережного отношения к природе.
- Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира
- НОД, здесь мы используем видеоматериалы, презентации
- Рассматривание картин, иллюстраций, альбомов – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.
- Дидактические игры – в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.
- Трудовая деятельность в уголке природы
- Социальные акции: «Покормите птиц». Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции
- Анкетирование среди родителей. На котором выявили, что родители заинтересованы в воспитании экологической культуры дошкольников.
Викторина «Экология и мы»
А сейчас мы вам предлагаем побыть немного детьми и посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания, разделившись на 2 команды. Учитываться будут правильность и быстрота ответов. За каждый правильный ответ по 1 жетону.
Итак, начинаем нашу викторину!
1 конкурс. «Знаете ли вы?»
Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы.
- Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел)
- Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)
- Кто в лесу без топоров строить избу, без углов? (муравьи)
- Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)
- Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)
- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
- Какая птица охотиться ночью? (сова)
- Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)
- У каких деревьев осенью листья красные? (рябина, клен)
- Что делает еж зимой? (спит)
Воспитатель: Вы прекрасно справились с заданием, и я предлагаю вам продолжить.
2. Конкурс «Я начну, а ты продолжи»
1 команда
- У дуба желуди, а у сосны……(шишки)
- Береза кудрявая, а сосна…….(колючая)
- У рябины листочки, а у сосны……(иголки)
2 команда
- Осенью береза стоит золотая, а елка ……(зеленая)
- Осина зимой стоит без листьев, а елка……(в иголках)
- На яблоне растут яблоки, а на дубе…..(желуди)
3. конкурс «Погода по приметам»
Воспитатель: Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду.
Прогнозирование погоды. На экране будут появляться картинки, а вы должны будете назвать приметы.
- Собака свёртывается и лежит калачиком (наступают холода)
- Когда цветет черемуха (к холоду, заморозкам)
- Воробьи купаются в пыли или в луже (будет дождь)
- Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде)
- Ворон каркает (к дождю)
- Идет дождь, и на лужах пузырьки – о чем это говорит? (дождь будет идти долго)
Воспитатель: Молодцы! И так мы продолжаем
4. конкурс. Загадки
Каждой команде по очереди будут загаданы загадки о явлениях природы.
Загадки:
- Ну, ка, кто из вас ответить:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (солнце)
- Что с земли не подымишь? (тень)
- Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, четвертый плачет (времена года)
- Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (мороз)
- В белом бархате деревня,
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет (иней)
- Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут (облака)
- Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают (звезды)
- Что за чудо красота!
Расписные ворота
Появились на пути!
В них ни въехать, ни войти (радуга)
5. Конкурс. Лесная аптека
Воспитатель: Лес, как сказочное царство, там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – и микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, нужно только научиться. Находить в лесу растения, что пригодны для лечения!
Воспитатель: Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.
- Ты растения не тронь – жжется больно, как огонь (крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь)
- Путник часто ранит ноги – вот и лекарь у дороги (подорожник, лечит ранки, порезы; применяют при желудочных болезнях)
- Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы)
- Летом рад я свежей ягоде медвежьей, а сушеная в запас от простуды лечит нас (малина)
6.Конкурс «Экологические задачи»
1. Оля была в лесу с родителями и ей очень понравились весенние ландыши, они были такие красивые, с белыми головками на тонком стебельке, как колокольчики. Их было видимо – невидимо, целая поляна. Оля собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать большие букеты?
Вывод: нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветах есть нектар для бабочек и пчел. (Тем более нельзя рвать ландыши, они занесены в красную книгу, как лекарственные растения)
2. Ребята в лесу поймали ежика. Он был такой забавный и любопытный, а когда пугался, то сворачивался клубочком, выставляя колючки. Они решили принести ежика домой: «Пусть живет у нас, а потом отпустим обратно в лес». А вы взяли бы ежика домой? Можно ли это делать?
Вывод: нельзя забирать диких животных из леса домой, так как они разучатся заботиться о себе сами, добывать пищу и когда снова попадут в лес, то могут погибнуть.
Воспитатель: На этом наша викторина закончена.
Умные, умелые
Задорные и смелые
Викторину мы поиграли
Свои знания показали
Вы показали отличные знания, но в каждых соревнованиях есть свои победители. Сегодня победила команда…….(дружба)
Итог собрания
Мы думаем, что вы с удовольствием окунулись в мир детства. Будем рады, если вы нашли для себя что – то интересное, познавательное, если у вас появилось желание больше узнавать о природе, об ее чудесах и загадках. Нам хочется пожелать, что бы вы и ваши дети стали настоящими друзьями природы. Чаще наблюдайте за красотой природы, ведь она так прекрасна. И хочется наше замечательное и необычное собрание закончить словами:
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Хочется еще раз отметить, что воспитание и образование ребенка – это самое главное занятие родителей, а природа вам в этом поможет. В память о нашей викторине мы хотим подарить вам памятки «Правила поведения в природе»
Рефлексия
Полезно ли собрание для вас?
Что нового вы узнали для себя?
Будете ли вы воспитывать у детей любовь к природе?
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всего вам доброго!
Приложение 1
Анкета для родителей
«Экологическое воспитание дошкольников»
Уважаемые родители! С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического воспитания дошкольников в детском саду. Просим вас заполнить данную анкету.
- Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
- Да
- Нет
- Не знаю
- Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?
- Да
- Нет
- Не знаю
- В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?
- Беседы с ребенком
- Подкормка птиц
- Отдых на природе
- Наблюдение за природными объектами
- Чтение художественной литературы природоведческого содержания
- Другие формы
- Как Вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка?
- Высокий
- Средний
- Низкий
- Знакомите ли Вы детей с правилами поведения природе?
- Да
- Нет
- Как Вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников?
- Высокий
- Средней
- Низкий
Благодарим Вас за участие!
Результат анкетирования родителей на тему:
«Экологическое воспитание дошкольников»
Анкетирование проводилось во второй младшей группе с целью выявления отношения родителей к экологическому воспитанию дошкольников.
В исследовании приняли участие 17 родителей из 23.
Получены следующие результаты:
На 1 вопрос: «Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?»
Да – 100%
Нет – 0%
Не знаю – 0%
На 2 вопрос: «Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?»
Да – 94%
Нет – 6%
Не знаю – 0%
На 3 вопрос: «В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?»
Беседы с ребенком – 94%
Подкормка птиц – 47%
Отдых на природе – 71%
Наблюдение за природными объектами – 76%
Чтение художественной литературы природоведческого содержания – 41%
Другие формы – 29%
На 4 вопрос: «Как Вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка?»
Высокий – 6%
Средний – 71%;
Низкий – 23%
На 5 вопрос: «Знакомите ли Вы детей с правилами поведения природе?»
Да – 94%;
Нет – 6%
На 6 вопрос: «Как Вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников?»
Высокий – 41%
Средней – 59%
Низкий – 0%
Обработав анкеты, мы сделали следующие выводы:
- Необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с родителями
- Необходимо знакомить родителей с работой ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников.
Приложение 2
Памятка для родителей
«Правила поведения в природе»
Для ребенка общение с природой – это новые знания и впечатления. Яркие краски, неожиданные встречи, и величие природы вызывает вполне объяснимое желание – потрогать и попробовать все, что окружает. Именно поэтому любознательные малыши нередко оказываются в опасности – незнакомые с основами безопасного поведения, дети могут навредить не только природе, но и самим себе. Потому крайне важно объяснять мальчишкам и девчонкам правила безопасного поведения на природе и последствия неосторожных поступков.
Обучите, пожалуйста,
этим правилам ребёнка.
Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом:
- Не надо кричать в лесу! Не надо играть в шумные игры! Не надо слушать на природе громкую музыку!
- Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
- Не ломай ветки у деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают. Помни растение живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживая пыль!
- Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных. Бабочки, стрекозы, кузнечики - они тоже часть живой природы, они тоже всё чувствуют! Это всё красота и смотреть на них доставляет удовольствие!
- Не надо менять условия жизни животных, где они родились там они и должны жить! Есть такие животные, которые потом не принимают своих детёнышей обратно, потому что от них пахнет человеком! Это лесные животные им будет плохо в квартире рядом с человеком!
- Не оставляй мусор в лесу, парке, сквере и водоёме: Помни это дом для животных и в нём должно быть чисто!
- Не бей стёкла! Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.
- Не разжигай в лесу костёр! Помни: на земле после костра пять лет не сможет расти трава!
- Не жги сухую траву в лесу или в парке! Помните: сухая трава быстро разгорается и может привести к пожару!
Надеемся, с вашей помощью ребёнок усвоит эти правила!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование плана-конспекта проведения родительского собрания на тему:"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев."
Форма родительского собрания -Семинар с элементами игры.Цель: Повысить компетентность родителей в умении развивать мелкую моторику рук у детей дома. Задачи:-формировать у родител...
План – конспект проведения родительского собрания на тему: «Папа – мой лучший друг» (средняя группа)
Форма проведения: детско-родительская гостиная....
План – конспект проведения родительского собрания на тему: «Изобразительная деятельность в жизни ребенка».
Актуальность проблемы развития изобразительной деятельности дошкольников. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру явля...
План-конспект проведения родительского собрания на тему: «К здоровью – через правильное питание»
родительское собрание....
План - конспект проведения родительского собрания по теме художественно-эстетического воспитания
Для работы с родителями...
Конспект проведения родительского собрания на тему: «Вот и стали мы на год взрослее» в средней группе
Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет, целями и задачами образовательной программы дошкольного образования на п...
План-конспект проведения родительского собрания на тему: «Развитие всесторонне развитой личности ребенка!»
План-конспект проведения родительского собрания на тему:«Развитие всесторонне развитой личности ребенка!» Форма родительского собрания - беседа, обсуждение.Цель:1. Составить по в...