Современные формы работы в соответствии с ФГОС ДОУ
материал (старшая группа)

Баранова Валентина Васильевна

Современные формы работы с родителями содействуют тому, что родители из" зрителей " и " наблюдателей" станут активными участниками встреч и помошниками воспитателя, так как тем самым создается  атмосфера взаимоуважения .Позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками воспитательно- образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОУ



От того, как прошло детство,

 кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

 от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

           Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

В дошкольном образовательном учреждении ребёнок получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому большое внимание в дошкольном образовательном учреждении должно уделяться работе с родителями. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может заменить роль института семьи в формировании личности, какими бы квалифицированными кадрами первый не располагал. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка.

1 слайд Основной целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьей является создание единого пространства или алгоритма  «родители – дети – педагоги». Для достижения данной цели  ставятся следующие   задачи: (2 слайд)                                                                            

- создание условия для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;

- установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;

- оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;

- непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.

         Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только при становлении детского учреждения открытой системой. Открытость дошкольного учреждения, включает «открытость внутрь» и «открытость наружу».

«Открытость внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

 «Открытость наружу»-означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, вовлекать родителей к участию в конкурсах.

 Современные формы работы с родителями в новых условиях являются:

3 слайд

 Социальный анализ состава семьи (что помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей); 

Использование персонального сайта детского сада                                                              (в течение года родители могут увидеть информацию, фотографии  об образовательной деятельности  группы )

Информационные стенды  (представление распорядка дня , режима детского сада рубрики «Благодарим», «Объявления», «Это надо знать», «Советы Айболита», меню); 

Совместная работа родителей с детьми в индивидуальных тетрадях (помогает научиться вместе с детьми преодолевать трудности учения); 

День открытых дверей (родители знакомятся с задачами, правилами и традициями ДОУ); не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить.

«Круглый стол» (обсуждение с родителями актуальные проблемы воспитания); Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч.

Интерактивные – досуговые мероприятия. (всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и муниципальном, участниками, которых являются дети, родители, педагоги.); 

Детско-родительские проекты (где дети не только открывают что-то новое совместно с педагогом в ДОУ, но закрепляют свои знания благодаря экспериментированию вместе с родителями вне детского сада); например проект «Что такое снег?» вызвал большой интерес у детей. Опытно – экспериментальную деятельность в ходе проекта, дети провели дома. А продукты своей деятельности дети приносили в сад.

Семейные художественные выставки – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством. ( это увлечение оригами, вышиванием, вязанием, изготовлением поделок из бросового материала);

Собрание – деловая игра (имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения); 

Собрание – конкурсы (на которых, родители, получив информацию к размышлению а также могут продемонстрировать свои успехи в данных областях); 

Собрание – практикум (обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике); 

Тематические консультации (организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей); 

   Выставки, вернисажи детских работ (демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы); 

Родительская почта , телефон доверия,  вацап.  Любой член семьи  имеет                                                      возможность в короткой записке обратиться за помощью к конкретному специалисту. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. Мобильное приложение ватцап позволяет воспитателям и родителям использовать голосовые, текстовые сообщения.

4 слайд      Таким образом можно сделать вывод: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные формы работы педагога-психолога с родителями ДОУ в соответствии с ФГОС»

laquo;Современные формы работы педагога-психолога с родителями ДОУ в соответствии с ФГОС»...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО.

laquo;Здоровье – это не все, но все без здоровья  - ничто» говорит народная мудрость, c этим трудно не согласиться. Здоровье – это бесценный дар природы, который нужно уметь со...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле саамы ценным является здоровь...

Современные формы работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС

Современные формы работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС...

Современные формы работы социального педагога ДОУ с родителями в соответствии с ФГОС

Современное образование претерпевает все новые и новые изменения. С введением Федерального государственного  образовательного стандарта  дошкольного образования (ФГОС ДО)  изменились по...