Упражнения для работы с родителями
методическая разработка
Данные упражнения нацелены на поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутреней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогов на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение «Незаконченные предложения о родительстве» Инструкция: родителям предлагается продолжить предложение, не изменяя его начала. Родители — это... Чтобы быть хорошим родителем... Воспитывать детей — занятие... С детьми нужно... Быть отцом (матерью)... Люблю, когда мой ребенок... Мне не нравится, когда мой ребенок... Я люблю своего ребенка, но... Самое важное для отца (матери)... По сравнению с большинством других родителей, я… | Упражнение «Дискуссия на тему «Семейные роли» Инструкция: участники делятся на 2 команды. Одна команда раскрывает роль мамы, другая – роль папы, или каждая команда раскрывает обе роли. Задача родителей как можно полнее раскрыть семейные роли мамы и папы. Каждая команда высказывает свое мнение по семейным ролям. Участники отвечают на вопросы: - С чем было трудно согласиться и почему? - Что чувствовали о время обсуждения родительских ролей? - Какую роль труднее представить? | ||
Упражнение «Ребенок» Инструкция: Участники по очереди заканчивают предложение: «Ребенок - это…» Упражнение «Моя семья обо мне» Цель: осознать межличностные отношения в семье. Инструкция. Каждый участник должен представить себя в окружении близких ему людей и сделать предположения: «Мой ребенок считает меня...», «Мой муж (жена) думает, что я...». | Упражнение «Цветок жизни» Оборудование: бумага и цветные карандаши. Инструкция: Дети – это цветы жизни, а сейчас представьте своего ребенка каким – нибудь цветком и нарисуйте его. (Можно также изобразить мужа или жену) | ||
Упражнение «Личина или личность?» Цель: осознать отношение к самому себе. Оборудование: бумага, карандаши. Инструкция Ведущий. Возьмите лист бумаги, карандаш. Напишите свое имя и добавьте к нему определение, начинающееся с той же буквы, что и имя. А теперь подумайте и скажите, чего больше в вашем определении: любви, нежности, иронии или сарказма. | Попросите близкого вам человека придумать определение, отражающее вашу сущность, начинающееся с той же буквы, что и ваше имя. Сравните это определение и свое. Есть ли различия в том, каким вы видите себя и как вас воспринимает близкий человек? Задумайтесь о причинах различий. (Так же можно придумать характеристики к имени своего ребенка) | ||
Упражнение «Обязанности родителя — обязанности ребенка» Цели: повысить самооценку родителей; развить уверенность в себе. Оборудование: бумага, ручки. Инструкция. Каждый участник должен представить всех тех людей, о которых он должен заботиться, т.е. тех, за которых несет ответственность. Обратите внимание, включили ли они себя в данный список, и если да, то каким по счету. Затем нужно записать ответ на вопрос: «В чем состоят мои обязанности по отношению к ребенку?». Потом нужно записать ответ на вопрос: «В чем состоят обязанности моего ребенка по отношению ко мне?». После этого проводится групповое обсуждение. | Упражнение «Характеристика имени» Цель: повысить самооценку родителей. Оборудование: бумага, ручки. Инструкция. Каждый участник должен записать свое имя в столбик и к каждой букве подобрать позитивную, радостную характеристику. Если в имени несколько одинаковых букв, нужно подобрать на каждую различные слова. | ||
Упражнение «Родительское сочинение» (методика О.А. Карабановой) Цель: выявить особенности формирования родительства. Оборудование: бумага, ручки. Инструкция. Ведущий предлагает участникам написать сочинение на тему «Я — родитель». Время написания не ограничено. План сочинения. 1. История моего материнства, отцовства. 2. Я как мать, я как отец. 3. Что мне нравится в себе, как в матери, отце? 4. Что мне не нравится в себе, как в матери, отце? 5. Время, потраченное для написания рассказа. | Упражнение «Ассоциация – семья» Цель: раскрыть себя как можно полнее. Оборудование: мяч или другой предмет, который можно передавать. Инструкция. Участники встают в круг и бросают мяч друг другу (или передают предмет), произнеся при этом слова, которые у них ассоциируются со словом «семья». Аналогично можно провести это упражнение со словами «муж», «жена». | ||
Красивый сад Семейное (групповое) упражнение. Чем больше членов семьи примет в нем участие, тем оно будет интереснее и продуктивнее. «Представьте, что вы стали растением. Что вы за растение, каким вы стали? На что похожи ваши листья? Есть у вас острые шипы? Ваши листья колючие или гладкие? Может быть, у вас есть цветы? Какие это цветы?» | Пусть каждый нарисует себя в виде какого-то растения. Это может быть какой-то реальный сорт кустарника или полностью выдуманное растение. Если кто-то захочет объяснять, что нарисовал, он может это сделать. Затем каждый вырезает свое изображение и размещает его на большом листе бумаги, чтобы получился общий красивый сад. (Можно добавить рамку, заламинировать рисунок и т.д.) Это упражнение особенно полезно для установления контакта, развития отношений и кооперативного стиля поведения. | ||
Проективный рисунок «Образ счастливого родительства». Цель: сформировать представления о родительстве как о надындивидуальном целом. Оборудование: бумага, фломастеры. Инструкция. Родители в парах совместно рисуют образ родительства. Первый рисунок — образ реального родительства, второй — образ идеального родительства. | Фруктово – овощной салат (вариация упражнения «красивый сад») Это вариация вышеописанного упражнения. Каждый из участников рисует себя в виде плода (фрукта или овоща), который сам выбирает, исходя из того, какой плод, по его мнению, больше всего походит на него или отражает его внешний вид и индивидуальность. Рисунки вырезаются и помещаются на изображении большой салатницы. | ||
Упражнение «Воспоминание о своем детстве» Цель: научиться применять родительские позиции и установки. Инструкция. Родителям предлагается оглянуться на свое прошлое и вспомнить свои наивные и непоследовательные поступки, совершенные в детстве. Обратить внимание на наивность поведения в прошлом. Подумать, чем она обусловлена, и попросить привести примеры из воспоминаний детства. | Упражнение «Просьбы и требования к ребенку» Цель: принять новые способы взаимодействия. Инструкция Ведущий. Сядьте рядом с вашим партнером. Попросите его о чем-либо в требовательной форме. Что вы ощущаете, когда требуете? Выясните, что чувствует при этом ваш партнер. Теперь попросите о чем-нибудь, выражая свои чувства, спрашивая и выслушивая, что чувствует ваш партнер. | ||
Упражнение «Я рад тебя видеть!» Цель: создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу безопасности в группе. Оборудование: мяч. Инструкция. Родители садятся в круг. Ведущий ловит взгляд одного из родителей и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй! Я рад тебя видеть». Далее он дает инструкцию: «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, поймай его взгляд, перекинь ему мяч и поздоровайся». | Упражнение «Размышления» Цель: расширить знания родителей о психологии семейных отношений. Инструкция Ведущий. Поразмышляйте и обсудите следующие пословицы: Умей дитя родить, умей и научить. Любишь жену — люби и детей кормить. Дитя не плачет — мать не разумеет. Дитя хоть криво, да отцу-матери мило. Чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не плакало. | ||
Упражнение «Злость» Цели: реагировать на негативные эмоции; изменить представления о ребенке. Инструкция Ведущий. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните и закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней выставлены фотографии людей, среди них и ваш ребенок, на которого вы обижены. Походите по выставке, постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с вашим ребенком. Постарайтесь мысленным взором увидеть самого себя в этой ситуации. | Представьте, что выражаете чувства своему ребенку, на которого вы разгневаны. Не сдерживайте свои чувства, не стесняйтесь в выражениях, говорите ему все, что хотите сказать. | ||
Упражнение «Фамильный герб» Цели: концентрировать внимание на главных ценностях семьи; осознать цели своей жизни. Оборудование: бумага, фломастеры. Инструкция. В старину был обычай изображать на воротах замка, щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее основную идею или цель деятельности владельца. Необходимо каждому нарисовать свой фамильный герб, отражающий ваше жизненное кредо, отношение к вашей будущей семье, миру в целом. На рисунок герба дается 8 мин. | Можете рисовать, как умеете, здесь важно выражение основной идеи вашей личности. Участники рассказывают о своем гербе, желающие задают вопросы. По завершении проводится обсуждение, в ходе которого ведущий задает вопросы: — Что вы чувствовали, рисуя фамильный герб своей будущей семьи? — Какие ценности вам удалось отобразить лучше всего? Рекомендуется ведущему после обсуждения развесить рисунки на стенах. Родители рассказывают о своем гербе, желающие задают вопросы. На последнем этапе идет согласование рисунков в семейных парах. По завершении проводится обсуждение. | ||
Упражнение «Список поступков ребенка» Цель: сформировать адекватное представление о 10 возможностях и потребностях. Оборудование: бумага, ручки. Инструкция. Участники составляют список из 10 поступков ребенка, которые родители не одобряют. Затем нужно найти в каждом из этих поступков такие стороны, которые могут вызвать у родителей ощущение радости, удовольствия. Затем в состоянии расслабленности и покоя попросить представить, что это не их ребенок, а соседский или любой другой. | Ведущий. Вспомните свои чувства по отношению к ребенку. Вероятно, вы не раз испытывали и получали удовольствие, наблюдая или общаясь с ним. Почему бы вам не стать более свободным и, отказавшись от ответственности за решения вашего ребенка, приблизиться к нему, стать другом, а не надсмотрщиком. | ||
Игра в имена Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику но первой букве своего имени или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, имя Ольга - ослепительная улыбка, легка на подъем, вегетарианка, голубоглазая. Андрей – активный, надежный, деятельный, решительный. История имени Все участники собрания рассказывают, каким образом они получили свое имя и что оно означает или почему они дали своему ребенку это имя, чем они руководствовались. Можно также рассказать о своей фамилии. Это очень интересная информация не только для родителей, но и для детей. | Моя социальная роль Воспитатель называет свое имя и свою значимую социальную роль: «Я - воспитатель». Затем по порядку каждый родитель называет свою социальную роль. Буквы имени Предлагается пофантазировать, на что похожи буквы имен участников, какой они имеют характер, какого они цвета, «добрые» или «злые» и т. д. Можно при анализе одной и той же буквы использовать разные подходы, чем их больше, тем интереснее и тем лучше запоминается образ человека, представившего свое имя. Желательно при повторении букв подбирать каждый раз новый образ. | ||
Бинго Лист бумаги делится на 8-10 частей. В каждой части записывается фраза. Эти фразы могут быть заготовлены заранее, а могут быть составлены самими участниками родительского собрания. Разговаривая друг с другом, родители находят среди участников собрания людей, в чем-то на них похожих. Например, «родился в феврале», «люблю тихие вечера», «у меня большая коллекция марок», «нравится зима», «люблю море» и т. д. Участникам надо найти как можно больше людей, которые имеют сходные с ними качества. | Любимые животные Каждый участник рисует или называет свое любимое животное и рассказывает, чем оно его привлекает, как оно связано с его характером. Можно ситуацию сопровождать действиями и движениями, характерными для данного животного. Также можно нарисовать или называть животное, которое подходит или напоминает им своего ребенка. Объяснить почему. Доброе слово Один из родителей садится на стул в центре комнаты, другие очень быстро должны сказать добрые слова в его адрес. Кто замешкался, тот сменяет сидящего на стуле участника. Игра продолжается 5-7 мин. | ||
Предмет моего детства На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни. Фильм, который я бы снял Участникам предлагается обсудить, какой эпизод из своей жизни они бы хотели экранизировать, какой жанр фильма считают приемлемым для этого (научно-популярный, документальный, художественный). Каких режиссеров и актеров они бы пригласили? Почему? | Хобби Каждый участник изображает на бумаге символ своего увлечения. Разговаривать при этом запрещается. Участники должны, используя только наглядное представление, найти партнера, т. е. того, у кого сходные с ним интересы. Далее идет презентация друг друга с определением точности совпадения. Завяжем узелки Участникам раздают нити длиной 30-40 см. Родители связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. В результате образуется одна общая нить. Далее каждый рассказывает о том, что их объединило в общую систему. | ||
Мне нравимся Родители садятся в круг. Учитель стоит в центре и говорит: «Мне нравятся те, у кого светлые глаза (или короткие стрижки, или те, кто носит очки и т. д.)». Те, к кому этот признак имеет отношение, встают со своих мест и занимают стулья, освобожденные другими. Учитель также участвует в этой игре. Тот, кто остался без места, продолжает игру. Комплимент Участники становятся в круг. Передавая друг другу карандаш или ручку, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые наиболее наглядно представляют образ данного человека. | Строим квадраты Для игры нужна веревка длиной 7-8 м, концы которой связаны, и платки, чтобы завязать глаза. Приглашаются 8 добровольцев. Учитель завязывает им глаза, их ставят в круг и дают в руки веревку. Затем предлагают задание: разойтись так, чтобы образовался квадрат. При выполнении упражнения можно разговаривать друг с другом, советоваться. Остальная часть группы молча наблюдает за происходящим. По окончании упражнения все обсуждают действия, которые были проделаны группой. При желании упражнение можно повторить. Разговор Произнести короткую фразу из одного слова с разной интонацией: тихо, громко, злобно, заикаясь, нежно, скорбно, с удивлением, вызывающе, интригующе и т. д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме "Дидактические игры и упражнения в работе с родителями по звукопроизношению"
В этой работе описаны игры и упражнения по звукопроизношению с использованием мелкой моторики. Вовлечение родителей в работу по этой теме....
Статья: Работа с родителями: "Кинезиология для детей. Игры и упражнения в детском саду".
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья посредством определённых двигательных упражнений.Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, активизиру...
Картотека «Игры и упражнений для использования в работе с родителями».
Цели:Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны; развитие навыков и умений выражать свои чувства.Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопережива...
Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в работе по формированию связной речи»
Краткое описание...
Картотека «Игры и упражнений для использования в работе с родителями».
Играть любят не только дети, но и взрослые. Поэтому я предлагаю игры, которые можно использовать на родительских собраниях при знакомстве, при проведении совместных собраний с детьми.Данн...
Мастер-класс для родителей с детьми по внедрению кинезиологических упражнений в работу инструктора по физической культуре
Мастер-класс для родителей с детьми по внедрению кинезиологических упражнений в работу инструктора по физической кульутре....
Работа с родителями (законными представителями) Консультация «Кинезиологические упражнения. Способы использования в работе с дошкольниками».
Кинезиологические упражнения помогают развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мо...