Упражнения для работы с родителями
методическая разработка

Данные упражнения нацелены на поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутреней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогов на построение взаимоотношений с родителями  на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение

«Незаконченные предложения о родительстве»

Инструкция:  родителям  предлагается  продолжить  предложение,  не  изменяя  его  начала.

Родители — это...

Чтобы быть хорошим родителем...

Воспитывать детей — занятие...

С детьми нужно...

Быть отцом (матерью)...

Люблю, когда мой ребенок...

Мне не нравится, когда мой ребенок...

Я люблю своего ребенка, но...

Самое важное для отца (матери)...

По сравнению с большинством других родителей, я…

Упражнение  

«Дискуссия  на  тему  «Семейные  роли»

Инструкция:  участники  делятся  на  2  команды. Одна  команда раскрывает роль  мамы,  другая – роль  папы,  или  каждая  команда  раскрывает  обе  роли. Задача  родителей  как  можно  полнее  раскрыть  семейные  роли  мамы  и  папы. Каждая команда  высказывает  свое  мнение  по  семейным  ролям.

Участники  отвечают  на  вопросы:

- С чем  было  трудно  согласиться  и  почему?

- Что  чувствовали  о  время  обсуждения  родительских  ролей?

- Какую  роль  труднее  представить?  

Упражнение  

«Ребенок»

Инструкция:  Участники  по  очереди  заканчивают  предложение:  «Ребенок  - это…»

Упражнение

«Моя семья обо мне»

Цель: осознать межличностные отношения в семье.

Инструкция. Каждый участник должен представить себя в окружении близких ему людей и сделать предположения: «Мой ребенок считает меня...», «Мой муж (жена) думает, что я...».

Упражнение

«Цветок  жизни»

Оборудование:  бумага  и  цветные  карандаши.

Инструкция:  Дети – это  цветы  жизни,  а  сейчас  представьте своего  ребенка  каким – нибудь  цветком  и  нарисуйте  его. (Можно также изобразить мужа  или жену)

Упражнение

«Личина или личность?»

Цель: осознать отношение к самому себе.

Оборудование: бумага, карандаши.

Инструкция

Ведущий. Возьмите лист бумаги, карандаш. Напишите свое имя и добавьте к нему определение, начинающееся с той же буквы, что и имя. А теперь подумайте и скажите, чего больше в вашем определении: любви, нежности, иронии или сарказма.

 Попросите близкого вам человека придумать определение, отражающее вашу сущность, начинающееся с той же буквы, что и ваше имя. Сравните это определение и свое. Есть ли различия в том, каким вы видите себя и как вас воспринимает близкий человек? Задумайтесь о причинах различий. (Так же можно придумать характеристики к имени своего ребенка)

Упражнение

«Обязанности родителя — обязанности ребенка»

Цели: повысить самооценку родителей; развить уверенность в себе.

Оборудование: бумага, ручки.

Инструкция. Каждый участник должен представить всех тех людей, о которых он должен заботиться, т.е. тех, за которых несет ответственность. Обратите внимание, включили ли они себя в данный список, и если да, то каким по счету. Затем нужно записать ответ на вопрос: «В чем состоят мои обязанности по отношению к ребенку?». Потом нужно записать ответ на вопрос: «В чем состоят обязанности моего ребенка по отношению ко мне?». После этого проводится групповое обсуждение.

Упражнение

«Характеристика имени»

Цель: повысить самооценку родителей.

Оборудование: бумага, ручки.

Инструкция. Каждый участник должен записать свое имя в столбик и к каждой букве подобрать позитивную, радостную характеристику. Если в имени несколько одинаковых букв, нужно подобрать на каждую различные слова.

Упражнение

«Родительское сочинение»

(методика О.А. Карабановой)

Цель: выявить особенности формирования родительства.

Оборудование: бумага, ручки.

Инструкция. Ведущий предлагает участникам написать сочинение на тему «Я — родитель». Время написания не ограничено.

План сочинения.

1.  История моего материнства, отцовства.

2. Я как мать,  я как отец.

3.  Что мне нравится в себе, как в матери,  отце?

4.  Что мне не нравится в себе, как в матери,  отце?

5. Время, потраченное для написания рассказа.

Упражнение

«Ассоциация – семья»

Цель: раскрыть  себя  как можно полнее.

Оборудование:  мяч  или другой предмет,  который можно  передавать.

Инструкция.  Участники  встают в круг и бросают мяч друг другу  (или передают предмет), произнеся  при этом слова,  которые у них ассоциируются со словом «семья».  Аналогично  можно  провести  это упражнение со словами  «муж»,  «жена».

Красивый   сад

     Семейное (групповое) упражнение. Чем больше членов семьи примет в нем участие, тем оно будет интереснее и продуктивнее.

«Представьте, что вы стали растением. Что вы за растение, каким вы стали? На что похожи ваши листья? Есть у вас острые шипы? Ваши листья колючие или гладкие? Может быть, у вас есть цветы? Какие это цветы?»

   Пусть каждый нарисует себя в виде какого-то растения. Это может быть какой-то реальный сорт кустарника или полностью выдуманное растение. Если кто-то захочет объяснять, что нарисовал, он может это сделать. Затем каждый вырезает свое изображение и размещает его на большом листе бумаги, чтобы получился общий красивый сад. (Можно добавить рамку, заламинировать рисунок и т.д.)

Это упражнение особенно полезно для установления контакта, развития отношений и кооперативного стиля поведения.

Проективный рисунок

«Образ счастливого родительства».

Цель: сформировать представления о родительстве как о надындивидуальном целом.

Оборудование: бумага, фломастеры.

Инструкция. Родители в парах совместно рисуют образ родительства. Первый рисунок — образ реального родительства, второй — образ идеального родительства.

Фруктово – овощной  салат (вариация упражнения «красивый сад»)

   Это вариация вышеописанного упражнения. Каждый из участников рисует себя в виде плода (фрукта или овоща), который сам выбирает, исходя из того, какой плод, по его мнению, больше всего походит на него или отражает его внешний вид и индивидуальность. Рисунки вырезаются и помещаются на изображении большой салатницы.

Упражнение

«Воспоминание о своем детстве»

Цель: научиться применять родительские позиции и установки.

Инструкция. Родителям предлагается оглянуться на свое прошлое и вспомнить свои наивные и непоследовательные поступки, совершенные в детстве. Обратить внимание на наивность поведения в прошлом. Подумать, чем она обусловлена, и попросить привести примеры из воспоминаний детства.

Упражнение

«Просьбы и требования к ребенку»

Цель: принять новые способы взаимодействия.

Инструкция

Ведущий. Сядьте рядом с вашим партнером. Попросите его о чем-либо в требовательной форме. Что вы ощущаете, когда требуете? Выясните, что чувствует при этом ваш партнер. Теперь попросите о чем-нибудь, выражая свои чувства, спрашивая и выслушивая, что чувствует ваш партнер.

Упражнение

«Я рад тебя видеть!»

Цель: создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу безопасности в группе.

Оборудование: мяч.

Инструкция. Родители садятся в круг. Ведущий ловит взгляд одного из родителей и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй! Я рад тебя видеть». Далее он дает инструкцию: «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, поймай его взгляд, перекинь ему мяч и поздоровайся».

Упражнение

«Размышления»

Цель: расширить знания родителей о психологии семейных отношений.

Инструкция

Ведущий. Поразмышляйте и обсудите следующие пословицы:

Умей дитя родить, умей и научить.

Любишь жену — люби и детей кормить.

Дитя не плачет — мать не разумеет.

Дитя хоть криво, да отцу-матери мило.

Чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не плакало.

Упражнение

«Злость»

Цели: реагировать на негативные эмоции; изменить представления о ребенке.

Инструкция

Ведущий. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните и закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней выставлены фотографии людей, среди них и ваш ребенок, на которого вы обижены. Походите по выставке, постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с вашим ребенком. Постарайтесь мысленным взором увидеть самого себя в этой ситуации.

Представьте, что выражаете чувства своему ребенку, на которого вы разгневаны. Не сдерживайте свои чувства, не стесняйтесь в выражениях, говорите ему все, что хотите сказать.

Упражнение

«Фамильный герб»

Цели: концентрировать внимание на главных ценностях семьи; осознать цели своей жизни.

Оборудование: бумага, фломастеры.

Инструкция.

В старину был обычай изображать на воротах замка, щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее основную идею или цель деятельности владельца. Необходимо каждому нарисовать свой фамильный герб, отражающий ваше жизненное кредо, отношение к вашей будущей семье, миру в целом. На рисунок герба дается 8 мин.

Можете рисовать, как умеете, здесь важно выражение основной идеи вашей личности.

Участники рассказывают о своем гербе, желающие задают вопросы. По завершении проводится обсуждение, в ходе которого ведущий задает вопросы:

—  Что вы чувствовали, рисуя фамильный герб своей будущей семьи?

—  Какие ценности вам удалось отобразить лучше всего? Рекомендуется ведущему после обсуждения развесить  рисунки на стенах.

Родители рассказывают о своем гербе, желающие задают вопросы. На последнем этапе идет согласование рисунков в семейных парах. По завершении проводится обсуждение.

Упражнение

«Список поступков ребенка»

Цель: сформировать адекватное представление о 10 возможностях и потребностях.

Оборудование: бумага, ручки.

Инструкция. Участники составляют список из 10 поступков ребенка, которые родители не одобряют. Затем нужно найти в каждом из этих поступков такие стороны, которые могут вызвать у родителей ощущение радости, удовольствия. Затем в состоянии расслабленности и покоя попросить представить, что это не их ребенок, а соседский или любой другой.

Ведущий. Вспомните свои чувства по отношению к ребенку. Вероятно, вы не раз испытывали и получали удовольствие, наблюдая или общаясь с ним. Почему бы вам не стать более свободным и, отказавшись от ответственности за решения вашего ребенка, приблизиться к нему, стать другом, а не надсмотрщиком.

Игра в имена

Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику но первой букве своего имени или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, имя Ольга - ослепительная улыбка, легка на подъем, вегетарианка, голубоглазая.  Андрей – активный, надежный, деятельный, решительный.

История имени

Все участники собрания рассказывают, каким образом они получили свое имя и что оно означает или почему они дали своему ребенку это имя, чем они руководствовались. Можно также рассказать о своей фамилии.  Это очень интересная информация не только для родителей, но и для детей.

Моя социальная роль

   Воспитатель называет свое имя и свою значимую социальную роль: «Я - воспитатель». Затем по порядку каждый родитель называет свою социальную роль.

Буквы имени

Предлагается пофантазировать, на что похожи буквы имен участников, какой они имеют характер, какого они цвета, «добрые» или «злые» и т. д. Можно при анализе одной и той же буквы использовать разные подходы, чем их больше, тем интереснее и тем лучше запоминается образ человека, представившего свое имя. Желательно при повторении букв подбирать каждый раз новый образ.

Бинго

Лист бумаги делится на 8-10 частей. В каждой части записывается фраза. Эти фразы могут быть заготовлены заранее, а могут быть составлены самими участниками родительского собрания. Разговаривая друг с другом, родители находят среди участников собрания людей, в чем-то на них похожих. Например, «родился в феврале», «люблю тихие вечера», «у меня большая коллекция марок», «нравится зима», «люблю море» и т. д. Участникам надо найти как можно больше людей, которые имеют сходные с ними качества.

Любимые животные

Каждый участник рисует или называет свое любимое животное и рассказывает, чем оно его привлекает, как оно связано с его характером. Можно ситуацию сопровождать действиями и движениями, характерными для данного животного.

Также можно нарисовать или называть животное, которое подходит  или напоминает им своего ребенка. Объяснить почему.

Доброе слово

Один из родителей садится на стул в центре комнаты, другие очень быстро должны сказать добрые слова в его адрес. Кто замешкался, тот сменяет сидящего на стуле участника. Игра продолжается 5-7 мин.

Предмет моего детства

На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

Фильм, который я бы снял

Участникам предлагается обсудить, какой эпизод из своей жизни они бы хотели экранизировать, какой жанр фильма считают приемлемым для этого (научно-популярный, документальный, художественный). Каких режиссеров и актеров они бы пригласили? Почему?

Хобби

Каждый участник изображает на бумаге символ своего увлечения. Разговаривать при этом запрещается. Участники должны, используя только наглядное представление, найти партнера, т. е. того, у кого сходные с ним интересы. Далее идет презентация друг друга с определением точности совпадения.

Завяжем узелки

Участникам раздают нити длиной 30-40 см. Родители связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. В результате образуется одна общая нить. Далее каждый рассказывает о том, что их объединило в общую систему.

Мне нравимся

Родители садятся в круг. Учитель стоит в центре и говорит: «Мне нравятся те, у кого светлые глаза (или короткие стрижки, или те, кто носит очки и т. д.)». Те, к кому этот признак имеет отношение, встают со своих мест и занимают стулья, освобожденные другими. Учитель также участвует в этой игре. Тот, кто остался без места, продолжает игру.

Комплимент

Участники становятся в круг. Передавая друг другу карандаш или ручку, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые наиболее наглядно представляют образ данного человека.

Строим квадраты

Для игры нужна веревка длиной 7-8 м, концы которой связаны, и платки, чтобы завязать глаза. Приглашаются 8 добровольцев. Учитель завязывает им глаза, их ставят в круг и дают в руки веревку. Затем предлагают задание: разойтись так, чтобы образовался квадрат. При выполнении упражнения можно разговаривать друг с другом, советоваться. Остальная часть группы молча наблюдает за происходящим. По окончании упражнения все обсуждают действия, которые были проделаны группой. При желании упражнение можно повторить.

Разговор

Произнести короткую фразу из одного слова с разной интонацией: тихо, громко, злобно, заикаясь, нежно, скорбно, с удивлением, вызывающе, интригующе и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Дидактические игры и упражнения в работе с родителями по звукопроизношению"

В этой работе описаны игры и упражнения по звукопроизношению с использованием мелкой моторики. Вовлечение родителей в работу по этой теме....

Статья: Работа с родителями: "Кинезиология для детей. Игры и упражнения в детском саду".

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья посредством определённых двигательных упражнений.Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, активизиру...

Картотека «Игры и упражнений для использования в работе с родителями».

Цели:Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны; развитие навыков и умений выражать свои чувства.Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопережива...

Картотека «Игры и упражнений для использования в работе с родителями».

 Играть любят не только дети, но и взрослые. Поэтому я предлагаю игры, которые можно использовать на родительских собраниях при знакомстве, при проведении совместных собраний с детьми.Данн...

Мастер-класс для родителей с детьми по внедрению кинезиологических упражнений в работу инструктора по физической культуре

Мастер-класс для родителей с детьми по внедрению кинезиологических упражнений в работу инструктора по физической кульутре....

Работа с родителями (законными представителями) Консультация «Кинезиологические упражнения. Способы использования в работе с дошкольниками».

Кинезиологические упражнения  помогают развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мо...