Создание условий для повышения читательской культуры детей дошкольного возраста и их родителей
консультация (старшая группа)
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cht.hud_.lit_.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого. От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является:
- учить детей слушать чтение
- учить глубоко, постигать текст
- воспитывать грамотного читателя
При осуществлении этой цели решаются задачи умственного, эстетического, нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Умственное воспитание – это развитие восприятия, мышления, развитие речи. Эстетическое воспитание – это развитие творческих способностей детей. Чтение особенно сказок формирует нравственный багаж ребенка.
Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми:
- ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов
- самостоятельное рассматривание книг
- организованные занятия
- свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы
Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста). Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми. Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.
1-я неделя – чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок.
2 – неделя - чтение стихотворений;
3 - неделя – чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям;
4 – неделя – путешествие по страницам «толстой книги» (в старшем дошкольном возрасте).
После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней. В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций. Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия:
- наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.
- наличие портретного фонда детских писателей
- наличие грамматических словарей для воспитателей.
- организация групповых книжных уголков.
Связь с другими образовательными областями
Физическая культура | Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей. Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений |
Здоровье | На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим вненшим видом, совершенствовать навыки самообслуживания. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения |
Социализация | Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев |
Безопасность | Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т.п.). |
Труд | Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. Воспитывать заботливое отношение к животным. Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту. Знакомство с трудом взрослых (профессии) |
Познание | Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями. Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетных единицах литературных произведений. |
Коммуникация | Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе |
Художественное творчество | Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры — бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке. 6.Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность |
Музыка | Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи. Развитие образности речи. В играх-драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные и интонационно-речевые характеристики персонажа. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности |
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
В этом возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А.С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни (И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»).
Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль "Создание условий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
В ходе тематического контроля предметно-развивающая среда отслеживалась по следующим критериям:Эстетичность предметно-развивающей средыБезопасность всех компонентов средыТворческий подход к оформлению...
«Педагогические условия формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».
1. Правовое воспитание дошкольников 2 Правовое воспитание в условиях ДОУ 3. Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста...
Создание условий для коллективной творческой деятельности детей дошкольного возраста
Известно, что художественно-эстетическое развитие играет огромную роль во всестороннем развитии личности ребенка, в формировании его эстетического отношения к миру, к социальной действительности ....
«Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора».
Самоанализ опыта работы...
Создание условий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Формируя многосторонние, глубокие, устойчивые и действенные интересы ребенка, педагог-психолог формирует личность ребенка в целом, обогащая его ум. Желание узнать как можно больше, расширить свой круг...
Создание условий для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в работе учителя - логопеда
Динамичность социокультурного пространства требует от современного человека действия гибких адаптивных механизмов, формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве. Одним из таких м...
Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста
Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста в процессе совместной деятельности, в играх, в повседневной жизни в соответствии с требованиями с ФГОС ДО....