Создание условий для коллективной творческой деятельности детей дошкольного возраста
статья по рисованию по теме

Городилова Светлана Владимировна

Известно, что художественно-эстетическое развитие играет огромную роль во всестороннем развитии личности ребенка, в формировании его эстетического отношения к миру, к социальной действительности .

        Работая воспитателем в детском саду на протяжении многих лет, убеждена в том, что чем раньше ребенок будет вовлечен в творческий процесс познания окружающего мира, тем активнее будут формироваться и развиваться у него такие психические процессы, как восприятие окружающего мира, образное мышление, воображение, внимание, память, речь. Как помочь ребенку открыть себя более полно? Как создать условия для коллективной творческой деятельности педагога и детей? Этой проблемой я решила заняться. Изучила методики педагогов Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Козаковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodilova_s_v.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад № 421 комбинированного вида им. С.Н. Ровбеля»

Создание условий для коллективной творческой деятельности детей дошкольного возраста

Городилова Светлана Владимировна,

воспитатель

первой квалификационной категории

г. Новосибирск

        Известно, что художественно-эстетическое развитие играет огромную роль во всестороннем развитии личности ребенка, в формировании его эстетического отношения к миру, к социальной действительности .

        Работая воспитателем в детском саду на протяжении многих лет, убеждена в том, что чем раньше ребенок будет вовлечен в творческий процесс познания окружающего мира, тем активнее будут формироваться и развиваться у него такие психические процессы, как восприятие окружающего мира, образное мышление, воображение, внимание, память, речь. Как помочь ребенку открыть себя более полно? Как создать условия для коллективной творческой деятельности педагога и детей? Этой проблемой я решила заняться. Изучила методики педагогов Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Козаковой.

        Организуя организованную образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию, я использую, как индивидуальный подход в работе с детьми, который позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, так и групповые формы работы, то есть коллективные работы. Исходя из своего опыта работы и многолетних наблюдений, хочу подчеркнуть, что коллективное художественное творчество формирует у детей коммуникативные способности, то есть способности общаться друг с другом, а так же способствуют более свободному общению ребенка со взрослыми.

      Особенно ценно, что совместное коллективное творчество позволяет детям, которые испытывают определенные трудности при общении с другими детьми, быстрее наладить диалог с ними, снизить конфликтность, агрессивность, повышенную эмоциональность, замкнутость, застенчивость. В процессе выполнения коллективных работ вижу, как дети учатся договариваться о выполнении совместной работы, учатся уступать друг другу, помогать, подсказывать по ходу работы.

         В младшем дошкольном возрасте коллективное творчество помогает ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду, группе, быстрее наладить отношения с окружающими. Поэтому считаю, чем раньше дети будут вовлечены в творческий процесс создания коллективных работ, тем быстрее будет создан благоприятный психологический климат в детском коллективе.

        При выполнении коллективных работ отдаю предпочтение совместно-индивидуальной форме организации коллективной деятельности, что позволяет каждому ребенку выполнять свою часть общей работы самостоятельно, но в итоге при составлении коллективной композиции, она становится частью их общей совместной работы. Приятно смотреть, когда в глазах ребенка отражается радость от того, что он видит свой рисунок или поделку в общей коллективной работе. Стараюсь использовать разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, литературу.

       Специфика выполнения коллективных работ в каждой возрастной группе имеет свои особенности. Так выполняя коллективные работы в младшем дошкольном возрасте, обогащаются художественные навыки ребенка, закрепляются простейшие технические умения и навыки по работе с кистью и красками, пластилином, бумагой, природным материалом.

        Выполняя коллективные работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, стараюсь совмещать в одной работе два вида изобразительной деятельности: рисование и аппликацию, лепку и аппликацию, аппликацию и художественный труд. Особенно детям младшего дошкольного возраста нравятся коллективные работы, в которых ребенок создает образы знакомых и близких ему объектов живой природы, таких например, как домашние животные  «Семья петушка», «Кошка с котятами». Таким образом, коллективное творчество способствует интегрированному подходу к обучению детей, отвечает принципу единства воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

        Некоторые коллективные работы выполняются на нескольких занятиях и объединены одной темой. Так, например, создавая коллективную работу с детьми старшего возраста на тему  «Улица города» на первом занятии создается улица города из домов разной высоты, на другом транспорт. В итоге занятия решаются сразу несколько образовательных задач: познавательно-исследовательская задача, когда дети осваивают новый метод художественного творчества такой, как пластилинография, а так же продуктивная и игровая.

Метод пластилинографии позволяет ребенку открыть для себя новые возможности использования конструктивных свойств пластилина, побуждает детей к           экспериментированию с ним.      

       Экспериментирование с разными материалами побуждают исследовательскую активность детей, включает их в процесс поисковой деятельности, обогащает их жизненный опыт. Большое удовольствие детям доставляет работа с природным материалом: шишками, семенами, сухими осенними листьями, скорлупой орехов, морскими камешками, ракушками.

         Считаю, что для успешной совместной творческой деятельности, должны быть созданы доброжелательные, доверительные, партнерские отношения между самими детьми, а так же между педагогом и детьми. Только в этом случае все мы вместе сможем создать неповторимые, незабываемые коллективные творческие работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организационные и психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста"

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Дет...

Требования к Педагогическим условиям реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительной)

Требования к кадровым условиям, привлечение к работе педагога по ИЗО, который соответствует Профессиональному стандарту педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544 Н « Об утверждении професси...

«Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Современный ребенок в современном мире». Секция: Развитие творческих способностей современного ребенк...

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье  содержится обоснование актуальности проблемы  организации психолого-педагогических условий  развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобр...