Методическая разработка "Подвижные игры для дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

Сеземина Наталья Николаевна

Данная публикация поможет родителям в подборе подвижных игр для своих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Методическая разработка для воспитателей

«Подвижные игры для дошкольников»

Выполнила:

воспитатель  Сеземина Наталья Николаевна.

п. г. т. Стройкерамика, 2020 г

Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Мы постараемся разобраться, что значит игра в жизни детей, как научить детей самостоятельно играть и как правильно организовать совместную игру. Ведь это является важным условием при переходе ребенка в школу и общении его со сверстниками, это признак правильного развития ребенка.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры.

Подвижным играм присущи образовательные задачи. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности, поскольку в ней проявляются и развиваются умения анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о безопасном поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.

Кроме того, подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Таким образом, в подвижной игре реализуется не только область «Физическое развитие», но и другие образовательные области, соответствующие федеральным государственным требованиям.

Мы считаем, что: Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми. Взаимосвязь образа игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности.

Воспитатель должен уметь правильно подобрать перечень подвижных игр для своих воспитанников, чтобы при них были максимально задействованы все органы и системы, формировалась правильная осанка у детей, повышалась функциональная деятельность их юного организма.

Для того, чтобы игра удалась и принесла детям радость, воспитателю нужно хорошо подготовиться к ее проведению, продумать все детали. Выучить литературное содержание, подобрать соответствующую считалочку и определить место проведения.

Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Задачи:

1. Создание условий для разнообразной двигательной активности;

2. Обогащение представления воспитателей о необходимости проведения подвижных игр;

3. Формирование умений и развитие физических качеств детей;

4. Воспитать у педагогов желания самостоятельно проводить и организовывать подвижные игры с детьми.

Практическая значимость: Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Воспитатель, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие игры с детьми.

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода, но есть общие правила организации игры:

 Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.

 Игра требует чувства меры и осторожности. Она не должна быть излишне азартной.

• Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно — победа, поражение, ничья.

 Помните, что состязательность в игре — это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

Вот несколько подвижных игр:

1. Игра «Раз, два, три, четыре, пять»

В игре происходит активизация словаря детей, закрепляются обобщающие понятия с помощью стишков. Развивается речь, укрепляются мелкие мышцы кистей рук.

Проговаривая первую строчку стишка, мы вместе с детьми загибаем по очереди пальцы правой руки в кулачок. На второй строчке – сжимаем и разжимаем все пальцы.

Проговаривая третью и четвертую строчки загибаем пальцы в кулачок.

Используемые стихотворения: Фрукты.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем фрукты называть!

Груша, яблока, гранат,

Апельсин и виноград.

2. Игра "Охотники и соколы"

Задачи: 

Упражняться в беге.

Описание: 

Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

3. Игра «Мотылек»

Задача: 

Развивать умение красиво и плавно двигаться.

Материал: 

Яркий сачок.

Воспитатель поет, а ребенок изображает мотылька.

На зеленом на лужке

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают.

(Малыш бегает, руки в стороны - "мотылек летает".)

Тетя вышла на лужок,

У нее в руках сачок.

Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок!

(Воспитатель держит в руках яркий сачок. После слов "Берегись-ка, мотылек" ребенок убегает, и воспитатель "ловит" его сачком.)

4. Игра «Догони мяч»

Дети образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. С помощью считалки выбирают водящего:

«Мимо леса, мимо дач

Плыл по речке красный мяч.

Увидала щука. Что это за штука?

Хвать, хвать!

Не поймать.

Мячик вынырнул опять.

Он пустился дальше плыть.

Выходи, тебе водить».

Водящий делает шаг назад. Его место в кругу остается свободным. Пятому от водящего ребенку дают большой мяч. Дети дружно произносят: «Раз, два, три — беги!» На этот сигнал дети начинают передавать мяч вправо по кругу, а водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем до него дойдет мяч. Игра повторяется с новым водящим, выбранным помощью той же считалки.

5. Игра «Карлики и великаны»

Описание игры:

Воспитатель объясняет игрокам правила игры.

Когда она произносит слово "карлики" - все должны присесть, потому что карлики маленькие. Произносить это слово она должна тоненьким голосом.

Когда она произносит слово "великаны", грубым голосом, все должны встать и поднять руки вверх.

Воспитатель объявляет: "Дети, запомните, правильные команды - это "карлики" и "великаны". На остальные команды вы не должны реагировать". И произносит вышеупомянутые команды, а еще "Встаньте", "Сядьте", "Поднимите руки вверх", все вперемешку. Те, кто выполняет неправильные команды, выбывают. Побеждает тот, кто допустит меньше всех ошибок.

6. Игра «У медведя во бору»

На одной стороне зала проводится линия - это опушка леса. Около нее через 2-3 шага рисуется круг - место для медведя. На другой стороне комнаты за линией находится домик для детей. Один из детей играет роль медведя. Остальные дети идут «гулять по лесу», имитируя собирание грибов и ягод и проговаривая стихи:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит и на нас рычит.

На последних словах «медведь» встает со своего места и начинает ловить детей. Пойманный (тот, до кого медведь дотронулся) отправляется к нему на опушку. Игра повторяется, пока не поймаются 2-3 играющих. Затем выбирается новый медведь, и игра начинается снова.

7. Игра «Жадина»

Дети выстраиваются в очередь друг за другом. На полу (на расстоянии шага) в линию раскладываем не большие мячики (10-20 штук)

Задача: 1-й участник присаживается на корточки и берет первый мячик, потом) делает, не вставая, маленький прыжок к следующему мячику, берет его и так далее, перемещаясь прыжками на корточках.

Задача: 

Собрать как можно больше мячиков! Как только мячики рассыпаются, выкладываем их снова на полу, к заданию приступает следующий участник. Мячики нельзя собирать в одежду. Можно в руки, на колени, под подбородок… Весело!

И в заключение хочется сказать:

Подвижные игры для детей 5-7 лет – это не только веселый досуг, но и средство для физического и психического развития детей. Их выбор зависит от возраста, состояния здоровья воспитанников в группе, их физической подготовленности и активности. Их благоприятное воздействие на детский организм очевидно:

«Мастерство — это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер — токарь, прекрасный мастер — врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…»

Итог обыденной работы

Восторг волшебного полета!

Все это - дивное явленье,

Урок, рожденный вдохновеньем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие "Играя, познаем" с подбором игр по формированию нравственных качеств дошкольников

      Ребенок никогда не будет существовать сам по себе: его всегда будут окружать близкие люди, друзья, знакомые. В первые годы жизни мир ребенка замыкается  в основн...

«Игры для дошкольников» - методическое обеспечение

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5499038","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"335","width":"480"}}]]...

Методическая разработка "Формирование словаря дошкольников в играх"

Овладение речью один из самых важных моментов психофизического развития ребенка, поэтому очень важно развитие и обогащение словаря детей в дошкольном возрасте.  Уровень развития словаря определяе...

Методическая разработка «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой...

Методическая разработка "Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...