методическое пособие "Играя, познаем" с подбором игр по формированию нравственных качеств дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме
Ребенок никогда не будет существовать сам по себе: его всегда будут окружать близкие люди, друзья, знакомые. В первые годы жизни мир ребенка замыкается в основном на родителях . После трех лет ему нужно уже общение со сверстниками. И отношения его с окружающими будет складываться определенным образом не только в зависимости от того насколько он будет уметь общаться, но и как он будет относиться к другим людям. Сумеет ли он ответить добротой на доброту; сможет ли посочувствовать другому человеку? Какими средствами можно развивать нравственные качества ребенка? Их много. Это и детская литература; это и познавательные мультфильмы; и, конечно, важным средством нравственности являются игры, ведь многие из них-это моделирование реальных жизненных ситуаций, на которых наши дети учатся доброте, чуткости, желанию протянуть руку помощи другому. Игра является источником познания мира, который позволяет ребенку одновременно развивать внимание и наблюдательность, тренировать память, вырабатывать навыки логического мышления, обогащать внутренний мир новыми впечатлениями и эмоциями. Игры могут быть предложены как родителям для «домашнего использования», так и педагогом для развития нравственных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 муниципального образование Каневской район
Методическое пособие
«Играя, познаем»
Подготовила воспитатель МБДОУ № 15
ст. Придорожная
2013г.
Ребенок никогда не будет существовать сам по себе: его всегда будут окружать близкие люди, друзья, знакомые. В первые годы жизни мир ребенка замыкается в основном на родителях . После трех лет ему нужно уже общение со сверстниками. И отношения его с окружающими будет складываться определенным образом не только в зависимости от того насколько он будет уметь общаться, но и как он будет относиться к другим людям. Сумеет ли он ответить добротой на доброту; сможет ли посочувствовать другому человеку? Какими средствами можно развивать нравственные качества ребенка? Их много. Это и детская литература; это и познавательные мультфильмы; и, конечно, важным средством нравственности являются игры, ведь многие из них-это моделирование реальных жизненных ситуаций, на которых наши дети учатся доброте, чуткости, желанию протянуть руку помощи другому. Игра является источником познания мира, который позволяет ребенку одновременно развивать внимание и наблюдательность, тренировать память, вырабатывать навыки логического мышления, обогащать внутренний мир новыми впечатлениями и эмоциями. Игры могут быть предложены как родителям для «домашнего использования», так и педагогом для развития нравственных качеств.
Путешествие мяча
Цель: научить детей взаимодействовать, играть в команде.
Необходимые оборудование: мячи.
Ход игры: Игроки делятся на две команды и располагаются в две колонны. Первый игрок каждой команды получает мяч. Далее ведущий говорит: «Сейчас наш мяч отправится в путешествие, а вы, ребята, поможете ему. По моему сигналу вы будете передавать мяч друг другу. Если я скажу «на самолете» то вы передаете мяч над головами друг другу; если я скажу «на самолете» вы начинаете передавать мяч друг другу между расставленными ногами. А когда я скажу «на поезде»- мяч пойдет через «боковые ворота»(между согнутой в локте рукой и телом).
Бездомный заяц
Цель: развивать в детях чувство сопереживания, научить их взаимовыручке.
Ход игры: Ведущий выбирает среди игроков «охотника» и «бездомного зайца». Остальные игроки образуют группу по 4-5 человек: трое или четверо дети, взявшись за руки, образуют домик, а один игрок располагается внутри домика. По сигналу ведущего начинается игра. «Бездомный заяц» убегает от «охотника», а охотник старается его догнать. «Заяц» может спастись от преследователя , забежав в любой домик. Но тогда, находящийся в домике игрок вынужден его покинуть и сам стать «зайцем». Если «охотник» догоняет «зайца», то игроки меняются ролями. Ведущий через некоторое время может прервать игру и поменять игроков: детей, образующих домики, «охотников» и «зайцев».
Путешествие
Цель: Развивать у детей желание играть вместе, тренировать внимание, сосредоточенность, учить детей терпеливости, способствовать преодолению детской застенчивости.
Необходимые оборудование: фотографии или картинки с изображением лошади, машины, парохода, самолета, бубенчики и ленты на дуге, руль с гудком, капитанская фуражка, штурвал.
Примерный ход: Воспитатель предлагает детям поиграть – отправиться в путешествие. Все вместе вспоминают, какие виды транспорта люди используют в дальних поездках. Затем педегог показывает картинку, один из детей действиями её иллюстрирует, остальные повторяют его движения. Воспитатель показывает следующую картинку, ребёнок меняется, и игра продолжается.
Ласковые имена.
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение одного ребенка к другому.
Примерный ход: Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Серёженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот , кто назвал больше ласковых имён.
Подарок.
Цель игры: Научить детей проявлять внимание и щедрость по отношению к окружающим.
Ход игры: В группе детей выбирается водящий – предполагаемый именинник. Воспитатель предлагает детям немного пофантазировать и подобрать подарок имениннику. Подарок может быть любым, даже необычным, фантастическим. Водящий внимательно выслушивает участников и затем говорит, какой подарок ему действительно хотелось бы получить.
Мостик.
Цель игры: развивать взаимное доверие в детях, привить им чувство взаимовыручки.
Необходимое оборудование: любой плотный платок или шарф.
Ход игры: игра проводится в парах. В каждой паре одному из участников завязывают глаза. Задача другого участника – провести партнера по тонкому мостику (сделанному из полосок бумаги) над воображаемой глубокой пропастью. Для усложнения задания можно создать различные препятствия на пути игроков. Например, в мостике может не хватать звеньев, и тогда нужно либо делать широкий шаг, либо прыгать. Или путь низко свисают лианы- тогда, проходя под ними, вы будите прогибаться к земле или проползать. Затем пары меняются так, чтобы все участники побывали и в роли ведущего, и в роли ведомого.
Доктор вежливых наук
Цель игры: научить отзывчивости и вежливости.
Необходимое оборудование: набор призовых фишек, диплом доктора вежливых наук, головной убор профессора.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в вежливую игру. Самому вежливому игроку присудят звание профессора вежливых наук. Дети по очереди называют по одному слову, которое должно быть либо вежливым ( спасибо, пожалуйста, извините), либо дающим положительную оценку кому-либо или чему-либо( красивый, добрый, бескорыстный). За каждое названное слово игрок получает одну игровую фишку. Если ребенку не удается сразу найти вежливое слово, то он уступает очередь следующему участнику игры. Игра заканчивается, когда все слова исчерпаны, а фишки розданы участникам игры. После этого ведущий подсчитывает баллы ( по одному баллу за каждую игровую фишку) и подводятся итоги: игрок, который «нашел» больше вежливых слов, объявляется доктором вежливых наук, награждается дипломом, в котором вписывается его имя, и профессорская шапочка.
Поступаем правильно
Цель игры: дать детям понять о хороших и плохих поступках и уметь анализировать их. Развивать вежливость, умение вежливо обращаться к товарищам.
Необходимое оборудование: парные картинки по одной теме, одна из картинок изображает плохой поступок, а второй – хороший.
Ход игры: Воспитатель разъясняет детям, какие поступки можно называть хорошими, а какие- плохими. Затем предлагает детям привести примеры плохих и хороших поступков. После этого игра начинается. Воспитатель раздает каждому игроку по две карточки: одна изображает хороший поступок, а вторая – плохой. Карточки должны быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока. Задача каждого игрока – найти пару к обеим картинкам. Детям придется пообщаться с другими игроками, сравнить рисунки на своих карточках с другими. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети вежливо обращались друг к другу. После того как все пары найдены, игроки описывают сюжет картинок, почему они пришли к тому или иному мнению. После игры воспитатель подводит итог всему сказанному детьми.
А что сказали бы вы?
Цель игры: дать детям понять о хороших и плохих поступках, воспитывать чувство дружбы, умение делиться.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть. В ходе игры он предлагает детям ситуацию и дает три варианта ответа того, как на нее следует отвечать. Задача детей-выбрать из трех вариантов ответов верный. Например, воспитатель обыгрывает следующие ситуации:
- «Мама дала тебе конфетку. Что вы на это скажите?
- дай мне еще одну;
- я такие не люблю , дай мне другую;
- спасибо.
- Твой друг просит у тебя игрушку. Что ты ему ответишь?
- мне нужна она самому;
- бери, пожалуйста;
- я дам тебе, если только ты дашь мне свою.
- Бабушка просит тебя помочь ей помыть посуду. Что ты ей скажешь?
- не хочу;
- конечно;
- я устал, сама помою.
Задача игроков - выбрать правильный вариант. Если игроки, по какой то причине ошибаются, воспитатель не оставляет эту ошибку без внимания: важно объяснить, почему именно этот, а не другой варианты ответа является верным. Воспитатель должен сказать, что хорошие, вежливые слова должны подтверждаться действиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/01/picture-171531-1357033220.jpg)
Формирование нравственных качеств дошкольников на основе этнокультурного материала
В статье описана работа детского сада над проблемой воспитания у дошкольников духовно-нравственных качеств...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-320063-1382289733.jpg)
Театрализованная деятельность, как средство формирования нравственных качеств дошкольников
какие сказки используют при театрализации, для формирования нравственных качест дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/02/picture-362899-1388672451.jpg)
Формирование нравственных качеств дошкольников средствами музыки
Данные материал позволяет определить значение и роль музыки в жизни, воспитании, созданиии ценностных категорий дошкольников, позволяет определить взаимосвязь воспитания моральных качест в стано...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/19/picture-143653-1489914323.jpg)
Консультация для воспитателей "ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ"
консультация для воспитателей...
Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников/
Консультация для родителей.«Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/28/picture-727525-1461860927.jpg)
Выступление на педагогическом совете: Опыт работы по творческой теме «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»
Опыт работы по творческой теме: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/28/picture-727525-1461860927.jpg)
Методическое пособие: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»
Методическое пособие: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...