Родительское собрание по правовому воспитанию в подготовительной группе «Защита прав и достоинств ребёнка»
методическая разработка (подготовительная группа)
Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений на основе изучения статей «Конвенция о правах ребенка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_1.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание по теме
«Защита прав и достоинств ребёнка»
Воспитатель: Логунова Е.А.
Цель: Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений на основе изучения статей «Конвенция о правах ребенка»
Под музыку в зал вбегают дети.
1-й ребёнок
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты!
2-й ребёнок
Пусть дети живут, смеются звонко,
Подрастают с каждым днём.
Пусть у каждого ребёнка
Будет светлый, тёплый дом!
3-й ребёнок
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
4-й ребёнок
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить.
Чтобы горе исчезло.
Пропала беда,
Чтобы яркое солнце
Светило всегда!
Дети поют песню «Пусть всегда будет солнце!».
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребёнка.
Нет, уйду я насовсем!
А то я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу,
Земляники припасу.
Хорошо жить в шалаше
И домой не хочется.
Мне, как папе, по душе
Одиночество.
Пруд заброшенный найду,
В чаще спрятанный,
Разговоры заведу с лягушатами.
Буду слушать птичий свист
Утром в перелеске.
Только я же – футболист,
А играть-то не с кем!
Хорошо жить в шалаше,
Только плохо на душе!
А. Барто
Ведущий задаёт родителям вопросы.
- Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?
- Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?
- Бывает ли у вас такое желание и настроение?
- Почему оно у вас появляется?
- Какая этому причина?
Сообщение по теме «Детско-родительские отношения в современных семьях»
По данным статистики, практически большую часть российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных.
Затянувшийся экономический кризис привёл к тому, что большинство российских семей попали в разряд необеспеченных или нищих. По последним данным, наблюдается увеличение младенческой смертности, высоко заболеваемость матерей, в 30 регионах России впервые после Великой Отечественной войны показатели смертности превысили показатели рождаемости. Растёт число детей, рождённых вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий.
Всё это не может сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми.
Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально – экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений.
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращения в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессами. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплёскивают на тех, «кто под руку попадётся», чаще всего – на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.
Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т. п., то почти каждый ребёнок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости. Давления со стороны своих родителей.
Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют. К самым неправильным, неблагоприятным формам следует отнести физическое воздействие.
85% родителей справедливо считают, что ударить ребёнка – означает нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11% - использование ремня как вида наказания.
Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлёпающая своего ребёнка со словами: «Драться нехорошо!» Вряд ли малыш поймёт. Что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь добиться послушания.
К физическим наказаниям не следует прибегать потому, что обычно после них ребёнок ведёт себя по-другому только в присутствии того, кто его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребёнке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то заставил.
Речевая агрессия (ругань, оскорбления). Подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведёт лишь к тому, что ребёнок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.
Весьма распространённой формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребёнка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребёнка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нём заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять её нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.
Довольно распространённым в семье является наказание естественными последствиями, состоящее в лишении ребёнка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т. п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребёнок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. Применяя наказания «естественными последствиями», нельзя лишать ребёнка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.
Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний.
Известный российский психолог Владимир Леви написал «Семь правил для всех».
Наказывая, подумай: «Зачем?»
- Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать…
- Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли. Что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
- За один раз – одно! Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу. А не по одному – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души! Наказание – не за счёт любви, что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
- Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные родители ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребёнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск душевного развития.
- Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!
- Наказание без унижения. Что бы то ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает. Что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!
- Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения…
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание права каждого ребёнка.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.
Семейный кодекс РФ гарантирует права ребёнка и применяет меру: «лишение родительских прав» при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребёнка.
Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребёнка на уважение его человеческого достоинства.
Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ним запрещены».
Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребёнка предметом подражания. Если обратить внимание на слова и действия ребёнка, легко понять особенности взаимоотношений взрослых в семье. Замечено, что в наибольшей степени агрессивность ребёнка проявляется в игре с куклами, по отношению к младшим и физически слабым детям, к животным и т. д.
Нелюбовь, неприязнь к ребёнку родителей вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и соответственно агрессивные проявления.
Интересно отметить расхождения в ответах детей и их родителей о наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно показывает, что родители отдают себе отчёт, какие методы были бы наиболее действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и привычные – физические наказания и ругань.
Наблюдения свидетельствуют о значительном количестве семей, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребёнок беспомощен, жизнь его наполнена чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому здоровью ребёнка.
Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для ребёнка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости.
Добрые слова, обращённые к своим родителям, желание детей получать ответное внимание и ласку, должны стать нормой в детско-родительских отношениях!
Наказания – поощрения
Ведущий. Чтобы подкрепить желательное поведение ребёнка, родители используют поощрения. И наоборот, чтобы прервать его нежелательное поведение, используют наказания.
Родители составляют список используемых ими поощрений и наказаний.
Используемые наказания | Используемые поощрения |
|
|
Звучит аудиозапись детских ответов на тему «Какое наказание для меня самое страшное и какое поощрение наиболее желаемо».
Наиболее желаемое поощрение | Самое страшное наказание |
|
|
Ведущий. «Каждый ребёнок обладает правами», - сказано в Конвенции ООН. Одно из них – это право на любовь и заботу.
Ведущий показывает родителям рисунки детей на тему «Право на любовь».
Тренинг «Билль о правах»
Упражнение разработано Е. И. Лебедевой и Д. И. Ежовым для «Тренинга эффективного взаимодействия взрослого и ребёнка». Институт тренинга.
Ведущий делит группу родителей на две половины. Одна – представляет детей. А другая – родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. Необходимо напомнить «детям», что они должны писать свои права, исходя из своих детских ролей, для этого можно встать на место собственного ребёнка – дошкольника или вспомнить себя в детстве.
После небольшой подготовки «родители» и «дети» начинают предъявлять права друг другу. Причём каждое право может быть внесено в список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении.
Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.
Права родителей | Права детей – дошкольников |
|
|
Ведущий. Нашу сегодняшнюю встречу я хочу завершить прекрасным стихотворением:
Язык чужой обиды и печали
Волшебник изучает с детских лет,
Его вселять надежду обучали –
И это основной его предмет.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
Таким волшебником может стать каждый из вас. Главное – захотеть. Важно научить своё сердце быть чутким и добрым, окружить заботой и вниманием своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания на тему:"Защита прав и достоинства ребёнка"
Родительское собрание "Защита прав и достоинства ребенка». Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка. дать детям элементарные знания и представле...
Конспект по правовому воспитанию в подготовительной группе "Мои права"
Закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях....
Образовательная ситуация по правовому воспитанию в подготовительной группе "Наши права"
Занятие соответствующее ФГОС ДО, на основе деятельностного подхода, как организации познавательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальн...
Конспект родительского собрания в старшей группе "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье"
Конспект родительского собрания в старшей группе "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье"...
Конспект занятия по нравственно-правовому воспитанию в подготовительной группе "Большие права маленького гражданина"
Данное занятие знакомит дошкольников с их правами....
Родительское собрание по правовому воспитанию в подготовительной группе «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить! Защита прав и достоинства маленького ребёнка»
Цель: Формирование у родителей знаний о законодательстве, правах и обязанностях человека...