Статья "Конкуренция родителей и гаджетов за внимание малыша в условиях цифровой среды"
статья
Статья будет полезна педагогическим работникам дошкольных учреждений. Это готовый материал для выступления перед родителями на общих родительских собраниях. В статье объясняется почему современные малыши так привязаны к гаджетам и что необходимо делать родителям, чтобы выдержать эту непростую конкуренцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gadzhety_i_deti.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Конкуренция родителей и гаджетов за внимание малыша в условиях цифровой среды»
В последние годы происходит широкое распространение и неоправданно раннее знакомство детей с электронными гаджетами (планшетными устройствами, игровыми приставками, мобильными телефонами). Родители считают их цивилизованными средствами для утешения, отвлечения и развития детей. Эта позиция отцов и матерей подкрепляется еще и тем, что электронные игрушки, занимая внимание детей, позволяют родителям освободить время и силы для работы и личной жизни.
Малолетние пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности в контактах с родителями и детьми. Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в развитии детей и теряют способность влиять на поведение ребенка.
Ослабление и обеднение связей между родителями и детьми, иногда доходящее до полного непонимания и отчуждения, различные варианты бегства от реальности в виртуальные удовольствия, снижение управляемости поведением детей уже достигли масштабов глобальной проблемы, заслуживающей всеобщего внимания и обсуждения.
Электронные игрушки способствовали появлению поколения детей, которые «учатся стрелять раньше, чем разговаривать», Возникает вопрос: Какими станут они?...»
Для соблюдения главной заповеди медицины «Не навреди» нужно хорошо представлять нормальный, сформированный веками алгоритм биологического, психического, социального и духовного развития ребенка
Возраст от 0 до 3 лет — это период интенсивного формирования речи и освоения родного языка, развития памяти, внимания, наглядно-действенного мышления . В этом возрасте возникают особые эмоциональные отношения с близкими. Ребенок знакомится с границами и правилами окружающего мира и пытается подчинять им свое поведение. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые суррогатные «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку.
Доминирующей высшей психической функцией ребенка до 3 лет является восприятие — зрительное, слуховое, кинестетическое. Манипуляции с планшетом заменяют эмоционально насыщенное познание мира и человеческих отношений.
Детей привлекает сенсорный опыт, получаемый без особых усилий, от техногенных приспособлений (оживающие, трансформирующиеся под пальцами картинки, многообразие цветов, форм, графических композиций, иллюзии объемности и глубины пространства, богатое звуковое сопровождение, ощущение вибрации). Нажатие кнопок, прикосновение к экрану планшета сопровождается изменением содержания, что у детей раннего возраста часто выступает в качестве желаемого игрового результата
Нельзя игнорировать и то, что эволюционно артикуляционный аппарат ребенка с рождения готов к произношению звуков, но для развития речи (т.е. умения посредством слов излагать свои мысли в устной и письменной форме) требуется время. Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни невозможно без детско-родительского общения.
Исключительно мотивация постичь мир взрослых заставляет ребенка трудиться над расширением активного словаря, над шлифовкой правильного произношения. Желание быть понятым, услышанным, сообщать о своих потребностях, делиться фантазиями и размышлениями (наполненное смыслом общение со значимым взрослым) — это движущая сила речевого развития.
Позитивно окрашенная реакция родителей, их заинтересованное внимание к речи ребенка, эмоционально насыщенное ежедневное общение, чтение книг, заучивание стихов и песенок, комментарии, адресованные ребенку родителями по поводу происходящего на улице и дома, все это способствует развитию речи дошкольников.
Для эффективного общения ребенок должен уметь организовать взаимодействие с другими детьми, слушать и слышать собеседника, понимать специфику коммуникативной ситуации и выходить из конфликта, адекватно реагировать на поступки и высказывания других. Освоить эти коммуникативные навыки можно только в процессе общения .
По мнению большинства родителей, знакомство с гаджетом не способствовало развитию диалоговой речи, а лишь усугубляло коммуникативные проблемы ребенка. Так, трудности в общении отмечаются у 25% из 100% здоровых детей.
По данным проведенного анкетирования родителей, были выявлены следующие семейные факторы риска нарушения коммуникативного поведения:
Внедрение в жизненное пространство гаджетов оказало влияние не только на формирование устной речи, но и привело к зарождению особого вида письменной речи (SMS) без орфографических и синтаксических правил и форм вежливости, главной особенностью которой стали краткость и минимум нажатий клавиш.
По мере взросления современные дети все чаще «слушают глазами», читая SMS-сообщения и переписку в чате, и «разговаривают пальцами». Ведущие нейропсихологи свидетельствуют о неуклонно и повсеместно надвигающейся драме — «утрате современными детьми родного языка — несущей оси сознания» .
Период дошкольного детства — это время знакомства с социальной средой вне рамок семьи, встраивание в систему социальных отношений путем постепенного узнавания и принятия правил, диктуемых данным сообществом. На фоне возрастающего интереса к миру человеческих отношений, желания активно участвовать в жизни «взрослых», не будучи взрослыми, у детей рождается важнейшее новообразование дошкольного детства — ролевая игра, в процессе которой они берут на себя роль взрослых, воспроизводят отношения и деятельность взрослых.
В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку рождается смысл поступков и действий
Необходимость подчинения правилам и запретам, следование сюжету, выполнение игровых условий, умение договариваться с другими детьми, участвующими в игре, все это позволяет рассматривать ролевую игру как неотъемлемую часть процесса формирования произвольной регуляции собственного поведения и деятельности.
Компьютерная игра в исполнении дошкольника имеет другую психосоциальную структуру. В ней идёт погружение в мир звуков и ярких цветовых эффектов, многократный повтор действия для достижения результата, малоосмысленное продвижение по уровням сложности, попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.
«Иллюзия выбора» позволяет ребенку выбирать не стратегию поведения и деятельности, а лишь второстепенные детали (вид питомца, тип одежды, спортивного инвентаря или оружия, внешний вид персонажа и т.д.).
Эта игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. Но она привлекает сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу — включу, захочу — выключу»), примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей. Игры с явно агрессивной тематикой формируют разрешенное агрессивное поведение, которое без должного критического отношения к нему переносится детьми в социум.
Необходимо осознавать влияние ранней компьютеризации детей на формирование и функционирование семьи. Невозможно прожить настоящее детство в мире, где слишком многие взрослые отказались выполнять роль родителей.
Роль значимого взрослого — обеспечивать поддержку и эмоциональное принятие ребенка, что будет способствовать формированию доверия ребенка к миру.
Проведение ребенком раннего возраста досуга с планшетом или компьютерной игрой не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на качестве детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется, постепенно родитель воспринимается как «хранитель гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.
Образ жизни родителей, проводящих с планшетом или компьютером весь остаток дня (завершая начатую днем работу, читая книги, сражаясь в виртуальном пространстве или наслаждаясь просмотром фильма), может способствовать формированию у ребенка убежденности в значимости и важности данного вида деятельности и принятии его в качестве примера для подражания.
В большинстве семей раннее знакомство с компьютером, освоение ребенком игровых программ воспринимаются как его достижение, проявление его сообразительности и способности быстро, без разъяснений и инструкций разобраться со сложной техникой.
В «докомпьютерную» эпоху ребенок не мог оказаться на равных с родителями, занимаясь физическим или интеллектуальным трудом. Он знал, для того чтобы стать «как папа», ему надо вырасти, приобрести знания, умения и навыки. В современных условиях для ребенка, ориентирующегося в компьютере наравне с членами своей семьи, становится неочевидным родительское право на доминирование («Я играю лучше папы в эту игру, значит, я такой же умный, как он, и почему тогда он мною командует?»).
Доминирующим становится родитель, обладающий правом открывать доступ к гаджету. Закономерны проблемы неподчинения взрослым и снижение авторитета родителей, что находит отражение в изменении семейной структуры.
Какую же роль компьютер играет в современной семье? Только ту, которую ему отведет семья, только те функции возьмет он на себя, которые родители готовы ему делегировать.
Если ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно «зависает» с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей.
Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска деградации психических функций и поведения детей, семей и общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Просветительская статья для родителей «На что обращать внимание родителям малышей раннего возраста»
Просветительская статья для родителей «На что обращать внимание родителям малышей раннего возраста»...
Мастер-класс для родителей: «Игры для развития внимания в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей:«Игры для развития внимания в домашних условиях» Цель: раскрыть педагогическое значение развивающих игр. Обратить внимание родителей на то, что у ребен...
Правила построения эффективной коммуникации педагога с родителями в цифровой среде
Правила построения эффективной коммуникации педагога с родителями в цифровой среде...
Консультация для родителей "Развиваем слуховое внимание малыша 2-3х лет"
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернут...
Цифровая среда как средство развития речи детей нового поколения при сотрудничестве педагогов, детей и родителей
Диагностика дошкольников в начале учебного года показывает утяжеление речевых нарушений у детей. Выросло число детей с дизартрией, нарушения звукопроизношения при которой бывает достаточно сложно устр...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
В статье раскрыт вопрос формирования физических качеств детей старшего школьного возраста, которое происходит с помощью методов ИКТ. Рассмотрена необходимость физического развития детей, а также...
Совершенствование умений педагогов коммуницировать в цифровой среде в условиях дошкольного образовательного учреждения
В статье представлены организационно-педагогические условия организации коммуникации педагогов ДОУ в цифровой среде...