Цифровая среда как средство развития речи детей нового поколения при сотрудничестве педагогов, детей и родителей
статья (средняя группа)

Леонова Марина Борисовна

Диагностика дошкольников в начале учебного года показывает утяжеление речевых нарушений у детей. Выросло число детей с дизартрией, нарушения звукопроизношения при которой бывает достаточно сложно устранить. Возникает необходимость раннего логопедического воздействия.

 Это дети нового поколения, которое родилось в эпоху интернета. Для них даже придуман такой термин – «Дети нового поколения». Они с полутора лет легко управляются с планшетом или телефоном, но при этом их речевая функция недоразвита. Это часто вводит в заблуждение родителей, которые считают такое умение определенным достижением, забывая о том, что речевое общение необходимо ребенку гораздо в большей степени, чем электронные игры.

         Из вышесказанного следует, что проводить коррекционную работу с детьми по развитию речи надо с применением современных образовательных технологий, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, которые помогают эффективно осуществить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками. Появляется возможность применения компьютеров и планшетов, которыми так увлечены дети, во благо.

         Необходимо так же отметить, что  есть дети, которые часто болеют и не могут посещать детский сад в полном объеме. Они остаются без логопедической помощи.  Поэтому  так же необходимо создать такую педагогическую практику, которая позволяла бы родителям получить  информацию логопедической направленности и применить ее на практике дистанционно (с использованием современных цифровых устройств).

       Цель использования цифровой среды в ДОУ заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка.

        В нашем детском саду работа по развитию речи детей проходит в тесном сотрудничестве воспитателей, учителя дефектолога, учителя логопеда и родителей. Воспитатели являются связующим звеном  в этой цепи коррекционной работы. Создано единое информационно-образовательное пространство, которое помогает эффективно сотрудничать всем участникам образовательного процесса.

     На первой организационной встречи педагогов с родителями объясняем, что использование в образовательном процессе цифрового ресурса позволяет повысить интерес детей к обучению и помочь в усвоении ими учебного материала.

     Составляем план работы по данному направлению:

- создание электронной почты, ссылки на группу сайта ДОУ;

- определение тем для видео, их последовательности;

-обговариваем с родителями организацию съёмок видеоматериалов, обеспечение материально-технической базы и отслеживание выполнения упражнений детьми;

- оказание периодической консультативной помощи  родителям.

Важное условие – наличие контактов с адресами электронной почты всех родителей.

     В работе с применением цифровых образовательных ресурсов обязательно выполняем санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режиму работы в ДОУ.

     Опыт работы показывает,  что информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей большой интерес, а так же позволяет увеличить объём материала для ознакомления: расширяются представления об окружающем мире, обогащается словарный запас, обеспечивается качественная наглядность материала. Движения, звук, мультипликация привлекает внимание дошкольника. В процессе работы за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, у него повышается самооценка.

Работа проходит по следующим направлениям:

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование лексико-грамматических средств языка, развитие словаря;

- развитие связной речи;

- подготовка детей к обучению грамоте.

     Для восприятия неречевых звуков аудио-техника помогает воссоздавать заданные слуховые ассоциации: «идёт дождь», «тикают часы», «быстрые или медленные шаги», «движется поезд»,  голоса животных и т. д.

     Для активизации и обогащения словаря используем электронный вариант картинок:

- игры «Назови правильно», «Что лишнее», «Чего не стало» формируют умение называть предметы;

- игры «Противоположности», «Скажи наоборот» учат детей не путать противоположные понятия (антонимы).

- игры по лексическим темам: «Транспорт», «Деревья», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Животные» формируют умение называть и классифицировать предметы;

- игры «Назови детёнышей животных», «Один-много», «Чья это мама», «Скажи ласково» формируют навыки словоизменения и словообразования.

     Хорошую результативность показала работа с использованием игр в виде мнемотаблиц а так же электронные сказки «Заюшкина избушка», «Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть». У воспитанников формируется умение называть действия героев, воспроизводить короткие диалоги из сказок и прибауток,  увеличивается словарный запас.

    Используем мнемотаблицы для проведения речевой гимнастики, правильного звукопроизношения скороговорок, при заучивании стихов. Дети повторяют рифмы стихотворений, песенок в играх с пальчиками.

При составлении описательных рассказов используем картинки в виде слайдов презентации. Для составления рассказов используем электронный вариант репродукций картин известных художников.

     Занятия с компьютером проводим индивидуально, подгруппами.

При проведении фронтальных занятий используем мультимедийное оборудование: экран, медиапроектор.  Совместно разрабатываем презентацию в соответствии с темой, задачами и уровнем речевого развития воспитанников. В изготовлении слайдой к презентации на тему «Семья» принимали участие дети и родители.

     Родители участвуют в подборе дополнительного материала к занятиям, оформлении групповой документации, редактировании фотографий. Принимают активное участие в снятии на видеокамеры видеороликов на темы: «Соблюдай правила дорожного движения», «Наши домашние питомцы», «Покормим птиц зимой» с акцентом на правильное произношение звуков детьми, связную речь.

Большую часть родителей мы смогли привлечь к активному участию в групповом проекте  на тему: «Развитие связной речи детей 5-6 лет посредством использования цифровой среды в детском саду».

Отметим, использование информационных технологий улучшило качество домашней работы родителями с детьми по развитию речи.

     Современная цифровая образовательная среда в детском саду способствует более тесному и более качественному взаимодействию педагогического коллектива детского сада, детей и родителей.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2023_02_18.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровая среда как средство развития речи детей нового поколения при сотрудничестве педагогов, детей и родителей.

     Диагностика дошкольников в начале учебного года показывает утяжеление речевых нарушений у детей. Выросло число детей с дизартрией, нарушения звукопроизношения при которой бывает достаточно сложно устранить. Возникает необходимость раннего логопедического воздействия.

 Это дети нового поколения, которое родилось в эпоху интернета. Для них даже придуман такой термин – «Дети нового поколения». Они с полутора лет легко управляются с планшетом или телефоном, но при этом их речевая функция недоразвита. Это часто вводит в заблуждение родителей, которые считают такое умение определенным достижением, забывая о том, что речевое общение необходимо ребенку гораздо в большей степени, чем электронные игры.

         Из вышесказанного следует, что проводить коррекционную работу с детьми по развитию речи надо с применением современных образовательных технологий, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, которые помогают эффективно осуществить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками. Появляется возможность применения компьютеров и планшетов, которыми так увлечены дети, во благо.

         Необходимо так же отметить, что  есть дети, которые часто болеют и не могут посещать детский сад в полном объеме. Они остаются без логопедической помощи.  Поэтому  так же необходимо создать такую педагогическую практику, которая позволяла бы родителям получить  информацию логопедической направленности и применить ее на практике дистанционно (с использованием современных цифровых устройств).

       Цель использования цифровой среды в ДОУ заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка.

        В нашем детском саду работа по развитию речи детей проходит в тесном сотрудничестве воспитателей, учителя дефектолога, учителя логопеда и родителей. Воспитатели являются связующим звеном  в этой цепи коррекционной работы. Создано единое информационно-образовательное пространство, которое помогает эффективно сотрудничать всем участникам образовательного процесса.

     На первой организационной встречи педагогов с родителями объясняем, что использование в образовательном процессе цифрового ресурса позволяет повысить интерес детей к обучению и помочь в усвоении ими учебного материала.

     Составляем план работы по данному направлению:

- создание электронной почты, ссылки на группу сайта ДОУ;

- определение тем для видео, их последовательности;

-обговариваем с родителями организацию съёмок видеоматериалов, обеспечение материально-технической базы и отслеживание выполнения упражнений детьми;

- оказание периодической консультативной помощи  родителям.

Важное условие – наличие контактов с адресами электронной почты всех родителей.

     В работе с применением цифровых образовательных ресурсов обязательно выполняем санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режиму работы в ДОУ.

     Опыт работы показывает,  что информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей большой интерес, а так же позволяет увеличить объём материала для ознакомления: расширяются представления об окружающем мире, обогащается словарный запас, обеспечивается качественная наглядность материала. Движения, звук, мультипликация привлекает внимание дошкольника. В процессе работы за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, у него повышается самооценка.

Работа проходит по следующим направлениям:

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование лексико-грамматических средств языка, развитие словаря;

- развитие связной речи;

- подготовка детей к обучению грамоте.

     Для восприятия неречевых звуков аудио-техника помогает воссоздавать заданные слуховые ассоциации: «идёт дождь», «тикают часы», «быстрые или медленные шаги», «движется поезд»,  голоса животных и т. д.

     Для активизации и обогащения словаря используем электронный вариант картинок:

- игры «Назови правильно», «Что лишнее», «Чего не стало» формируют умение называть предметы;

- игры «Противоположности», «Скажи наоборот» учат детей не путать противоположные понятия (антонимы).

- игры по лексическим темам: «Транспорт», «Деревья», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Животные» формируют умение называть и классифицировать предметы;

- игры «Назови детёнышей животных», «Один-много», «Чья это мама», «Скажи ласково» формируют навыки словоизменения и словообразования.

     Хорошую результативность показала работа с использованием игр в виде мнемотаблиц а так же электронные сказки «Заюшкина избушка», «Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть». У воспитанников формируется умение называть действия героев, воспроизводить короткие диалоги из сказок и прибауток,  увеличивается словарный запас.

    Используем мнемотаблицы для проведения речевой гимнастики, правильного звукопроизношения скороговорок, при заучивании стихов. Дети повторяют рифмы стихотворений, песенок в играх с пальчиками.

При составлении описательных рассказов используем картинки в виде слайдов презентации. Для составления рассказов используем электронный вариант репродукций картин известных художников.

     Занятия с компьютером проводим индивидуально, подгруппами.

При проведении фронтальных занятий используем мультимедийное оборудование: экран, медиапроектор.  Совместно разрабатываем презентацию в соответствии с темой, задачами и уровнем речевого развития воспитанников. В изготовлении слайдой к презентации на тему «Семья» принимали участие дети и родители.

     Родители участвуют в подборе дополнительного материала к занятиям, оформлении групповой документации, редактировании фотографий. Принимают активное участие в снятии на видеокамеры видеороликов на темы: «Соблюдай правила дорожного движения», «Наши домашние питомцы», «Покормим птиц зимой» с акцентом на правильное произношение звуков детьми, связную речь.

Большую часть родителей мы смогли привлечь к активному участию в групповом проекте  на тему: «Развитие связной речи детей 5-6 лет посредством использования цифровой среды в детском саду».

Отметим, использование информационных технологий улучшило качество домашней работы родителями с детьми по развитию речи.

     Современная цифровая образовательная среда в детском саду способствует более тесному и более качественному взаимодействию педагогического коллектива детского сада, детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Тема: «Предметно-развивающая среда как средство развития речи детей пяти лет с ОНР»

В памятке даны рекомендации для родителей по работе с детьми пяти лет с ОНР дома. Предложенные приемы работы способствуют накоплению словарного запаса, развитию грамматического строя и связной ре...

Проект «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в 1-ой младшей группе»

Проект«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в    1-ой младшей группе»...

Презентация к пед совету:«Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»

laquo;Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

«Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей»

Познакомить коллег с требованиями к предметно - пространнственной среде в ДОУ по ФГОС...