Цифровая среда как средство развития речи детей нового поколения при сотрудничестве педагогов, детей и родителей
статья (средняя группа)
Диагностика дошкольников в начале учебного года показывает утяжеление речевых нарушений у детей. Выросло число детей с дизартрией, нарушения звукопроизношения при которой бывает достаточно сложно устранить. Возникает необходимость раннего логопедического воздействия.
Это дети нового поколения, которое родилось в эпоху интернета. Для них даже придуман такой термин – «Дети нового поколения». Они с полутора лет легко управляются с планшетом или телефоном, но при этом их речевая функция недоразвита. Это часто вводит в заблуждение родителей, которые считают такое умение определенным достижением, забывая о том, что речевое общение необходимо ребенку гораздо в большей степени, чем электронные игры.
Из вышесказанного следует, что проводить коррекционную работу с детьми по развитию речи надо с применением современных образовательных технологий, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, которые помогают эффективно осуществить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками. Появляется возможность применения компьютеров и планшетов, которыми так увлечены дети, во благо.
Необходимо так же отметить, что есть дети, которые часто болеют и не могут посещать детский сад в полном объеме. Они остаются без логопедической помощи. Поэтому так же необходимо создать такую педагогическую практику, которая позволяла бы родителям получить информацию логопедической направленности и применить ее на практике дистанционно (с использованием современных цифровых устройств).
Цель использования цифровой среды в ДОУ заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка.
В нашем детском саду работа по развитию речи детей проходит в тесном сотрудничестве воспитателей, учителя дефектолога, учителя логопеда и родителей. Воспитатели являются связующим звеном в этой цепи коррекционной работы. Создано единое информационно-образовательное пространство, которое помогает эффективно сотрудничать всем участникам образовательного процесса.
На первой организационной встречи педагогов с родителями объясняем, что использование в образовательном процессе цифрового ресурса позволяет повысить интерес детей к обучению и помочь в усвоении ими учебного материала.
Составляем план работы по данному направлению:
- создание электронной почты, ссылки на группу сайта ДОУ;
- определение тем для видео, их последовательности;
-обговариваем с родителями организацию съёмок видеоматериалов, обеспечение материально-технической базы и отслеживание выполнения упражнений детьми;
- оказание периодической консультативной помощи родителям.
Важное условие – наличие контактов с адресами электронной почты всех родителей.
В работе с применением цифровых образовательных ресурсов обязательно выполняем санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режиму работы в ДОУ.
Опыт работы показывает, что информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей большой интерес, а так же позволяет увеличить объём материала для ознакомления: расширяются представления об окружающем мире, обогащается словарный запас, обеспечивается качественная наглядность материала. Движения, звук, мультипликация привлекает внимание дошкольника. В процессе работы за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, у него повышается самооценка.
Работа проходит по следующим направлениям:
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование лексико-грамматических средств языка, развитие словаря;
- развитие связной речи;
- подготовка детей к обучению грамоте.
Для восприятия неречевых звуков аудио-техника помогает воссоздавать заданные слуховые ассоциации: «идёт дождь», «тикают часы», «быстрые или медленные шаги», «движется поезд», голоса животных и т. д.
Для активизации и обогащения словаря используем электронный вариант картинок:
- игры «Назови правильно», «Что лишнее», «Чего не стало» формируют умение называть предметы;
- игры «Противоположности», «Скажи наоборот» учат детей не путать противоположные понятия (антонимы).
- игры по лексическим темам: «Транспорт», «Деревья», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Животные» формируют умение называть и классифицировать предметы;
- игры «Назови детёнышей животных», «Один-много», «Чья это мама», «Скажи ласково» формируют навыки словоизменения и словообразования.
Хорошую результативность показала работа с использованием игр в виде мнемотаблиц а так же электронные сказки «Заюшкина избушка», «Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть». У воспитанников формируется умение называть действия героев, воспроизводить короткие диалоги из сказок и прибауток, увеличивается словарный запас.
Используем мнемотаблицы для проведения речевой гимнастики, правильного звукопроизношения скороговорок, при заучивании стихов. Дети повторяют рифмы стихотворений, песенок в играх с пальчиками.
При составлении описательных рассказов используем картинки в виде слайдов презентации. Для составления рассказов используем электронный вариант репродукций картин известных художников.
Занятия с компьютером проводим индивидуально, подгруппами.
При проведении фронтальных занятий используем мультимедийное оборудование: экран, медиапроектор. Совместно разрабатываем презентацию в соответствии с темой, задачами и уровнем речевого развития воспитанников. В изготовлении слайдой к презентации на тему «Семья» принимали участие дети и родители.
Родители участвуют в подборе дополнительного материала к занятиям, оформлении групповой документации, редактировании фотографий. Принимают активное участие в снятии на видеокамеры видеороликов на темы: «Соблюдай правила дорожного движения», «Наши домашние питомцы», «Покормим птиц зимой» с акцентом на правильное произношение звуков детьми, связную речь.
Большую часть родителей мы смогли привлечь к активному участию в групповом проекте на тему: «Развитие связной речи детей 5-6 лет посредством использования цифровой среды в детском саду».
Отметим, использование информационных технологий улучшило качество домашней работы родителями с детьми по развитию речи.
Современная цифровая образовательная среда в детском саду способствует более тесному и более качественному взаимодействию педагогического коллектива детского сада, детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2023_02_18.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Цифровая среда как средство развития речи детей нового поколения при сотрудничестве педагогов, детей и родителей.
Диагностика дошкольников в начале учебного года показывает утяжеление речевых нарушений у детей. Выросло число детей с дизартрией, нарушения звукопроизношения при которой бывает достаточно сложно устранить. Возникает необходимость раннего логопедического воздействия.
Это дети нового поколения, которое родилось в эпоху интернета. Для них даже придуман такой термин – «Дети нового поколения». Они с полутора лет легко управляются с планшетом или телефоном, но при этом их речевая функция недоразвита. Это часто вводит в заблуждение родителей, которые считают такое умение определенным достижением, забывая о том, что речевое общение необходимо ребенку гораздо в большей степени, чем электронные игры.
Из вышесказанного следует, что проводить коррекционную работу с детьми по развитию речи надо с применением современных образовательных технологий, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, которые помогают эффективно осуществить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками. Появляется возможность применения компьютеров и планшетов, которыми так увлечены дети, во благо.
Необходимо так же отметить, что есть дети, которые часто болеют и не могут посещать детский сад в полном объеме. Они остаются без логопедической помощи. Поэтому так же необходимо создать такую педагогическую практику, которая позволяла бы родителям получить информацию логопедической направленности и применить ее на практике дистанционно (с использованием современных цифровых устройств).
Цель использования цифровой среды в ДОУ заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка.
В нашем детском саду работа по развитию речи детей проходит в тесном сотрудничестве воспитателей, учителя дефектолога, учителя логопеда и родителей. Воспитатели являются связующим звеном в этой цепи коррекционной работы. Создано единое информационно-образовательное пространство, которое помогает эффективно сотрудничать всем участникам образовательного процесса.
На первой организационной встречи педагогов с родителями объясняем, что использование в образовательном процессе цифрового ресурса позволяет повысить интерес детей к обучению и помочь в усвоении ими учебного материала.
Составляем план работы по данному направлению:
- создание электронной почты, ссылки на группу сайта ДОУ;
- определение тем для видео, их последовательности;
-обговариваем с родителями организацию съёмок видеоматериалов, обеспечение материально-технической базы и отслеживание выполнения упражнений детьми;
- оказание периодической консультативной помощи родителям.
Важное условие – наличие контактов с адресами электронной почты всех родителей.
В работе с применением цифровых образовательных ресурсов обязательно выполняем санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режиму работы в ДОУ.
Опыт работы показывает, что информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей большой интерес, а так же позволяет увеличить объём материала для ознакомления: расширяются представления об окружающем мире, обогащается словарный запас, обеспечивается качественная наглядность материала. Движения, звук, мультипликация привлекает внимание дошкольника. В процессе работы за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, у него повышается самооценка.
Работа проходит по следующим направлениям:
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование лексико-грамматических средств языка, развитие словаря;
- развитие связной речи;
- подготовка детей к обучению грамоте.
Для восприятия неречевых звуков аудио-техника помогает воссоздавать заданные слуховые ассоциации: «идёт дождь», «тикают часы», «быстрые или медленные шаги», «движется поезд», голоса животных и т. д.
Для активизации и обогащения словаря используем электронный вариант картинок:
- игры «Назови правильно», «Что лишнее», «Чего не стало» формируют умение называть предметы;
- игры «Противоположности», «Скажи наоборот» учат детей не путать противоположные понятия (антонимы).
- игры по лексическим темам: «Транспорт», «Деревья», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Животные» формируют умение называть и классифицировать предметы;
- игры «Назови детёнышей животных», «Один-много», «Чья это мама», «Скажи ласково» формируют навыки словоизменения и словообразования.
Хорошую результативность показала работа с использованием игр в виде мнемотаблиц а так же электронные сказки «Заюшкина избушка», «Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть». У воспитанников формируется умение называть действия героев, воспроизводить короткие диалоги из сказок и прибауток, увеличивается словарный запас.
Используем мнемотаблицы для проведения речевой гимнастики, правильного звукопроизношения скороговорок, при заучивании стихов. Дети повторяют рифмы стихотворений, песенок в играх с пальчиками.
При составлении описательных рассказов используем картинки в виде слайдов презентации. Для составления рассказов используем электронный вариант репродукций картин известных художников.
Занятия с компьютером проводим индивидуально, подгруппами.
При проведении фронтальных занятий используем мультимедийное оборудование: экран, медиапроектор. Совместно разрабатываем презентацию в соответствии с темой, задачами и уровнем речевого развития воспитанников. В изготовлении слайдой к презентации на тему «Семья» принимали участие дети и родители.
Родители участвуют в подборе дополнительного материала к занятиям, оформлении групповой документации, редактировании фотографий. Принимают активное участие в снятии на видеокамеры видеороликов на темы: «Соблюдай правила дорожного движения», «Наши домашние питомцы», «Покормим птиц зимой» с акцентом на правильное произношение звуков детьми, связную речь.
Большую часть родителей мы смогли привлечь к активному участию в групповом проекте на тему: «Развитие связной речи детей 5-6 лет посредством использования цифровой среды в детском саду».
Отметим, использование информационных технологий улучшило качество домашней работы родителями с детьми по развитию речи.
Современная цифровая образовательная среда в детском саду способствует более тесному и более качественному взаимодействию педагогического коллектива детского сада, детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей Тема: «Предметно-развивающая среда как средство развития речи детей пяти лет с ОНР»
В памятке даны рекомендации для родителей по работе с детьми пяти лет с ОНР дома. Предложенные приемы работы способствуют накоплению словарного запаса, развитию грамматического строя и связной ре...
Проект «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в 1-ой младшей группе»
Проект«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в 1-ой младшей группе»...
Презентация к пед совету:«Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»
laquo;Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
«Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей»
Познакомить коллег с требованиями к предметно - пространнственной среде в ДОУ по ФГОС...