Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
консультация

Николаева Ульяна Владимировна

Материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
Музыкальное воспитание, развитие музыкального слуха детей дошкольного возраста.

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Вряд ли найдутся педагоги или родители, которые скажут: нет, нам это не интересно. Именно это и интересно!
Задача нас взрослых – научить ребенка не только одеваться, аккуратно кушать и говорить «спасибо», а научить учится (причем – легко учится), научить общаться, трудится, любить и быть любимым, видеть богатство мира и его многообразие, чувствовать его красоту и этим жить.
На первом месте должна быть задача развития эмоциональной сферы ребенка, без чего невозможно восприятие искусства.
В раннем возрасте возможности обучения профессиональным навыкам крайне ограничены: ребенок не может выполнять сложные движения, тяжело воспринимает знаки (ноты, буквы, цифры), но при этом обладает колоссальными способностями эмоционального восприятия и образным мышлением, но, благодаря возрастным особенностям, дети моментально входят в образ и начинают в нем жить. Протяни ребенку пустую ладонь и скажи: возьми яблоко! И он будет «брать», «откусывать», потому что этот предмет для него совершенно реален, в детях эта вера, эта готовность играть настолько ярко выражены, что и звуки они воспринимают как реальный образ.
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения.
Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Возраст от 3-х до 6 лет является сензитивным для того, чтобы развивать следующие "составляющие" личности ребенка посредством музыкального искусства:
-мышление как способность анализировать, видеть суть явлений, совершать осознанный выбор, осваивать различные типы поведения;
-чувственно-эмоциональную сферу (как спектр эмоциональных состояний), вариативность реакций (то есть не только смеяться или плакать), способности к сопереживанию, интереса к учебе, жизни, понимания своих и чужих чувств, умения управлять ими;
-личностные качества (как черты характера), например: жизнерадостность, лидерство, самостоятельность, ответственность, активность, уверенность в себе, независимость, доброжелательность, отзывчивость и другие качества современного человека;-пластика, красивые движения;
-танцевальная импровизация (создание и исполнение собственного танца);
-актерские способности (умение выражать себя и владение собой в разных ситуациях).
Методы обучения в семье.
Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.
Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).
Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко.
Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.
Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.
Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же ребенок не справляется с заданиями, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.
Формы организации музыкальной деятельности детей в семье.
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музыцирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музыцирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание записей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музыцирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.
Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий.
Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.
Музыка может звучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
Существует мнение что, что музыкальный слух есть у всех детей, однако далеко не все дети могут пропеть чисто и правильно даже простую песенку. Часто не получается потому, что ребенок не владеет своим голосом, слышит старается, но ничего не выходит . Для развития музыкального слуха нужно воспитать умение слушать и слышать. Пению, восприятию музыки ребёнка следует учить так же, как учить говорить.
С первых дней своей жизни ребенок слышит человеческую речь, воспринимает ее. Начинает говорить, подражая тому, что слышит. А что получается с музыкой, с пением?
Много ли ребенок слышит хорошей музыки, слушает ли взрослые дома классику, является ли музыка их жизненной необходимостью? Если в раннем детстве малыш слушает хорошую музыку, красивое чистое пение, то это войдет в его жизнь естественным образом.
Он будет слушать и петь сам, надо только подтолкнуть его к этому во время игры. Учиться, играя интересно всем, даже у взрослым, что уж говорить о детях.
Играя в солдатиков, например, можно одновременно послушать пьесу П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» из детского альбома. Пусть ребенок слышит в ней марширующих солдат, сражение, возвращение с победой. Предложите нарисовать то, что слушал в музыке.
В детском альбоме 24 пьесы, 24 эпизода из жизни ребенка. Три из них «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», расскажут трогательную историю про куклу, которую однажды забыли под дождем; кукла была тряпичной, поэтому промокла и заболела. Бедная девочка так огорчилась, что пришлось подарить ей новую куклу.
Слушая музыку вместе детьми, мы раскрываем им мир звуков. И в чем раньше начнем знакомить малыша с музыкой, тем лучше.
Ребенок, у которого много звуковых впечатлений, легче научиться петь. Конечно, хорошо когда малыш слышит красивое чистое пение. Подражая ему, он сам начинает петь.
Но не всегда бывает так. У некоторых детей музыкальный слух развивается медленно, и от взрослых, желающих помочь своим детям, требуется большое терпение и последовательные действия.
Сначала учим ребенка петь простые песенки на одном повторяющемся звуке. Песенку придумаем сами - возьмем любимые стихи и распоем их. Повторяем песенку несколько раз, это очень важно для того, чтобы она запомнилась. Песенку может петь птичка, и мишка, и кукла Маша (так дети узнают о высоких, низких, средних звуках).
Когда ребенок научится петь простую мелодию, повторяя один тот же звук, можно показать песенку посложнее - из двух звуков.
Покажем ребенку два колокольчика, один побольше - звук пониже, другой поменьше - звук повыше. Песенка колокольчиков состоит из двух звуков: динь-динь-динь-динь. Загорелся кошкин дом!
Вот так от простых песенок постепенно к более сложным, обязательно постоянно повторяя первые простые песенки, но повторяя не скучно, не однообразно, а каждый раз как бы по-новому.
Для песенок выбираем яркие, легко запоминающиеся стихи. Очень важно придумывать вместе с ребенком и слова и мелодию. Пусть первую песенку, почти всю, сочинил папа, но в следующий раз малыш попробует сделать все сам.
Радуйтесь успехам маленького композитора и не жалейте искренних похвал!
Для развития музыкального слуха необходимо и воспитание чувства ритма. Далеко не все дети могут правильно выдержать все длительности в песенке, прохлопать ладошками какой-нибудь ритмический рисунок.
Простучим в ладошки «Динь-дон». Нам взрослым кажется, что это простое дело, но не для детей, особенно маленьких. Воспитание должно быть последовательным.
Детям необходимо научиться повторять ровные, одинаковой длительности хлопки, запоминая их количество, затем нужно показать, что слова делятся на слоги.
Пропойте им следующую песенку: « Та-ня, Та-неч-ка, Та-ню-шеч-ка». Говорим и хлопаем в ладоши. После того, как ребенок это усвоит, проговорим и простучим маленькое стихотворение.
Ребенку можно объяснить, что звуки бывают длинные и короткие, показать движением руки (короткие и длинные взмахи) или нарисовать капельки дождя: крупные и мягкие. Можно объяснить, что долгие звуки соответствуют шагам, быстрые - бегу.
Ни в коем случае нельзя «давить» на ребенка. Не получается сегодня оставьте, в следующий раз он сделает больше.
Накапливаемые за этот период музыкальные впечатления во многом определяют дальнейшее отношение ребенка к музыке.
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности.
Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.
Встреча с музыкой - это всегда большая радость, живой интерес и желание самому ощутить себя в этом красивом многообразном мире - мире музыки.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

педагогический  опыт  работы  музыкального  руководителя  Терзьян  Надежды  Матевосовны...

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, чт...

РЕФЕРАТ на тему: «ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность  применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений  заключается  в   музыкально-сенсорном   развитии  и воспитании...