"Адаптация детей раннего возраста к ДОУ в условиях ФГОС ДО"
статья (младшая группа)
Адаптация детей раннего возраста к ДОУ в условиях ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
К ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
Вопрос об адаптации ребенка к условиям детского сада является очень актуальным, так как в любом возрасте ребенку не просто начинать посещать детский сад. Наступает волнения родителей, как быстро ребенок привыкнет к детскому саду? Как его примут в новом коллективе? Такие же проблемы решает воспитатель, принимающий в свою группу новичков. От того, насколько правильно и качественно будет организован процесс адаптации ребенка, зависит его дальнейшее пребывание в детском саду, умение социализироваться в обществе.
В последнее время данному вопросу уделяется достаточно внимание и главным событием последних двух лет стала разработка, принятие и внедрение Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования. Основным направлением нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников.
Одним из базовых положений ФГОС ДО, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно-психического и социально - психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Сохранение и укрепление здоровья становится основной воспитательной задачей, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создание комфортных и уважительных условий для каждого ребенка.
Адаптация, в переводе с латинского означает «приспособление». Умения приспосабливаться у ребенка раннего дошкольного возраста ограниченны. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, среде и коллективу должны взрослые. Большинство родителей, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно, поэтому именно в этот период очень важно сотрудничество семьи и детского сада, специалисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье.
Первое посещение ребенка дошкольного образовательного учреждения - это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка, - это отрыв от матери. Все эти факторы, как правило, приводят к изменению поведения ребенка, нарушению его физиологических потребностей: аппетита, сна, а также эмоционального состояния. У некоторых детей происходит потеря
уже имеющих наработанных навыков. Задача, стоящая перед сотрудниками детского сада в этот период, создать все условия, для того, чтобы сад стал для ребенка желанным. В адаптационный период особенно важно создать атмосферу доброжелательного, обеспечить каждому ребенку эмоциональный комфорт.
Вместе с тем, процесс адаптации у каждого ребенка проходит по-разному, в зависимости от его индивидуальных и физиологических
особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка. Именно в этот период важен индивидуальный подход к каждому ребенку. Для каждого малыша необходима создать все условия для реализации его потребностей.
Огромную роль для решения этой задачи играет правильно организованная развивающая среда, обеспечивающая максимальную реализацию образовательного потенциала. Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности (в том числе детей разного возраста), соответствующими материалами, что также прописано в ФГОС ДО.
Адаптация к детскому саду – это сложный процесс, сопровождающийся для ребёнка стрессом и другими негативными последствиями. При этом у ребенка раннего дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками только формируется. Из-за неумения договориться и несформированности навыков совместной игры часто возникают конфликты. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативные впечатления и, как результат, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Задача педагога предотвратить и постараться сгладить конфликтные ситуации, помочь сформироваться зарождающему коллективу, становлению личности каждого ребенка. Именно педагог призван управлять адаптационным процессом, привлекая к этому родителей, всех сотрудников дошкольного учреждения. Взрослые несут ответственность за содержание жизни ребенка, соблюдение его прав и реализацию его возможностей. Поэтому педагогическая поддержка, заключающая в оказании помощи ребенку в процессе определения его интересов и потребностей, реализации личностных в совершенно новых для него обстоятельствах, является необходимой мерой сопровождения процесса адаптации ребенка в ДОУ.
В основе педагогической деятельности воспитателей МБДОУ «Головчинский ДСКВ «Солнышко», лежит индивидуальный подход к каждому ребенку. В работе с детьми раннего возраста, в период адаптации, используются нетрадиционные методы рисования: рисование пальчиками, ладошками, носиками: рисование на крупах: гречке, рисе, манке и рисование предметами быта: ватными дисками и палочками, кусочками поролона.
Занятие изобразительным искусством помогают ребенку адаптироваться в детском саду. В рисунках отображается эмоциональное состояние ребенка. В рисунках он может выразить свое отношение к окружающему миру, получает возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Так же в работе используются элементы школы М. Монтессори. Совместно с родителями своими руками сделаны развивающие стенды, тактильные и развивающие коврики, различные пальчиковые и интеллектуальные игры, мягкие модули. Детям очень нравится играть с этими играми, которые позволяют каждому ребенку для себя найти интересное занятие.
В заключение следует отметить, что выработка единых требований
к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Список использованной литературы:
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие - Воронеж, «Учитель», 2006-236с.
2. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ Практическое пособие - 2-3 изд.-М.Айрис-пресс:2006-112с.
3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов Николаев 2005-76с.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача российской федерации от 15 мая №26(зарегистрировано Министерством юстиции Российской федерации 29 мая регистрационный номер
№28564).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнаук - М. ТЦ Сфера 2015-96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....