Взаимодействие семьи и педагога в формировании здоровья ребенка - дошкольника
материал

Чурина Оксана Ивановна

Взаимодействие семьи и педагога в формировании здоровья ребенка - дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и педагога в формировании здоровья

ребенка – дошкольника

Чурина О.И.,

воспитатель МБДОУ детского сада 13

Организация взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед нами.

Миссией группы является включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равно ответственных партнеров.

Совместная работа с семьей строится на следующих положениях, определяющих содержание организацию и методику:

  • Единство, т.е. цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, поэтому мы знакомим их с содержанием, методиками и приемами образовательной и физкультурно-оздоровительной работы, используем лучший опыт семейного воспитания.
  • Системность и последовательность работы (организована с учетом конкретного плана) в течение учебного года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагога и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.

Выявлены трудности е организации совместной работы с семьей, причинами которых, по мнению педагогов являются:

  • недостаточно высокий вровень психолого- педагогической культуры родителей;
  • недостаточная компетентность некоторых педагогов;
  • неполная информированность воспитателей в вопросах здоровьесбережения дома ив детском саду;
  • стремление воспитателей избежать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.

Создание благоприятных условий в детском саду имеет большое значение для воспитания здорового ребенка, однако, такие же условия должны быть созданы и в семье.

Сухомлинский писал: «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей».

Анкетный опрос родителей группы выявил:

  • Отсутствие системы закаливающих процедур;
  • Нарушение режима дня в выходные и праздничные дни;
  • Время препровождения у телевизора до 1,5-2 часов;
  • Лишение активной деятельности и недостаточного пребывания на свежем воздухе и т.д

Все это не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья детей, умственном и физическом развитии, снижении работоспособности, возникновении невротических  реакций.

Как выяснилось по анкетам, подавляющее большинство родителей основное внимание уделяют умственному и эстетическому воспитанию, обучая детей чтению, иностранному языку, рисованию, музыке. Всего 10% используют средства физического воспитания.

Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка и понимая тесную взаимосвязь данной работы, особое внимание мы уделяем постоянному совершенствованию педагогического мастерства, поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующих на многофакторном анализе внешних воздействий мониторинге состояния каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятия.

Основные направление сотрудничества дошкольного учреждения с семьей

  1. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании, развитии и обучении детей;
  2. Совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДОУ;
  3. Создание благоприятных условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности учреждения.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику

  1. Единство, достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, и когда семья знакомы с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной, коррекционнореабилитационной, профилактической и воспитательно - образовательной работой в детском саду.
  2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе их интересов и способностей
  4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей, на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитете педагога в семье, а родителей - в дошкольном учреждении.

В соответствии с этими положениями система работы с семьей включает:

  • Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  • Участие в составлении индивидуальных планов, программ оздоровления детей;
  • Целенаправленную        санпросветработу,        пропагандирующую
  • общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного оптимального и температурного режима и т.д.;
  • Ознакомление родителей с содержанием физкультурно- оздоровительной работы в учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
  • Ознакомление с лечебно- профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фототерапии, ароматерапии и т.д.).

Изучение состояния данных проблем показывает, что в дошкольном учреждении идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия семьями, которые позволяет достигнуть реального сотрудничества:

  • учет социального запрета (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
  • социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.);
  • использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно- информационных), поиск и внедрение новых нетрадиционных форм работы с семьей;
  • стремление к диалогу при организации работы с родителями;
  • «открытость» дошкольного учреждения для родителей;
  • систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала в области взаимодействия с семьей и др.
  • практикумы,
  • деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т.д.;
  • «Дни открытых дверей» с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на мини- стадионе, закаливающих и лечебных процедур;
  • совместные физкультурные досуги и праздники;
  • работа клуба «Здоровая семья»;
  • тематические выставки и т.д.;
  • «Разговор при свечах».
  • «День добрых дел»;
  • выпуск газеты «Расти здоровым», которая включает такие традиционные рубрики (« Тема дня», «Ищем выход»», «Вместе не стоим на месте», «Правильное воспитание и советы педагога»;
  • «Тематические рюкзачок»

Планировать работу с родителями невозможно без наличия информационных данных о семьях воспитанников. Ежегодно мы проводим мониторинговое исследование, целью которого является выяснение образовательного уровня родителей, возрастного цени, количества детей в семье, количества полных и неполных семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и педагога в воспитании нравственных чувств дошкольников.

Педагоги и психологи, занимающиеся развитием и воспитанием дошкольников, рассматривают отсутствие единых взглядов и подходов в вопросах воспитания ребенка как один из неблагоприятных факторов. С...

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ДОУ В ФОРМИРОВАНИИ ЗОЖ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается роль семьи и детского сада в формировании здорового образа жизни детей....

Консультация для педагогов «Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социализации дошкольника»

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Семья и детский сад, имея свои особые функ...

Взаимодействие семьи и педагога в воспитании нравственных чувств дошкольников.

      В современной педагогике убедительно доказано, что семья является первым социальным институтом формирования личности ребенка, в ней закладывается  фундамент его нравст...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ» ТЕМА: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

По теме «Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию представлений о безопасности жизнедеятельностиу дошкольников» представлена презентация....

Консультация для педагогов по теме: «Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социализации дошкольника»

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Семья и детский сад, имея свои особые функ...