Газета для родителей "Готовность к школе"
консультация (подготовительная группа)

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole_gazeta.docx312.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребёнка-

детский сад №1»

Консультационный центр

Тема выпуска:

«Готовность ребёнка к школе»

Советы психолога

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ".

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венгер).

У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.

Первые годы развития ребенка имеют громадное значение на все дальнейшее развитие, и от того, как поставлено дошкольное воспитание, в значительной мере зависит и организация школьного дела», - писала Н. А. Крупская. Особое значение имеет совершенствование всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшение подготовки детей дошкольного возраста к школе. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачки и решить её на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.

Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Консультация учителя-логопеда для родителей

«Подготовка ребенка к школе»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Подготовить ребенка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности, портфель, форму, создать праздник для ребенка 1 сентября…Настоящая подготовка начинается задолго до этого праздничного дня, лучше – за год или даже за два до школы, и от этого зависят его успехи в обучении.

Не перекладывайте свои обязанности на воспитательницу или учительницу первого класса! Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, совсем не обязательно иметь педагогическое образование!

Прежде всего у ребенка должна быть поставлена правильная, а так же красивая речь. В этом вашему ребенку конечно же сможет помочь логопед. С вопросом нужен ли ребенку логопед, обратимся к буклету и рассмотрим этот вопрос. (Буклет «нужен ли ребенку логопед?)


Рассмотрим подробнее, какие ошибки возникают у неподготовленных к школе детей на письме:
1) пропуски букв, даже слогов (дерево – дево, цыпленок - цыпенок);
2) перестановки букв (свет - всет);
3) замены букв (солнышко – соныско, крючок – клютёк, замок – самок, бабушка – пабушка и т.д.)
4) слитное написание слов (всаду, наземле…)

Да и почерк… Как курица лапой написала!
Всё это – не вина учительницы, а неумение родителей подготовить своего  ребенка к школе.  Чем же это объяснить и как помочь родителям предупредить трудности в овладении ребенком грамотой? А чтобы ваш ребенок мог красиво писать, должна быть развита мелкая моторика. Так же в кончиках пальцев находятся речевые окончания, которые так же играют большую роль в развитии речи ребенка. (Буклет «Развитие мелкой моторики»)

Трудности в овладении  структурой слова  заключаются в том, что ребенок до пяти-шести лет слышит и воспринимает  слово как единый звуковой комплекс, которым малыш овладевает в процессе слухоречевой имитационной памяти при восприятии бытовой, ситуативной речи.

Кроме того, трудности в овладении ребенком звуковой структурой слова можно объяснить  ещё и тем, что некоторые дети к 5-6 годам ещё не владеют правильным произнесением всех звуков.
Неверное произнесение соноров, шипящих, свистящих, отсутствие твердых либо мягких вариантов звуков  или смешение глухих и звонких  звуков: "д-т", "б-п", "з-с", "ф-в", "ж-ш", "г-к" и др., вариантов смешения и замен звуков, близких по артикуляции, встречаются очень часто.

Необходимо поговорить о том, почему важна артикуляционная гимнастика и для чего она нужна. А так же давайте перейдем к практике и научимся правильно выполнять упражнения. (Буклет «Артикуляционная гимнастика»). И только после артикуляционной гимнастики мы можем приступать к постановке звуков. (Буклеты по постановке звуков)

Советы по подготовке ребенка к школе:
1. Во-первых, не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте  с левой руки на правую.

2. Во-вторых, , учите ребенка схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, елку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребенка писать  буквы.

3. Следующий необходимый навык -штриховка.Научите ребенка заштриховывать  карандашами раскраски.  Воспитание аккуратности при заштриховывании фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.

4. Для того, чтобы, чтобы ваш малыш хорошо учился в школе, он должен с первых своих дней слышать красивую, четкую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.

5. Многие авторы большую роль отводят настольным играм, лото по классификации различных предметов обихода,транспорта, животных, , вплоть до более сложных игр, тоже  лото,например, по сказкам А.С. Пушкина. Во время таких игр активность повышается ребенка, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.

6. Подготовку к школе хорошо говорящего ребенка можно начинать в 4,5 - 5 лет, так как  именно в  этом возрасте малыш становится обучаемым, вы можете помочь ему слышать отдельные звуки. Легче всего дети выделяют гласные звуки о, а, у. Четкое попеременное артикулирование гласных является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ. Затем можно перейти к утрированному  произнесению звуков М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая – мышц кончика языка. Делать это надо эпизодически, во время игр. Помните, что если у ребенка пяти лет плохое произнесение звуков, то надо срочно обратиться к логопеду! Нарушения речи бывают разные, и сроки их преодоления могут продлиться не один месяц!

7. Полезно проводить с ребенком веселую  игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: "Муха летает? Дом летает? Пароход плавает? Самолет плавает?"  Затем с перечислением тех предметов, которые летают, плавают, относятся к группе слов, обозначающих посуду, мебель, и т.д.

8. В это же время ребенка можно обучать делению слов на слоги при помощи хлопков в ладоши. Ребенок от вас узнает, что такое "звук", "гласный звук", "согласный звук", "твердый, мягкий звук"... Он учится читать. Можно сшить или купить  ему "кассу" букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие и глухие согласные звуки, и ребенок уже сможет сложить слова: папа, мама, своё имя и другие.

9. Далее родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и  осмысливать окончания глаголов и существительных: «мальчик поет, сестра и брат поют» и определять, сколько слов во фразах. Ребенок уже вслушивается в вопросы: "Кто? Что делает?",  слышит предлоги и обозначает их буквами при складывании легких фраз.

10. Особое внимание следует уделить умению малыша пересказать любимую сказку или рассказ,  с обязательным умением употреблять имена героев фильма или сказки. Учите своё дитя  культуре речи, если вдруг он принесет в дом нецензурное слово, спросите его: "Разве я произношу такие слова? Так говорят только некультурные люди. По радио, телевизору таких слов никто не говорит. Не пачкай такими словами свой  язычок", либо сделайте вид, что не заметили его.

11. В пять-шесть лет малыш способен воспринимать  геометрические фигуры (треугольник, квадрат, овал, круг),  знак равенства (как две одинаковые черточки), ему можно показать, написание цифр в пределах десяти, ребенка можно обучить элементарным словам "прибавить" , "отнять", "получится",  решать легкие задачи на вычитание и сложение на знакомых  предметах.

12. Ориентироваться в часах пятилетнему малышу  трудновато, но он может уже знать написание некоторых цифр и следить за стрелочками. Кроме часов, хорошо, если ваше чадо будет знать названия нескольких стран и городов.  Малыш должен знать самых известных героев нашей Родины, а также имена нескольких авторов, написавших для детей  сказки.

13. Постепенно приучайте ребенка к порядку: свои игрушки малыш должен убирать вместе с вами, а потом – сам. Для карандашей, тетрадей, фломастеров,альбомов должно быть своё место.

14. Следите за правильной посадкой ребенка за столом. Если стол высоковат для него, можно на стул подложить книги или подушки.

15. Обязательно проверьте остроту слуха и зрения у малыша хотя бы за 1 год до его поступления в школу, т.к.  от их  состояния тоже  зависит его успех или неудачи в школе.

16. Для развития мелких мышц руки рекомендуем следующие виды упражнений: перекладывание мелких игрушек  пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.

Помните,вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!

Советы педиатра: 11 правил подготовки к школе

Меньше пятой части первоклассников могут похвастаться идеальным здоровьем. А ведь в школе всех ждет серьезная нагрузка. Как подготовить детей к учебному году, рассказывает опытный педиатр.

Правила личной гигиены. Формируя у ребенка привычку соблюдать элементарные гигиенические правила, вы сможете защитить его от инфекционных заболеваний. Важно напоминать ему о необходимости мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета.

Правильное питание. Следите за питанием ребенка. Не кормите его насильно, исключите перекусы. Пирожные можно заменить полезными сухофруктами. Из меню необходимо убрать чипсы, газированные напитки, соусы, полуфабрикаты, фаст-фуд, предпочитая блюда из отварных или запеченных продуктов. В ежедневном рационе ребенка должны присутствовать соки, сезонные овощи и фрукты. Обратите внимание на продукты, содержащие витамины А, Е, РР, F и С (тыква, красный перец, помидоры, морковь, черная смородина, шиповник, лимон, клюква) и кальций (творог, сыр, кунжут). Много полезных микроэлементов содержится в орехах, семечках и бобовых. Не забывайте о кисломолочных продуктах и растительных пробиотиках (лук, чеснок).

Утренняя гимнастика. В младшем школьном возрасте зарядка должна стать естественной потребностью ребенка, помогая ему повысить общий тонус, избавиться от сонливости и вялости. Упражнения желательно выполнять в одно и то же время, до еды, натощак. К основным упражнениям можно отнести махи руками, круговые движения и наклоны туловища, ходьбу на месте, приседания. При необходимости зарядку можно дополнить упражнениями для формирования правильной осанки.

Дыхательная гимнастика. Этот вид упражнений является хорошим способом как для снижения частоты простудных заболеваний, так и для укрепления нервной системы ребенка и развития у него выносливости. Упражнение «Душистая роза»: исходное положение стоя, внимание сосредоточено на ребрах. Ребенок должен положить ладони на ребра по обе стороны грудной клетки и представить, что нюхает душистую розу. Медленный вдох через нос – ребра грудной клетки должны раздвинуться, и выдох. Живот и плечи должны оставаться неподвижными, двигаться должны только ребра и ладони. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторить 3-4 раза. Упражнение «Птица»: исходное положение - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз ребенок поднимает руки через стороны вверх – вдох, задерживает дыхание на один счет, после этого медленно опускает руки через стороны – выдох на протяжном звуках п-ф-ф-ф или сссс. Повторение 2 раза.

Режим дня. Четкий распорядок дня формирует правильные привычки и облегчает выполнение домашнего задания. Ребенок должен засыпать не позже 22 часов, продолжительность сна должна составлять не менее 9-10 часов. Оптимальное время для подвижных игр на свежем воздухе – 2-3 часа.

Массаж. Ходьба по массажным коврикам стимулирует рефлексогенные зоны, которые в большом количестве находятся в области стоп. Массируя рефлексогенные зоны ушной раковины, мы воздействуем на работу внутренних органов: обхватив большим и указательным пальцами мочки ушей, несколько раз потяните их вниз, а верхний полюс ушных раковин - вверх. Вибромассаж грудной клетки – легкое поколачивание кулачком области грудной клетки на выдохе с одновременным произнесением звуков «а», «о», «у» - благотворно влияет на дыхательную систему.

Развиваем мелкую моторику рук. Лепка, рисование и конструирование помогут легче и быстрее приобрести навыки письма и стимулируют развитие интеллектуальных способностей.

Благоприятный психологический комфорт в семье. Будьте внимательны к малышу, интересуйтесь его отношениями со сверстниками. Не стоит выяснять отношения при ребенке, отзываться дурно о его способностях и постоянно его критиковать. Необходимо укреплять его уверенность в собственных силах, всячески поощрять его успехи. Приучайте ребенка к самостоятельности, способствуйте формированию его собственного мнения, и больше времени проводите с ним.

Создаем позитивный настрой. Гуляя с ребенком, чаще проходите мимо детского сада или школы, объясняя, как там хорошо и интересно, чему его там научат. По возвращении домой, почитайте ребенку книгу или придумайте рассказ про детей, которые с удовольствием ходят в сад или школу.

Визит к врачу. Если ребенок состоит на диспансерном учете у отоларинголога, офтальмолога, ортопеда, невропатолога или других специалистов, обязательно посетите их. Доктор даст полезные советы по адаптации ребенка к учебному году с учетом имеющейся проблемы и, возможно, назначит курс необходимой терапии.

Лекарственная профилактика. Известно, что одним из самых распространенных заболеваний среди школьников являются ОРВИ. Вряд ли вашему ребенку удастся избежать контакта с респираторными вирусами в осеннее-зимний период. Поэтому в течение всего эпидемического сезона давайте ему препараты для профилактики. Например, Оциллококцинум: он снижает риск заболевания в сезон эпидемий, а в случае болезни, сокращает ее длительность.

В любом деле важно начало. С каким настроем ребенок войдет в учебный год, так он и будет относиться к этим переменам в своей жизни. Задача родителей - помочь детям встретить перемены позитивно и в хорошем здравии.

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.




Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться - упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Газета для родителей "Готовность ребенка к школе"

полезный материал для родиелей. можно использовать на родительских собраниях в ДОУ. одна из форм просвящения родительской общественности...

Школа дорожных наук (газета о ПДД для детей и родителей)

В данной газете есть материалы для родителей (статистика и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма), и для детей (занимательный кроссворд, загадки, раскраска).Разработали :воспитатели ...

занятие педагога-психолога в подготовительной к школе группе «ЗВЕЗДНАЯ ГАЗЕТА»

Выбор  ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ  был не случаен.  Практика показала, что это  действительно совершает чудеса!...

Газета для родителей "Как подготовить ребенка к школе".

В газете раскрывается понятие что такое школьная готовнасть с психологической точки зрения и представлены игры на развитие интелектуальных способностей у ребенка....

Газета для родителей "Скоро в школу"

Информации, советы, памятки  родителям...

Газета для родителей "Скоро в школу №1"

Рекомендации, советы для родителей...

Газета для родителей "Скоро в школу №5"

Рекомендации, советы для родителей...