Статья : "Роль дидактических игр в раннем возрасте."
консультация (младшая группа)

Натэла Анатольевна Кунева

В статье говорится о том, что дидактическая игра имеет очень важную роль в развитии детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskih_igr_v_rannem_vozraste.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр в раннем возрасте

Автор: Кунева Натэла Анатольевна

ГБДОУ детский сад № 20 СПб

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в развитии. На первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, приобретает умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) правильно с ними действовать.

Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного развития маленьких детей. Во время игры с дидактическими материалами у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития, ребёнок сосредоточивается на том, что ему показывает взрослый.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы дети раннего возраста овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями и навыками, их этому надо научить. Например, «Собери ёлочку из треугольников», «Собери снеговика», «Найди пару варежке», с помощью этих игр у малышей развиваются умения выполнять действия с предметами разной величины, мелкая моторика рук, речь, дети учатся приему наложения деталей, приставления друг к другу.

Дидактические игры с сенсорными материалами несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, мелкой моторики, интеллекта. Дидактическая игра обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину- такие игрушки являются основным пособием для игр-занятий с детьми раннего возраста. Например, «Подбери для ёжика яблоко» (красное, желтое, зеленое), «Наполни баночку фруктами» (яблоками, грушами), «Укрась дерево яблоками» (красным, желтым, зелёным), тем самым дети закрепляют знания о геометрических фигурах (круг); цвет, форма; развивают мелкую моторику рук, воображение.

Дидактические игры устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения. Но наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения. Очень важно соблюдать в игре с дидактическим материалом постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.

Дидактическая игра является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в дошкольном учреждении, и должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания детей раннего возраста. Во время неё у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Ребенок многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина и др. Например, «Укрась дерево листочками» (жёлтыми, зелёными, красными), «Подбери каждому ёжику листочки определенного цвета» (жёлтые, зелёные, красные), «Укрась ёжика разноцветными листочками», таким образом, у ребят развиваются умения выполнять действия с предметами, мелкая моторика рук; учатся приему наложения деталей, приставления друг к другу, развивается и совершенствуется его восприятие. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать с ними. Например, «Укрась елочку разноцветными шариками» или «Укрась елочку разноцветными бусами»: дети учатся различать и называть четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий), группировать по цвету; закрепляют знание о геометрической фигуре – круге.

В процессе игровой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность, внимание и некоторая планомерность действий.

Таким образом, роль дидактических игр имеет большое значение в умственном воспитании детей.

 

Литература

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»,М.: «Просвещение»2000г.
  3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. Москва «Просвещение», 2001г
  4. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего воспитателя, №5-2008г.
  5. Журнал «Воспитатель ДОУ» Игры с детьми раннего возраста. Методические рекомендации \ Сост. М.А.Арлова. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема публикации: Статья «Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»

В статье раскрывается роль дидакти­ческих игр на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, воля), а также на расширение его представлений об окружающем мире. Вместе с тем ди...

Статья "Роль колыбельной для детей раннего возраста"

Статья «Роль колыбельной для детей раннего возраста»...

Статья "Роль мелкой моторики в раннем возрасте".

Статья "Роль мелкой моторики в раннем возрасте"....

Статья «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста от 1 года до 3 лет в ДОО»

Статья «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста от 1 года до 3 лет в ДОО»...

статья: "Роль сенсорного воспитания детей раннего возраста."

                   Роль сенсорного воспитание детей раннего возраста.    Сенсорное развитие является условием успешного овладени...

Статья "Роль дидактических игр в группе раннего возраста ДОУ".

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сдел...

Роль дидактической игры в раннем возрасте

Ребенку не  свойственно бездействие, он стремится к быстрому сотрудничеству с окружающим миром. Мир, немного открыв свои тайны, пробуждает любопытство у ребенка,стремление узнать больше....