"Влияние сказки на духовно-нравственное развитие дошкольника"
консультация

Малыгина Евгения Геннадьевна

До какого – то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние сказки на духовно-нравственное развитие дошкольника.

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…»

Сухомлинский В.А.

Книга на протяжении всей жизни будет сопутствовать человеку. Любовь к чтению должны прививать родители. Главной задачей родителей является дать возможность своему ребенку стать добрым и справедливым. Отличать добро от зла, анализировать ситуацию и находить множество вариантов решения проблем.

Самым эффективным средством в нравственном воспитании ребенка является сказка.

До какого – то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества.

Сказка несет в себе скрытый смысл и мудрость. Изучить ее можно на примере героев. Она способна дать малышу знания, воспитать и пробудить самые невероятные чувства. Детям, которым читают с раннего детства, наделены хорошей фантазией. Во время чтения, ребенок словно переносится в мир приключений и переживает все невзгоды вместе с героями книги.

Сказка, как неотъемлемый элемент духовно-нравственного развития и воспитания, учит проявлять эмоции и влияет на чувства малыша. Нравственность выступает как система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопросы: что хорошо, а что плохо; что добро, а что зло. Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек. Такие сказки как «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка» способны развить в ребенке  ответственность; «Царевна-лягушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Крошечка – Хаврошечка» - гуманизм; «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,  «Никита Кожемяка» - патриотизм; «Гуси-лебеди», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Заяц Хваста», «Лиса и Журавль», «Волк и семеро козлят» - дисциплинированность и культура поведения; «Три поросенка», «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье верей»,  «Война грибов с ягодами» - чувство коллективизма.

Сказка помогает улучшить внимание, память и научиться рассуждать. В детском саду после каждого изученного произведения воспитатель задает вопросы группе. Ребенок при ответе начинает вспоминать и высказывать свое мнение. Это учит чистой, связной и диалогической речи.

Не менее важна при изучении персонажей передача информации. В этом ребенку, начиная с двух-трех летнего возраста, поможет интонация голоса, жесты и определенные позы. Дети, которым читают, способны более красочно описывать предметы и свои эмоции.

С какого возраста можно читать сказки? С младенчества общение мамы и ребенка производится через голос и прикосновения. Малыша успокаивает, когда мать начинает спокойно и размеренно говорить. Поэтому уже с 3 месяцев можно пробовать читать своему чаду. Однако понимать смысл естественно он не будет. Для первого общения нужны простые сказки с яркими иллюстрациями. На этом этапе важна связь мамы и малыша. Он учится слушать интонацию голоса и понимать, какие эмоции хотела передать мама.

С 6 месяцев чтение становится проблематичным, так как у малыша активно режутся зубки. Ведь ребенок захочет покусать или облизать книгу. В этом возрасте существует связь между изображением и голосом. Он сможет осмыслить, где находится предмет. На одной странице уместной будет две, а лучше одна картинка. Так малыш будет меньше распыляться, а получит больше информации. В раннем возрасте лучше читать простые книги, так малыш будет лучше усваивать информацию. С 8 месяцев ребенку необходимо проговаривать действия персонажей. Рассказывать, как они говорят и что делают. Это поможет быстрее овладеть речью. С 10 месяцев ребенок может сам показывать на знакомые предметы и различать их между собой. Ребенка можно приучить засыпать после ночной сказки. Она поможет расслабиться после тяжелого дня и настроиться на сон.

Чтение на ночь имеет свои положительные результаты, а именно:

  • Ребенок эмоционально настроен воспринимать услышанное. Это самое оптимальное время для чтения. Лежа под одеялом обстановка расслабляет и располагает.
  • Сказка подготовит малыша ко сну. Для хороших снов нужно выбирать произведения, где «все жили долго и счастливо». Другой сюжет можно немного подкорректировать. Крохе не нужны лишние переживания.
  • Чтение в течение 20 минут за сутки способствует послушанию и более правильно поставленной речи.
  • Начиная рассуждать после прочтения книги, кроха развивает свое мышление.
  • Книга помогает делать новые открытия.
  • Вовремя чтения ребенок и родитель уединяются и сближаются. Это помогает не потерять через годы ту ниточку, связывающую обоих.

Когда ребенку понравится, это станет своеобразной традицией для засыпания. 

Первые книги необходимо выбирать очень тщательно. В них не должно быть лишней информации и картинок. Малыш должен понимать, о чем идет речь.

С раннего возраста следует приучать ребенка к любви к сказкам.

В каждом возрасте должны быть свои сказки, которые подходят по психологическому и эмоциональному состоянию ребенка. Какие же сказки необходимо читать малышам? С рождения до двух лет, для правильного развития речи необходимо больше читать и разговаривать с ребенком. Чтение должно сопровождаться жестикуляцией и эмоциональным сопровождением. Перед чтением необходимо убрать все, что может отвлечь ребенка. Во время чтения необходимо показывать действия героев. Заставлять слушать сказку в этом возрасте нельзя, лучше отложить это дело до момента, когда малыш отвлечется от своего занятия. Детские книги с яркой иллюстрацией — это находка для ребенка. Детям можно читать книги А.Барто, С.Маршака, К. Чуковского, русские народные сказки, песенки и потешки.

С двух до четырех лет, это возраст, когда малыш хочет все знать. В этот период нужно читать небольшие произведения. Теперь он отчетливо понимает о предназначении книги и может выразить свое желание послушать аудио или книгу, прочтенную мамой. Часто детям нравится одна и та же сказка или отрывок произведения. Нужно идти на уступки и повторять это место малышу. Он должен пробовать самостоятельно рассказывать сказку. Добавить в домашнюю библиотеку необходимо В. Сутеева, Л. Толстого, Б. Заходера, Ш.Перро, Г.Х.Андерсен, М.Яснов. Ребенку интересно будет послушать произведение И.Крылова «Стрекоза и муравей», «Старик-Годовик».

С четырех до шести лет прекрасное время для подготовки к школе. В это время идет активное изучение букв, звуков и слогов. Это время положит начало первым книгам. Самое время записаться в библиотеку. В ход идут различные энциклопедии, атласы, сказки с более длинным концом. Эти сказки способствуют новым знаниям и пониманию речи. (И.Крылов «Слон и моська», «Ворона и лисица», Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче», Остер Г.Б. «Котёнок по имени Гав и другие истории», Пришвин М. «Лесной хозяин», Пушкин «Сказки», Русские народные былины и другие).

В заключение хотелось бы еще раз напомнить, что родитель в цепочке ребенок и книга должен стать связующим. Ему необходимо объяснять ребенку смысл прочитанного произведения, помочь сделать вывод, охарактеризовать вместе героев и узнать, почему именно так думает малыш. Пусть это будет не просто сухое чтение, а продолжительная дискуссия после прочтения того или иного произведения.

Все мы с вами знаем насколько ежедневное чтение может развить ребенка, воспитать его, научить, пробудить творческие начала, помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Сказки веселые и грустные, но всегда жизнеутверждающие. Благодаря сказке дети начинают осознавать главные истины человеческой жизни. Сказки помогают формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние экологической культуры на духовно-нравственное здоровье старших дошкольников с нарушением речи

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, гу...

"Сказка, как средства духовно-нравственного воспитания ребёнка дошкольника"

В данной статье рассказывается о влиянии русских народных сказок на духовно-нравственное воспитнание дошкольников....

влияние природы на духовно-нравственное воспитание дошкольников

рекомендации для родителей по воспитанию любви к природе...

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

Влияние природы на духовно-нравственное развитие ребенка

Великий педагог К.Д.Ушинский был убежден в том, что ребенок несчастен, если вырос, не любуясь цветами, не видя лугов. «Прекрасный ландшафт имеет тоже огромное воспитательное влияние на развитие ...