"Как воспитывать у детей интерес к книге"
консультация

Ткачева Наталья Николаевна

Консультация для родителей "Как воспитывать у детей интерес к книге". Основные акценты для родителей воспитанников детских садов и не только.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как воспитывать у ребенка интерес к книге»

                                                  Кемерово

В результате усилий педагогов, родителей большинство детей 7-8 летнего возраста хорошо читают, но, к сожалению, не все любят читать. Если вы хотите, чтобы ребенок любил читать, то воспитывайте у него интерес к книге с 2-летнего возраста и не спешите с обучением чтению. Помните: чтобы научиться читать, сначала надо научиться хорошо слышать, различать и произносить звуки речи.

Выделите для детских книг постоянное место, к которому ребенок самостоятельно может добраться. Удачный вариант - это открытая книжная полка, столик, стул: Такой уголок должен быть хорошо освещен.

При подборе книг учитывайте возраст и интересы ребенка. Для детей 2-4 лет достаточно 4-5 знакомых книг. Это могут быть стихи и сказки. Кроме книг в книжный уголок можно поместить цветные предметные картинки, наклеенные на плотную бумагу, а также альбомы для рассматривания. Важно, чтобы темы и изображенные предметы были понятны ребенку.

Подбирайте книги с красочными иллюстрациями, особенно для детей 2-4 лет, потому что именно иллюстрации помогают малышам понять суть читаемого, зрительно закрепить само действие. С 4.5 лет для понимания художественного произведения детям уже не требуется иллюстрации к каждому повороту сюжета

Книги в уголке необходимо менять каждые 2-3 недели.

Читайте ребенку книги ежедневно. Если ребенок просит еще раз прочитать уже знакомую книжку, не отказывайте.

Ребенок не читатель, а слушатель. Читайте книги выразительно.

В процессе чтения объясняйте смысл сложных слов и выражений.

Детям 3-го года жизни сказку следует не читать, а рассказывать. Чтобы поддержать внимание малыша, по ходу рассказывания предложите выполнить ему имитационные движения. Например: попрыгай, как зайчик, покажи, как лисичка облизывалась.

Малыши с удовольствием слушают одни и те же сказки много раз.

Рассматривайте вместе с ребенком иллюстрации в книге не меньше - раз. Первый - перед чтением, чтобы ребенок не отвлекался во время чтения. Второй - после чтения, чтобы уточнить представления ребенка о событиях и героях произведения. Например, спросите малыша, почему коза грустная или какое настроение у мальчика? Как он догадался?

Какие книги выбирать?

Мальчики и девочки по-прежнему охотно читают и слушают произведения А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, К.Чуковского, В. Драгунского и других известных не одному поколению ребят писателей. Однако ведущие литературоведы считают, что наряду с произведениями известных детских авторов, неплохо было бы познакомится с творчеством современных писателей, пишущих для детей, таких как: Марина Боровицкая, М. Леонов, А. Усачев, М. Москвина, П. Синявских, С.Седов, В. Лунин, Т. Пономарева, Л. Яковлев, В. Татаринов, И. Пивоварова, С. Пшеничная, Е. Матвеева и другие.

Покупая ребенку книгу, просмотрите ее сами. Она должна быть с красочными, четкими, реалистичными иллюстрациями, без нагромождения мелких деталей. Для начинающих читать шрифт должен быть высотой 6-8 мм, с достаточным интервалом между словами и строчками. Шрифт должен быть простым и соответствовать возрасту детей — не менее 3,5 мм высотой при переходе к связному чтению текстов. Глянцевая бумага не годится для детских книг.

Как совершенствовать технику чтения?

Еще Л.Н. Толстой рекомендовал чтение текстов, заученных на слух. Суть такого метода в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетание с живыми звуками.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. И потому упражнения даются тремя-четырьмя порциями по 5-10 минут. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8-9 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Ребенок, научившись читать самостоятельно, еще какое-то время нуждается в родителях, как в чтецах. Во-первых, его стремление получить из книги интересующую информацию, встречает помехи в виде собственной слабой техники чтения и необходимостью одновременно вникать в смысл читаемого текста. Во-вторых, чтение взрослого выразительное, эмоциональное, что делает содержание еще более захватывающим. В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова. В-четвертых, не упускайте возможность пообщаться с ребенком.

Пытаясь контролировать самостоятельное чтение детей, помните, что чтение - это творчество. Никогда не торопите ребенка. Это занятие требует вдумчивости и колоссальных затрат энергии. Поторапливая, вы сбиваете его собственный режим восприятия, что приводит к ошибкам, плохому пониманию содержания, негативным эмоциям.

Гигиена чтения.

  • Читать следует сидя! Читать лежа вредно для глаз.
  • При чтении надо сидеть прямо, не сгибаясь.
  • Мебель, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его росту.
  • Свет должен падать слева, но не сзади и не справа, так как это создает
  • тень и мешает чтению.
  • Нельзя читать, когда утомлены глаза. Нельзя читать до переутомления.
  • Вредно читать сразу после еды - это мешает пищеварению.

Список использованной литературы:

  1. Н. Г. Алтухова. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Издательство «Лань», 1999.
  2. И. Л. Калинина. Учим детей писать и читать. – М.: Флинта, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Зачем воспитывать у детей интерес к рисованию?

Статья для родитетей, о пользе рисования....

Воспитание разносторонних интересов у детей с нарушением зрения в семье. Рекомендуемая художественная литература для домашнего чтения. Воспитание у детей интереса к книге.

Консультации для родителей, которые хотят видеть своих детей жизнерадостными, активными, разносторонними. Родители должны подводить ребенка к поиску ответов на возникающие вопросы, а в этом ему помогу...

"Как воспитывать у детей интерес к таинственному миру растений"

Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят о...

Консультация для родителей "игра помагает воспитывать у детей интерес к природе".

Работа представляет собой консультацию для родителей на тему "игра помагает воспитывать у детей интерес к природе", целью которой является раскрытие перед родителями :- многозначность игры с детьми до...

Консультация для родителей логопедической группы на тему: "Воспитываем в детях интерес к чтению."

Вопрос воспитания интереса детей к литературе сегодня как никогда стал актуальным. Он выходит за рамки семейного, став общероссийской программой развития и воспитания детей. И решать его, на наш взгля...

Консультация для родителей «КАК ВОСПИТЫВАТЬ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕС К КНИГЕ»

В результате усилий педагогов, родителей большинство детей 7-8 летнего возраста хорошо читают, но, к сожалению, не все любят читать. Если вы хотите, чтобы ребенок любил читать, то воспитывайте у него ...