Воспитание разносторонних интересов у детей с нарушением зрения в семье. Рекомендуемая художественная литература для домашнего чтения. Воспитание у детей интереса к книге.
статья (старшая группа) по теме
Консультации для родителей, которые хотят видеть своих детей жизнерадостными, активными, разносторонними. Родители должны подводить ребенка к поиску ответов на возникающие вопросы, а в этом ему помогут книги. В этой консультации предоставлен список литературы соответствующий определенному возрасту ребенка. Только вы родители и только вы решаете, когда и какую книгу вы будете читать своему ребенку, можете вызвать интерес к книге, чтобы в последующем ваш ребенок стал разносторонним и грамотным читателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultacii_dlya_roditeley_-_kopiya.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание разносторонних интересов у детей с нарушением
зрения в семье.
Родители хотят видеть своих детей жизнерадостными, активными. Однако нередко мы наблюдаем, что дети с нарушением зрения недостаточно активны, малообщительны, робки, безразлично относятся к окружающим предметам, которые плохо различают, нередко бывают равнодушны к детским книгам, к картинкам, потому что с трудом воспринимают их. Это затрудняет ориентировку в пространстве, ознакомление с окружающими предметами, обедняет их представления и понятия, задерживает развитие.
При своевременном, правильном воспитании в семье, в детском саду и в школе последствий нарушения зрения может и не произойти.
Что для этого необходимо сделать родителям? Выяснить, какое зрение у ребёнка.
Следует избегать другой крайности: узнав, что ребенок плохо видит, некоторые родители оберегают его и от движений, и от домашних обязанностей, лишают ребенка радости игры и труда, боясь, что он может ухудшить и без того слабое зрение.
Чтобы пробудить интерес к окружающей жизни, нужно учить ребенка не только внимательно рассматривать предметы, картинки, представителей животного и растительного мира, но и потрогать, ощутить, понюхать, прислушаться к звукам, издаваемым тем или иным живым или неживым объектом наблюдения. Этим они будут способствовать разностороннему умственному развитию ребенка и развитию его интересов, без которых нет успеха в учении и в труде.
Что же это за могучее средство разностороннего развития ребенка, которое мы называем интересом или, точнее, познавательным интересом? Подлинный интерес к предмету, явлению, к тому или иному делу побуждает ребенка к длительному рассматриванию, стремлению подробнее и поглубже узнать о нем, понять причины явлений или свойства предмета. Заинтересованный ребенок радуется познанию чего-то нового, ранее неизвестного, даже в повседневном, привычном, мимо которого он раньше равнодушно проходил или только поверхностно касался. Познание доставляет радость ребенку и толкает его ко все более частому переживанию этой радости познания или же овладению новым умением. Значит, интерес- это эмоционально-познавательное отношение к разным предметам, к той или иной деятельности. Интерес к деятельности побуждает добиться лучшего исполнения начатого дела- будь то уборка, мытье посуды, склеивание из спичечных коробок игрушечной мебели, раскрашивание контурного рисунка и т.д.
Возникший интерес помогает преодолевать трудности, доводить до конца взятую на себя обязанность или игровую роль, а также понять прежде непонятый рассказ, дослушать до конца начатую повесть. Любознательность помогает ребенку овладеть грамотой, научиться читать, считать, решать трудную задачу, хорошо сделать заданную в мастерской модель, научиться чертить, рисовать, а также не только слушать музыку, но и узнать, кто ее сочинил, что хотел передать слушателям композитор. Ребенок с разносторонними интересами лучше подготовлен к жизни.
Интерес- это поиск нового даже в старом, искание новых путей решения важных вопросов.
Возможно ли воспитание таких интересов у детей с нарушением зрения? Можем ли мы помочь ребенку, не располагая достаточными знаниями и умениями?
Взрослые не только могут, но и обязаны помочь ребенку, который плохо видит, лучше распознавать, рассматривать, знакомиться с окружающей жизнью, вместе с ребенком стараться узнать о ней из разных источников что-либо новое.
Для этого не нужно много времени. Нужно, во-первых, захотеть помочь ребенку в его повседневном знакомстве с окружающей обстановкой, стараться учить его использовать сохранные анализаторы ( органы чувств, осязания, обоняния и др.) для познания окружающей действительности.
Надо прежде всего завоевать доверие ребенка, расположить его к себе, не укорять за промахи, а терпеливо учить преодолевать препятствия и трудности, радоваться достижениям. На этой основе с самого раннего детства ребенок, доверившийся своим воспитателям, будет охотно им подражать. Так создается первая эмоциональная предпосылка развития познавательного интереса. Этому способствует и радость общения в совместной деятельности с родными. В ходе этой совместной познавательной деятельности ( рассматривание предметов, обучение воспринимать разные стороны предметов и явлений ) подготавливается почва для дальнейшего пробуждения интереса.
Важно заразить ребенка своим интересом, восторгом, удивлением, восхищением окружающими вещами, природой, хотя бы рассматриванием цветка, например: « Оказывается, у него есть лепестки, серединка, а листики какие тоненькие и нежные! Потрогай. Цветок сам белый, а серединка какая? Посмотри-ка! Желтая! А листики? Зеленые, правильно, вот молодец! Как ты хорошо рассмотрел этот цветок. А это что? Не знаешь? Я тебе скажу- это стебель. Найди-ка у другого цветка стебель. Да ты умница!»
Такого рода эмоциональный разговор во время прогулки радует и воодушевляет ребенка с нарушением зрения, а похвала вдохновляет его на дальнейшее ознакомление с миром растений. Можно с детьми рассматривать и кролика, и котенка, сравнивать их, находить различие и сходство. Важно, чтобы ребенок участвовал в открытии особенностей каждого из них, а в сравнении научился мыслить, умозаключать, высказывать суждения.
Как показали исследования педагогов и психологов, речь ребенка с нарушением зрения бывает развита, но за словами у него стоят бедные, иногда искаженные представления.
Надо стремиться вместе с ребенком к поиску ответов на возникающие вопросы. В интересной беседе, опирающейся на реальные представления и даже на обследование конкретных предметов, речь ребенка наполняется более богатым содержанием. Ему будет интересно слушать рассказы и сказки, а затем и самому их читать: они будут ему понятнее, интереснее.
Чтение способствует не только умственному, речевому и нравственному развитию, но и расширяет интерес ребенка к человеку, к его переживаниям, поступкам. Маленькие дети постоянно спрашивают про того или иного героя: « Он плохой? Он злой?» или « Он хороший, добрый?». Не следует давать готовые ответы ребенку, необходимо помочь ему подумать, припомнить, какие поступки тот или иной герой совершил, кому помог, кого обидел, побудить ребенка самого сделать вывод. Кроме того, следует обратить внимание на то, как красиво описана природа, как хорошо писатель рассказал о животном, как интересно описал характер человека; подчеркнуть интонацией, голосом красивые выражения писателя. Чтение расширяет кругозор, пробуждает любознательность ребенка. Беседы в семье об интересных книгах пробуждают у детей к чтению. В подборе книг может помочь родителям воспитатель или работник детской библиотеки. Можно организовать дома прослушивание пластинок или магнитофонной записи произведений, соответствующих возрасту ребенка.
Очень важно заинтересовать ребенка красивыми, яркими картинками, иллюстрирующими рассказы, сказки, повести и детские стихотворения; постоянно приобретать открытки с красивыми пейзажами, цветком, узором, изображением животных. Контуры открыток можно более четко обвести тушью или цветным карандашом, а иногда и краски сделать более яркими, чтобы лучше видны были характерные признаки изображения. Нельзя ограничиваться только рассматриванием картинок, с помощью вопросов надо побудить ребенка осмыслить изображенное на картинке.
Крупные картины художников детям с нарушением зрения трудно рассмотреть, поэтому не всегда целесообразно ребенка со сниженным зрением и узким обзором водить в картинные галереи. Лучше рассматривать репродукции известных художников. Рассматривание репродукций, рассказ о художнике, о его замысле могут вызвать вопросы у ребенка, обсуждение которых расширит круг его интересов.
Необходимо вызвать у ребенка интерес к рисованию. Стремление выразить в рисунке то, что они узнали, побуждает детей получше рассмотреть, ощупать предмет и вновь его изобразить.
Наряду с рисованием рекомендуются занятия лепкой. Уже приготовление к лепке- необходимость размять пластилин ( вначале с помощью воспитателя, а потом и самостоятельно ) развивает слабые руки ребенка. Затем по модели ребенок учится лепить. Соотнесение своего творчества с образцом пробуждает интерес к предмету и его более подробному обследованию. Эти занятия подготавливают ребенка к обучению в школе.
Совместное слушание музыки и последующая беседа могут вызвать интерес к ней. Ребенка можно спросить, что композитор хотел выразить своей музыкой, настроение создало музыкальное произведение и т.д. Все это способствует развитию ребенка.
Следует приучать детей к различным видам труда: мыть посуду, убираться, выполнять различные ручные поделки из природного материала, работать в саду, в огороде.
Все это содействует знакомству со свойствами воды, земли, развитию интереса к растениям, к инструментам и даже к тому материалу, из которого делается веник, тряпка, бумага и проч. Можно затеять интересный разговор о каждом участвующем в труде предмете, придумать рассказ о нем, задать вопрос: « Как ты думаешь, откуда берется веник? Как делается лопата, из чего сделана ложка, чашка, миска?». Этот разговор затрагивает разнообразный круг вопросов. Развитию интереса к природе способствует опытная посадка растений.
Игра в дошкольном возрасте является одним из главных путей в развитии ребенка. Игра раздвигает кругозор ребенка, в живой, эмоциональной форме знакомит с жизнью, с трудом взрослых, пробуждает интерес к деятельности людей и их взаимоотношениям, активизирует пассивного, вялого ребенка.
Воспитывая интерес ребенка к окружающей жизни, к знаниям, к труду и к искусству, родителям необходимо быть требовательным к себе, постоянно учиться. Приобщая ребенка к знанию, к культуре, развивая его интересы, нужно постараться с ним вместе искать и находить новое, важное в познавательном отношении, расположить ребенка к радости познавания на личном примере. Иначе нельзя воспитывать.
Рекомендуемая художественная литература для домашнего
чтения детям.
Перед вами списки литературы для чтения ребёнку соответствующего возраста. Указать в них всё, созданное для детей, невозможно и не нужно. Вашего ребёнка знаете только вы и только вы решаете, когда и какую книгу прочесть ему. Всё остальное должно восприниматься вами на уровне советов, к которым нужно не только внимательно прислушаться, но и осмыслить их применительно к конкретному ребёнку, в котором вы, прежде всего, хотите видеть личность, а не усредненный тип, который создаётся вследствие слепого следования единообразию.
Объём и содержание названных здесь произведений должны навести вас на мысль о том, какие тексты какому возрасту следует читать, что может быть интересно и вашему ребёнку, и вам, как, в каком направлении надо формировать круг детского чтения. Практически все тексты являются художественно ценными и педагогически значимыми.
Второй год жизни.
- Барто А. Игрушки: цикл стихов.
- Бианки В. Лис и мышонок.
- Житков Б. Вечер.
- Лисичка со скалочкой и другие народные сказки о животных.
- Маяковский В. Что ни страница, то слон, то львица.
- Пшеничных С. Подрасту и я немножко: сборник стихов.
- Токмакова И. Где спит рыбка: сборник стихов.
- Толстой Л. Муравей и Голубка.
- Ушинский К. Бишка. Васька. Коровка. Лошадка. Две козы. Козёл. Два козлика. Уточка. Пчёлка на разведке.
10. Чарушин Е. Волчишко. Томка. Как Томка не показался
глупым. Как Томка научился плавать.
П.Поттер Б. Ухти-Тухти: сказка английской писательницы XIX в. о милой маленькой девочке Люси и её приключении, которое произошло с нею во сне. Окружают Люси такие же маленькие герои-животные. Сказку можно читать в конце второго года жизни.
Третий год жизни.
- Абрамцева Н. Как у зайчонка зуб болел.
- Житков Б. Галка.
- Козлов С. Правда, мы будем всегда: сборник сказок, интересный для детей и взрослых любого возраста.
- Кудашева Р. Петушок.
- Летова С. Волшебные ягоды.
- Маршак С. Плывет, плывет кораблик: английские детские песенки.
- Маяковский В. Тучкины штучки.
- Пшеничных С. Жил- был тигр: сборник стихов.
9. Сеф Р. Я сделал крылья и летал: сборник стихов.
10. Ушинский К. Ветер и солнце.
11. .Чарушин Е. Страшный рассказ.
Четвертый год жизни.
- Абрамцева Н. А я кто?
- Аким Я. Стихи.
- Бианки В. Первая охота.
- Житков Б. Что я видел.
- Махотин С. Стихи.
- Пантелеев Л. Карусели.
- Перро Ш. Красная шапочка.
- Пришвин М. Лисичкин хлеб. Золотой луг.
- Сапгир Г. Приключения железного колпачка. Кубарик и Томатик: математика для малышей.
10. .Пушкин А. Сказка о царе Салтане. П.Харрис 11. Сказки дядюшки Римуса.
12.Хармс Д. Стихи.
13. Чарушин Е. Как мальчик Женя научился говорить букву «Р». 14. Цыферов Г. Сказки.
Пятый год жизни.
- Акимушкин И. Жил- был медведь.
- Бианки В. Лесные домишки. Как Муравьишка домой спешил.
- Биссет Д. Сказки.
- Введенский А. Стихи.
- Владимиров Ю. Стихи.
- Драгунский В. Заколдованная буква.
- Киплинг Р. Сказки.
- Коваль Ю. Сказки. Картофельная собака.
- Одоевский В. Городок в табакерке.
Ю.Осеева В. Плохо. В одном доме. Хорошее. На катке. П.Пантелеев Л. Буква «ы».
12.Пушкин А. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. 13.сивка- Бурка: русская народная сказка. Ершов П. Конек-горбунок.
14.Собакин Т. Из переписки с коровой.
15.Усачев А. Считалочка: сколько ног у осьминога.
16.Шергин Б. Сказки о Шише.
Шестой год жизни.
- Акимушкин И. Природа- чудесница.
- Алексеев С. Рассказы о Суворове.
- Бахревский В. Арсюша и другие шестилеточки.
- Бианки В. Красная горка.
- Драгунский В. Тайное становиться явным.
- Жуковский Ж. Спящая красавица. Пушкин А. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Перро Ш. Спящая красавица. Принцесса Шиповничек (немецкая народная сказка в обработке бр. Гримм).
- Зощенко М. Леля и Минька: цикл рассказов.
- Коваль Ю. Полынные сказки.
- Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все и многое другое: повесть-сказка, пер. с анг. Б.Заходера.
Ю.Москвина М. Увеличительное стекло: сборник сказок. П.Осеева В. Что легче? Отомстила. Три товарища. 12.Писахов С. Морожены песни.
13.Распе Э. Приключения барона Мюнхгаузена: пересказал для
детей К.Чуковский.
14.Романова Н. Муравей Красная Точка. Ящерица без хвоста.
15.Седов С. Сказки про любовь. Сказки про мальчика Лёшу.
16.Сладков Н. В подводном лесу.
17.Снегирёв Г. Тунгус и Верный.
18.Собакин Т. Собака, которая была кошкой
Седьмой год жизни
- Акимушкин И. Жил-был ёжик. Жила-была лисица. Чем кролик на зайца не похож.
- Андерсен Г.-Х. Сказки. -Г.Цыферов . Мой Андерсен.
- Андреев Л. Кусака.
- Гайдар А. Голубая чашка. Чук и Гек. Горячий камень.
- Голицын С. Про бел-горюч камень: о строительстве древнерусских храмов, дворцов; о работе древнерусских мастеров-каменотёсов; о воздвижении храма Покрова на Нерли.
- Голявкин В. Мой добрый папа.
- Гофман Т.А. Щелкунчик и Мышиный король.
- Жуковский В. Баллады.
9.Иванов С. Зимняя девочка: рассказы и повесть.
Ю.Ирвинг В. Легенда об арабском звездочёте,-Пушкин А.
Сказка о золотом петушке. 11.Коваль Ю. Самая лёгкая лодка в мире.
12.Кончаловская Н. Наша древняя столица. Деревянные сказки:
о скульпторе С.Т.Конёнкове. И.Крюкова Т. Алле-оп! Или Тайна чёрного ящика. 14.Кургузов О. По следам «Почемучки». Про каплю Акву. 15.Линник Ю. Лесной театр. Лесная почта.
16.Лагерлеф С. Путешествие Нильса с дикими гусями: повесть-сказка.
17.Линдгрен А. Три повести о малыше и Карлсоне. 18.Перехвальская Е. Откуда азбука пошла.
19.Перовская О. Ребята и зверята.
20.Перышко Финиста-ясна сокола.
21. Аксаков С. Аленький цветочек.
22.Приключения Одиссея. По мотивам мифов древней Греции.
Пересказ Л.Яхнина.
23.Пушкин А. Сказка о рыбаке и рыбке.
24.Серова Е. Подскажи словечко: литературные загадки. 25.Станюкович К. Максимка.
26.Танасийчук В. Кто видит ушами?
27. Успенский Э. Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы: страшная повесть для бесстрашных детей,
28.Цыферов Г. Тайна запечного сверчка: маленькие сказки о
детстве Моцарта.
29.Чехов А. Белолобый. Каштанка. Ванька.
30.Шварц Е. Сказка о потерянном времени.
З1.Шурко И. Сотворение мира: сказочное природоведение.
32.Яхнин Л. Вкусные картинки: о производстве пряников.
Воздушные узоры: о кружевах и вышивке. Весёлое слово
Хохлома.
Воспитание у детей интереса к книге.
Вместе со своим ребёнком вы отправляетесь в жизненную дорогу, долгую и трудную. Запаситесь книгами. От этого ваш путь в большую жизнь не станет легче, но станет содержательнее, заманчивее.
По заверениям ученых надвигающийся 21 век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими.
Если вы хотите видеть своего ребёнка подготовленным к жизни, сделайте его грамотным читателем.
Грамотный читатель или талантливый читатель, как
называл его С. Я. Маршак - это читатель, глубоко
понимающий смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художественные достоинства произведения, знающий, как найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию, оценить и проанализировать ее.
Почему же так важно воспитывать в ребёнке грамотного читателя? Почему все семейные усилия следует сосредоточить на этом?
Ничто так не преображает человека, не выделяет его среди других, как умение по-настоящему читать книги.
В деле воспитания грамотного читателя неизмеримо велика роль взрослых: матери, отца, бабушки, деда, воспитателя. Ведущим в этом деле должен быть кто-то один, любящий и знающий литературу, имеющий вкус в отборе произведений для детского чтения.
Если в вашей семье интерес к чтению только пробуждается, всего этого может и не быть. Но обязательно должно быть искреннее желание сделать ребёнка читателем, прислушаться к советам специалистов, грамотно следовать их рекомендациям.
Процесс воспитания талантливого читателя начинается задолго до его появления на свет. Семья, ждущая ребёнка, должна положить начало новых книг для детской библиотеки или обновлению имеющихся.
История книги длится десятки веков, и перерыва в ней не предвидится.
Желательно, чтобы в домашней библиотеке были разные типы книг для детей разного возраста.
1. Книжки-игрушки, яркие, красочные, с изображением того, что окружает малыша, что легко узнаваемо:
домашних животных, игрушек, предметов детской одежды.
- Книжки-вырубки, чья обложка вырезана по контуру того предмета или образа, о котором идет речь в тексте.
- Книжки-панорамы, снабженные движущимися фигурками, оживляющую содержание.
- Книжки-элерманы, чьи листы сделаны из картона.
В вашей домашней библиотеке хорошо иметь разные виды детской литературы - прозу, поэзию, драматургию; разные жанры: рассказы, авторские сказки, стихи, повести, романы.. Здесь же должны быть собраны и фольклорные жанры: народные сказки, как русские, так и зарубежные, песенки, потешки, считалки, загадки.
Собирайте в библиотеке книги разнообразного содержания: произведения из детской жизни или жизни семьи, природоведческие, о детских играх и игрушках. В детской библиотеке должна быть как русская, так и зарубежная литература.
Настоящая детская книга всегда иллюстрирована. Обращайте внимание на качество иллюстраций, четкость изображения, доступность их малышу. Главная задача иллюстрации - служить книге. Она тесно связана с текстом, им порождена. Иллюстрация наглядно проясняет или поясняет то, что сказано словом. Каждый родитель, прежде чем купить книгу, может и должен обратить внимание на качество иллюстраций, на имя художника- иллюстратора, которое уже само по себе часто является гарантией качества. Среди иллюстраторов фольклорных произведений и произведений детской литературы особенно известны Ю. Васнецов, В. Конашевич, Т. Маврина, В. Сутеев, Л. Токмаков, В. Чижиков и др.
Если у вас не сохранилась, не забудьте купить для малыша книгу вашего детства, любимую вами и памятную для вас. Именно с нее начните серьезное приобщение ребенка к литературе.
В настоящее время есть все возможности для того, чтобы собрать фоно- и видеотеку для ребенка. Такого рода собрание не заменит книгу, но дополнит и разнообразит общение ребенка с художественным словом.
Взрослый должен читать ребенку не спеша, ясно выговаривая звуки речи, предварительно объяснив то, что может быть действительно непонятным. По большому счету, у взрослого, читающего книгу ребенку, должно быть двойное зрение. Он должен руководствоваться не только своим представлением о читаемом, но еще и постараться предугадать, предусмотреть реакцию ребенка.
Очень часто на восприятие книги ребенком воздействуют морально- этические установки семьи, среды, времени, и он понимает произведение в зависимости от своего нравственного опыта. Детское видение текста, явно расходящееся с авторской идеей, тоже надо корректировать, рассуждая вместе с ребенком над смыслом произведения.
В режиме дня малыша должно быть специальное время для чтения, и ничто не должно мешать этому процессу. Нельзя читать на ходу, во время еды, в транспорте. Нельзя читать во имя чего- то. После прочтения текста не спешите беседовать с ребенком. Установите правило: дать и ему, и себе пережить прочитанное, подумать над ним и переключиться с одного вида деятельности на другой. Нельзя заставлять ребенка слушать чтение книги тогда, когда он устал, желает смены деятельности. Авторитарное приобщение к книге вызывает ее стойкое неприятие. Нельзя читать ребенку на ночь произведения, будоражащие его психику.
К выбору сказки для детского чтения следует подходить осторожно, и прежде чем читать ее малышу, нужно прочесть или хотя бы просмотреть самому. Если вы хотите по -настоящему познакомить ребенка со сказкой, то ее следует не читать, а рассказывать, в лицах представляя то, о чем в ней говорится, но при этом не надо переигрывать. Здесь, как и во всем, должно быть чувство меры и вкуса.
Приобщая ребёнка к книге, воспитайте в нём уважение к ней как к делу рук человеческих: научите правильно обращаться с книгами, расскажите о таких понятиях, как «автор», «писатель», «поэт». Начиная чтение, всегда обозначьте имя автора книги и её название. По мере взросления ребёнка приучайте его поступать так же. Это читательская культура, фундамент которой закладывается в раннем детстве. Сохраняйте все купленные ребёнку книги, перечитывайте их на разных этапах его жизни, возвращайтесь к ним и берегите как величайшую ценность.
То, о чём было сказано сейчас, пояснений не требует, но требует ясного понимания и действия. Вы вспомните об этом, когда через много лет возьмёте в руки детскую книгу и...
Поистине правы древние: положите своё сердце у чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"
В материале рассказывается о том, какие ошибки допускают родители при воспитании детей с нарушением зрения. Даны рекомендации по воспитанию ребенка с нарушением зрения среднего возраста в семье,...
Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье
Рекомендации по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье...
Консультация "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"
Консультация "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"...
Список художественной литературы для домашнего чтения с детьми 3-4 лет
Список художественной литературы для домашнего чтения...
Консультация «Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье»
Консультация «Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье»...
Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье.
В Законе об образовании РФ сказано, что именно семья является важнейшей сферой личностного развития ребенка. Именно родители являются первыми педагогами своих детей и они, родители, должны залож...
"Воспитание у детей интереса к книге"
Воспитание у детей интереса к книге...