Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)
Изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_osobennosti_proyavleniya_strahov_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.»
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
Цель нашего исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Для дошкольников характерны проявления таких видов страхов как страх темноты и смерти. Общий уровень тревожности повышен.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
· Обобщить теоретический материал по проблеме возникновения страха у детей старшего дошкольного возраста.
· Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха.
· Подобрать мониторинг исследования детских страхов.
Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях К.С.Лебединской, А.В.Суворовцевой, И.В.Дубровиной, А.И.Захарова, Рейнгольд, Робинсон, Г.Эберлейн.
Методы исследования:
1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.
2. Констатирующий эксперимент , направленный на выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста
3.Количественная и качественная обработка результатов.
Р.Ф.Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия
И.П.Павлов считает страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделением желудочного сока
По мнению Захарова в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Апофеоз страха и тревоги – ужас. Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Чаще тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.
Наиболее полной можно считать классификацию страхов А.Захарова
1. По характеру – природные, социальные, ситуативные, личностные.
2. По степени реальности – реальные и воображаемые.
3. По степени интенсивности – острые и хронические.
Наличие страхов у детей дошкольного возраста не является патологией, а носит возрастной, переходящий характер, и сигнализирует об определенном неблагополучии в эмоционально личностной сфере ребенка.
Особенности проявления страхов у детей 6-7 лет.
В каждом возрасте страхи имеют разное количество и качество. Максимальное количество страхов наблюдается у детей в 6-7 лет. По сравнению с предыдущими возрастными периодами, резко уменьшается интенсивность связей между страхами, но при этом каждый конкретный страх больше психологически мотивирован и несет в себе сильный познавательный заряд. У детей старшего дошкольного возраста тревожность , как следствие появления и проявления страхов , еще не является неизменной чертой характера и относительно устранима при организации соответствующей психолого-педагогической работы. Многие страхи ребенка 6-7 лет формируются под влиянием взрослых людей. Например, в старшем дошкольном возрасте на возникновение страхов могут повлиять неоправданная строгость, физические наказания, излишняя жестокость родителей, игнорирование чувства собственного достоинства малыша. В этом случае у дошкольника может возникнуть страх смерти - основной для данного этапа развития. Данный страх имеет тесное взаимодействие со страхами нападения, войны, темноты, сказочных персонажей (появляющихся еще в 3-5 лет), смерти родителей (6-7 лет), стихии, огня, пожара и других . Последние виды страхов наиболее характерны для старшего дошкольного возраста. Они несут максимальную угрозу для жизни человека в прямом или косвенном виде.
Анализируя страхи старших дошкольников по половой принадлежности, можно сделать вывод, что у девочек страхов значительно больше, чем у мальчиков, при этом страхи очень тесно связаны между собой. Также они продолжают серьезно влиять друг на друга, не только в дошкольном, но и уже в школьном возрасте. То есть, страхи у девочек прочно объединены с формирующейся структурой личности, особенно с эмоциональной сферой.
Страхи старшего дошкольника напрямую зависят от отношений, которые складываются в семье, то есть от типа детско-родительских отношений. Очень важно чтобы родители и педагоги вовремя смогли заметить изменения, происходящие с ребенком, и смогли помочь ребенку справиться с эмоциями. От этого будет зависеть эмоциональное, психическое и физическое состояние ребенка и его благополучие в целом.
Если анализировать общие причины появления стойких страхов в детском возрасте, то выясняется, что все они сводятся к психической травме, которую пережил ребенок. Это может быть разовая шоковая травма, например внезапный сильный испуг, или затяжная психотравмирующая ситуация – длительная разлука с матерью, болезнь, тяжелые напряжение отношения в семье, неудачная адаптация в детском саду.
Причинами детских страхов могут быть конфликты, алкоголизм в семье, жестокость, строгость, ограничивают ребенка правилами, принципами. Родители борются с упрямством ребенка. Тревожность и мнительность мамы, трудно протекаемые роды. Эмоциональный стресс, перенесенный мамой во время беременности.
Все это приводит к длительному перенапряжению нервной системы ребенка, которое ослабляет ее создавая благоприятную почву для появление страхов.
Эти страхи проявляются в первую очередь во сне, в странных сновидениях, от которых ребенок нередко с криком присыпается среди ночи
Выделим факторы, участвующие в возникновении страхов
- наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
- тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками;
- большое количество запретов со стороны родителя, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
- отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков,
- конфликтные отношения между родителями в семье;
- психические травмы типа испуга,
- психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Чаще боятся чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети.
В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три группы:
1. игра со страхом;
2. рисование страха;
3. вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).
На основе этих данных можно составить комплекс коррекционных методик, который будет включать в себя:
1. Методики, основанные на использовании игрового метода: «Игра с темнотой», «Чехарда», «Прогулка в слепую», «Отгадай, кого я боюсь» (по первой и последней букве).
2. Методики, основанные на использовании изотерапии: «Расправься с нарисованным страхом», «Мне не страшно».
3. Методики, основанные на использовании сказкотерапии: «Сказка про страх».
В конце работы дети начинают понимать, что сказочные персонажи – это вымысел и их можно сделать такими, какими ты сам хочешь, тот есть добрыми, смешными, весёлыми
При проведении констатирующего эксперимента мы использовали методики выявления страхов у детей с помощью рисунков.
Такая методика проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребёнка .
Детям предлагалось рисовать на темы: «В д/с », «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее» .
Анализ полученных результатов показал позитивные и негативные тенденции в эмоциональной сфере. Выявил скрытые детские страхи.
Применялась методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).
Экспериментальный материал -14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни старшего дошкольника ситуацию.
Таким образом: из 15 человек, которые принимали участие в тестировании, выявлено, 4 человека с высоким уровнем тревожности, 6 человек со средним уровнем тревожности, 5 человек с низким уровнем тревожности. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте перед поступлением в школу возрастает уровень тревожности.
Диагностика количества страхов (тест: «Страхи в домиках». методика М.А. Панфиловой.)
Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, врачей, крови.
Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети, выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху крови, меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.
Необходимо выделить следующие основные параметры в работе с детскими страхами:
- Чтобы существенно снизить тревожность ребенка перед поступлением в школу необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный успех ребенка, в какой либо деятельности. Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи невелики.
- Педагогам и родителям решившим помочь детям избавиться от страха, можно использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик.
- С целью предупреждения появления неврозов у детей, необходимы позитивные перемены в жизни самого ребенка и семьи.
Проведенное исследование доказывает, что дети старшего дошкольного возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко из которых проявляется страх темноты , сказочных персонажей, крови, животных. То есть дети боятся того, что угрожает их жизни, значит можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста больше всего подвержены страху смерти.
Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием раннее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическая, родительская и медицинская помощь будет оказана в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза в подростковом возрасте.
Список литературы
1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 624 с.
2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие под. ред. Дубровиной И.В. – М.: «Академия», 1998.
Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2003. - №1. – С.20-27.
3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребёнка». – СПБ: 2000. – 448 с.
4. Овчарова Р.В. Практическая психология - М.: Т.Ц. «Сфера», 1996. - 337 с.
5. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989. – 296 с.
6. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997. – 250 с.
7. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю.Лукоянова. – М.: Знание, 1981. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции
Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Особенности проявления агрессии у детей младшего дошкольного возраста
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙОсобенности проявления агрессии у детей младшего дошкольного возраста...
Особенности воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст - какой он?
консультация для родителей...
Проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Теоретический анализ проблемы. Понятие страх в психолого-педагогической литературе. Характеристика страхов у детей дошкольного возраста. Технология профилактики и коррекции детских страхов .Анализ сос...
Особенности проявления эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В статье рассматриваются особенности проявления эмоций у детей с задержкой психического развития....
Гендерные особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция
Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий...