Родительский клуб – как форма повышения компетентности родителей в условиях реализации ФГОС ДО
консультация
Одной из задач ФГОС ДО является «обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (ФГОС ДО п.1.6. ). Результатом внедрения ФГОС ДО в работе с семьями воспитанников должно стать создание эффективной системы сотрудничества, которая основана на личностно- ориентированной модели взаимодействия.
Новые социально-экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, и прежде всего – отношений между родителями и детьми. Заметно снижается ценность детско-родительских отношений, общения с детьми, домашних традиций, семейного единения. Поэтому одним из приоритетных направлений работы педагога – психолога в условиях реализации ФГОС ДО является работа с родителями, а именно повышение родительской компетентности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Л.И. Андреева,
педагог – психолог,
МДОУ № 2 «Золотая рыбка»,
г.Козьмодемьянск, Республика Марий Эл.
Родительский клуб – как форма повышения
компетентности родителей в условиях реализации ФГОС ДО
Одной из задач ФГОС ДО является «обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». (ФГОС ДО п.1.6. ) Результатом внедрения ФГОС ДО в работе с семьями воспитанников должно стать создание эффективной системы сотрудничества, которая основана на личностно- ориентированной модели взаимодействия.
Новые социально-экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, и прежде всего – отношений между родителями и детьми. Заметно снижается ценность детско-родительских отношений, общения с детьми, домашних традиций, семейного единения. Поэтому одним из приоритетных направлений работы педагога – психолога в условиях реализации ФГОС ДО является работа с родителями, а именно повышение родительской компетентности.
Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями мы считаем организацию родительского клуба. В МДОУ №2 «Золотая рыбка» создан «Клуб заботливых родителей» с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей раннего возраста, обеспечения психолого – педагогической поддержки раннего семейного воспитания.
Подготовка к заседаниям клуба требует творческого подхода, времени и слаженной работы единомышленников. Участниками клуба являются родители, воспитатели, врач-педиатр, учитель – логопед, педагог по изобразительной деятельности. Непосредственным руководителем клуба является педагог – психолог ДОО. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с разработанным положением на базе группы детей раннего возраста «Чебурашка».
Темы заседаний запланированы с учетом запроса родителей и стоящих перед нами психолого – педагогических задач. Так, программа клуба на 2017-2018гг. состоит из 10 встреч, например, «Знаем мы ли мы права ребенка», «Адаптируемся вместе», «Растим малыша здоровым». Клубная работа в ДОУ позволяет очень быстро реагировать на запросы родителей. Существуют темы («Кризис 3-х лет», «Развитие речи детей раннего возраста»), которые бывают востребованы из года в год. Но иногда, по результатам проведенного блиц – опроса или анкетирования родителей, назревает необходимость внеплановой встречи в клубе, посвященной какому-либо вопросу, волнующему родителей в данных момент. Так был проведен семинар – практикум «Игра и игрушки в жизни ребенка раннего возраста». На семинаре мы акцентировали внимание родителей на игре малышей, показывали её значение, познакомили с антиигрушками, научили способам игрового взаимодействия взрослого и ребенка, решали педагогические ситуации. Важная задача этого семинара –практикума- установление доверительных отношений между педагогами и родителями. Этому способствовали коммуникативные компетенции педагогов: умение решать конфликтные ситуации, способность к сочувствию и сопереживанию.
Мы считаем, что клубная работа эффективна и востребована. Родители с удовольствием посещают заседание клуба, потому что сложилась определенная традиция их проведения:
1 часть – игровое приветствие родителей, которое помогает создавать положительный эмоциональный настрой, становится своеобразным ритуалом группы, что способствует её сплочению. Варианты приветствия: «Пожелание», «Танцевальный», «Комплименты», «Встаньте те, кто…».
2 часть – ознакомление с теоретическим материалом в форме мини – лекции, консультации с использованием технических средств.
3 часть.(основная) – практическая работа с родителями. Это разыгрывание ролевых ситуаций, тренинговые упражнения, во время которых отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми.
4 часть – подведение итогов встречи. Это получение обратной связи от родителей или «рефлексия», может проводиться в письменной или устной форме, например, продолжите фразу «Работая с группой, я поняла, что …».
Родители положительно отзываются о технике релаксации в форме двигательных, дыхательных упражнений и арт – терапии, направленных на выработку способности к расслаблению мышц. Также в заключительной части встречи мы предлагаем родителям памятки, рекомендации по определенной тематике, например, «10 заповедей для родителей», «Советы по приобретению безопасных игрушек», «Кризис 3-х лет».
Таким образом, работа «Клуба заботливых родителей» способствует повышению педагогической грамотности и компетенции родителей детей раннего возраста, оказывает практическую помощь в выполнении воспитательных функции в семье.
Список источников:
1.Гонтаревская, М.Н, Попова, Л. Н. Детско- родительский клуб «Веселая семейка». Практический материал. М.Н. Гонтаревская, Л. Н. Попова. - М.: ТЦ «Сфера» 2012.- 128 с.
2. Москалю, О.В, Погонцева, Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. О.В Москалю, Л.В. Погонцева.- Волгоград .: Учитель, 2010.-123 с.
3.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. И.М. Марковская. СПб.: издательство «Речь». 2002 г. - 150 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...
Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта
В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...
«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...
Межрайонный фестиваль педагогического творчества Организация конструктивного взаимодействия логопеда с родителями в рамках клуба «Родительская академия» в условиях реализации ФГОС ДО
Нарушения речи – достаточно распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Детей с речевыми проблемами меньше не становится, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррек...
Проект на тему: «Семейный клуб как инновационная форма работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО»
Материал для педагогов...
Методическая разработка "Родительский клуб, как эффективная форма развития познавательно-речевого потенциала детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
опыт работы педагогов группы компенсирующей направленности с родителями, через создания клуба "Я с тобой"...
«Семейный клуб как форма духовно-нравственного и эстетического воспитания детей в условиях реализации ФГОС ДО»
Опыт работы педагога Бочарниковой И.А. в ДОУ сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в ДОУ и в семье, обеспечение всестороннего развития ли...